О реформе образования

Дана Яровая

Итак, 3 июля мы большой блогерской разноплановой компанией были в Министерстве образования и науки на встрече с министром Лилией Гриневич.

То, что я услышала от министра, то, как это звучало, то, как человек был готов отвечать на любые вопросы – мне очень понравилось. Законопроект, который нам презентовали, хотя, скорее, квинтэссенцию законопроекта, нужный, к сожалению запоздавший, так как нужен был на вчера, грамотный, продуманный, и в теории должен повернуть систему образования из состояния ж̶о̶п̶о̶й̶, извините, спиной к ученику и родителям, к состоянию, лицом к лицу, глаза в глаза, и партнерство ради гармоничного и полноценного развития ребенка.

Что самое первое меня порадовало и удивило. Как экономиста, в первую очередь. Это то, что в законопроекте указано, что государство Украина гарантирует ассигнования на образование не менее 7% от ВВП. Уж очень это правильно, на мой взгляд. Не с точки зрения цифры, а с точки зрения здравого смысла, что провести реформу возможно, имея определенный бюджет. Не имея оного, любые добрые намерения будут выстилать нам дорогу в ад «no money, no honey».

Второе, по списку, но, наверное, первое по значимости, это переформатирование системы образования. Нынешняя система образования набивает ребенка все 11 лет нужной /не нужной/устаревшей информацией, массив изучаемой информации огромен, дети перегружены, зачастую все сводится к зазубриванию, а не пониманию предмета. На выходе имеем ученика с родителем и педагогами, главной целью которых есть успешная сдача ЗНО. Как дальше это поможет в жизни, мало кого интересует. Нынешний законопроект смещает акценты и ставит в приоритет: воспитание целостной личности, всесторонне развитой, способной критически мыслить, способной искать нужную информацию, систематизировать ее, применять на практике и развиваться на протяжении всей жизни. Это просто ВАУ, в случае успешной реализации.

Третье. Это изменение роли учителя. Роль надзирателя и оценщика талантов и способности ребенка, меняется на роль партнера, друга, наставника.

Четвертое. Деньги идут за ребенком. В некоторых случаях, как мне объяснил министр, будет компенсироваться даже обучение в частных школах, но не все (что несколько странно). Будут установлены критерии школ, оплата в которых будет частично компенсироваться. Вот в этом месте я вижу широкое поле для манипуляций и коррупции, но может в скором времени появятся более точные критерии, и вопросы отпадут сами собой.

Пятое. Упрощается процедура открытия частных дошкольных заведений. Уделено много внимания обучению детей с особенными потребностями. Введен принцип равнозначности домашнего обучения и школьного. Школа становится 12-летней. Зато степень бакалавра получается за 3 года. Унизительные собеседования в первом классе отменяются.

Много еще чего нужного и правильного. И за одну встречу все обсудить было невозможно, так как система образования начинается с дошкольного образования и заканчивается докторскими и кандидатскими.

Мне понравилось, что на вопрос к министру, а кто эту всю безумную красоту будет реализовывать, 65-летняя Марья Ивановна, которая 30 лет учила, и знает как учить, и имела в виду она ваши нововведения, Лилия Гриневич не начала объяснять «шо маємо, то маємо» или « а где других взять?», а достаточно четко рассказала о межведомственном соглашении с Финляндией, о готовности финнов обучать наших педагогов, о проведении обучений и переаттестаций, о плановости и переходном периоде. Меня очень порадовал этот ответ. Уверенный, толковый, профессиональный.

Резюме.

Общее впечатление положительное. Очень хотелось бы, чтобы так же гладко прошла его реализация. Если законопроект будет принят, то я завидую родителям детей и детям, которые пойдут в первый класс в 2018 году.

Убедительная просьба к депутатам – поддержать законопроект. Он нам нужен был еще вчера.

Автор