Еще раз об экономических моделях здравоохранения

Дмитро Левінський

Про разные типы я уже писал (основные Модель Бевериджа и Модель Бисмарка – см. ссылки под статьей), теперь поговорим о подвидах британской (Бевериджа) социальной модели, некоторых ее подвидах и отличиях от “советской”.

И начнем с одного распространенного заблуждения, часто озвучиваемого в спорах: “Я плачу налоги и за эти налоги я хочу качественную и доступную медицину.”
Так вот. Это утверждение само по себе – миф. Среднестатистический гражданин Украины вообще не платит за медицину из своих налогов. Ни за счет ЕСВ (который по идее должен покрывать расходы на медицину), ни за счет НДФЛ. И даже суммарно – все равно не хватает.

Согласно запланированному бюджету-2018, расходы Пенсионного фонда составляют около 360 млрд гривен. При доходах – около 210 млрд.
При этом даже НДФЛ (65,5 млрд) + доходы бюджета от предпринимательства и недвижимости (68 млрд) не покрывают полностью дефицит ПФ (140 млрд).
При этом расходы на здравоохранение составляют порядка 90 млрд гривен и покрываются они из других источников.

А теперь, прежде чем возмущаться, мол, “мы же все косвенно платим НДС и другие сборы”, взгляните на картинку внимательно. Найдите там строчку “Расходы на здравоохранение”. Нашли? Замечательно! Теперь можем продолжать.

Так вот, британская модель, она же Модель Бевериджа, – это совсем не о механизмах распределения медицинского бюджета государства. Это о механизмах его наполнения и модели реализации медицинских гарантий.

Механизм наполнения абсолютно прозрачный. По сути мало отличающийся от нашего ЕСВ, но с одним маленьким, но многозначительным нюансом. Медицинский сбор идет отдельной статьей. И даже может не быть привязанным к неизменной процентной ставке ЕСВ и меняться от года к году (как в той же Британии). И в таком случае каждый налогоплательщик действительно оплачивает “государственную” медицину.

И медицинский бюджет при этом формируется полностью за счет прямых взносов граждан. Хоть в Британии (порядка 550 долларов на душу населения в год), хоть в Польше (порядка 590). И это на душу населения, а не на одного налогоплательщика. Минус пенсионеры, дети, другие льготные группы – и цифра фактически более чем удваивается. Средний медицинский сбор в Британии – более тысячи фунтов. При этом как сам человек, так и работодатель (по договоренности) могут повысить уровень медицинских гарантий (читай страховки) отдельными взносами в медицинский бюджет либо частную страховую компанию.
Это и есть главное отличие социальной модели медицины в британской и “советской” социальных моделях.

Но тут мы подошли ко второму отличию – модели реализации этих самых гарантий.
И это есть не что иное, как страховая модель в общегосударственном масштабе. С небольшими отклонениями туда или сюда от классической страховой модели.

Типы ставок тут, как правило, включают в себя не только (и даже не столько) ставку за пролеченный случай, а много других типов ставок, с колеблющимися долями той или иной в разных странах и для разных типов медицинских учереждений.

И основной ставкой является Капитационная ставка, она же подушевой норматив. Т.е. ставка на количество обслуживаемого населения.
Для первички (семейная медицина) – это чуть ли не единственная ставка.
Для вторички (узкие специалисты) – как правило, тоже, с редкими исключениями в виде ставок за пролеченный случай.
На третьем уровне (стационары) – это смесь разных типов ставок. И подушевая ставка, и ставка за пролеченный случай, и другие. Тут как раз все, как у нас. Отличия лишь в долях тех или иных ставок.

Главное же отличие, присущее любой страховой модели, состоит в том, что страхуемый точно знает размеры своих платежей и точно знает, какой объем и порядок оказания медицинской помощи гарантирует ему страховщик (государство). И абсолютно неважно, расплачивается страховщик с исполнителем услуг непосредственно, как в Британии, или через систему субвенций (областных/краевых/земельных), как было у нас, и как будет в Польше.

Ну и в качестве ремарки позволю себе напомнить, что при сходных с Польшей демографических показателях наш медицинский бюджет в 20 раз меньше. При этом на душу населения в Польше меньше и врачей, и медучреждений, а по зарплатам в сфере здравоохранения и по качеству медицинского обслуживания Польша находится на последнем месте среди стран ЕС. А Британия была бы очень недалеко от Польши по качеству, если бы входила в ЕС.

Резюмируя, хочу отметить два основных момента:

  1. Вы не платите ни копейки из своих налогов на медицину.
  2. Никакие изменения в механизмах распределения бюджетных средств внутри системы не поменяют ровным счетом ничего без изменения механизмов и увеличения объема наполнения этого самого бюджета. Без этого экономическая модель как была, так и остается совковой.

 

 

Автор