Факты и мифы медицинской реформы, часть третья. Социальная медицина и кейс Эстонии.

Дмитрий Левинский

Тут должен был быть текст о “государственных медицинских гарантиях”, предлагаемых министерством в качестве реформы, но вступление получилось таким объемным, что я решил разделить его на несколько частей.

Давайте я расскажу вам немножко за медицину в Эстонии (из того, что я знаю), которую можно назвать лучшим кейсом реформирования медицины на постсовке.

Но начну не непосредственно с этого, а с простых понятий. Например, с определения того, что такое идеальная социальная медицина.

Социальная медицина – это такой тип системы здравоохранения, когда все граждане, находясь в равных условиях, осуществляя абсолютно прозрачные прямые выплаты из своей зарплаты (или своих доходов) в виде налогов и/или дополнительных сборов, получают на выходе абсолютно равные возможности получения медицинских услуг на абсолютно прозрачных условиях.

Ну а теперь собственно к Эстонии.

Начнем с популяционно-географических особенностей.

Эстония – страна с одной из самых низких плотностей населения в Европе и в мире. 29 человек на 100км2.

Это 147-й из 195 показатель в мире (от большего к меньшему) и пятый с конца в Европе (меньше – Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия).

По площади Эстония примерно равна Киевской и Черниговской областям вместе взятым.

На все это счастье – 1,3 млн населения.

Так же на все это счастье – 4 крупных города, являющихся центрами медицинских округов.

А еще 12 или что-то около того – городов поменьше.

Сел в нашем понимании там нет вообще. Даже с населением в 500 и менее человек – это скорее маленький городок, чем село.

Ну а теперь собственно о медицине.

Большая часть медицины в Эстонии – безоплатная. Нет даже страховок как таковых. В Эстонии нет даже министерства здравоохранения.

Платными в Эстонии могут быть дополнительные услуги (например совместные роды, патронаж и т.п.) или услуги частных медицинских центров (например частного офтальмологического центра с передовыми технологиями и методами лечения).

Да там могут быть очереди на прием узких специалистов или на плановое лечение, но очереди меньше, чем в среднем по Европе.

Сельской медицины тут нет никакой, ввиду отсутствия сел как таковых. Но ближайший “семейный” врач, амбулатория или клиника – практически всегда находится на расстоянии не более 15-20 минут езды из любой точки страны.

За какие гроши такой социализм, наверное, поинтересуетесь вы?

Дорогая редакция отвечает: да за деньги все тех же налогоплательщиков.

Но не через налоги, т.е. не через центральный бюджет. В Эстонии работает система больничных касс. Всего есть 4 государственных медицинских кассы, по количеству медицинских округов.

Медицинские кассы наполняются за счет медицинского сбора, который платит каждый работодатель из зарплаты каждого сотрудника. (частники – платят сами за себя). Медицинский сбор составляет 33% от заработной платы (до налогообложения), но не менее 390 евро в месяц. Что в случае минимальных зарплат может быть и более 33%. И это до половины зарплаты, оставшейся после вычета основных налогов.

Еще раз: ТРИДЦАТЬТРИ ПРОЦЕНТА, НО НЕ МЕНЕЕ ТРИСТАДЕВЯНОСТО ЕВРО В МЕСЯЦ.

И это не считая прочих налогв в 20+ – 40+% и 20% НДС (на отдельные категории товаров – 9%, на еще более отдельные – 0%)

Т.е. суммарная налогово-сборная нагрузка на каждого работающего с легкостью может превышать 70% только прямых отчислений.

Вот в этом и заключалась вся суть реформы здравоохранения в Эстонии, которая позволила создать достаточно доступную и одну из самых качественных в Европе медицинских систем, в которой:

  1. определены абсолютно прозрачные механизмы финансирования системы
  2. определен абсолютно прозрачный механизм получения медицинских услуг
  3. медицинские услуги одинаково доступны в равном объеме для любого гражданина страны.

Вот это и есть реформа. А все остальное: нормативы, протоколы, маршрутизация пациентов сами по себе – это не реформы. Это лишь смена одних механизмов на другие, для внедрения которых должны быть определены механизмы финансирования, которые позволили бы обеспечить имплементацию этих изменений. И для внесения таких изменений даже не нужны отдельные законопроекты. Это делается или ведомственными распоряжениями, или приказами, или указами правительства.

Поэтому когда с голубых экранов вам вещают, что государство будет гарантировать такой-то и такой-то объем медицинских услуг, который по факту никто никогда не гарантировал, но расширения финансовой базы нет и не предвидится (как в нашем случае) – знайте, вам нагло врут.

А в следующих частях я расскажу о провале Обамакэйр в Штатах, предлагаемой у нас модели соцстраха и сооплаты медуслуг, и мы с вами сделаем окончательный вывод, почему предлагаемые Минздравом механизмы

а) вообще не реформа как таковая (хотя многие наверное уже догадались после прочтения этой части)

б) не обеспечивают никакого анонсируемого социального равенства, а вносят еще больше дискриминации в отношении разных социальных групп населения

в) не обеспечивают ни расширения доступности медуслуг, ни повышения их качества, ни расширения прав пациента, и никаких дополнительных гарантий к тем, что теоретически есть и сейчас.

Автор