Відживший індикатор майбутнього РФ

Андрій Бондар

Єдине, що варто сказати доброго про Ґорбі – це те, що СССР його 6-річної епохи правління був набагато вільнішим і демократичнішим за сьогоднішню Росію. А ще те, що сьогоднішня Україна веде війну водночас на два фронти – і з путінською Росією, і з СССР, який не витримав вітерця свободи і живе тепер у путінській Росії як одна з її найвищих точок розвитку й успішний проєкт.

Властиво кажучи, основна ціннісна відмінність між сучасними українцями та росіянами якраз у ставленні до СССР. І коли говорять про цивілізаційну прірву між нами, то мають передусім на увазі це. Ми СССР відштовхуємо, вони вважають своєю золотою епохою, ставлячи в центр свого міта колосальну бійню 1941–1945 років. Ми ж – попри всю нашу схильність до переживання травм минулого – мислимо себе тими, що будуть завтра і післязавтра, а не тими, що були колись.

Наша сьогоднішня кров, пролита за Україну, – це, властиво кажучи, жертва за вихід з царства неволі, упокорення і знеособлення. Натомість росіяни платять кров’ю за те, щоби залишатись у неволі і царстві жорстокості. Тільки подумайте: вони вмирають за те, щоби бути невільними. Я би такого для свого народу не бажав.

Тож Ґорбі, зрештою, програв у всіх сенсах. Свобода, принесена ним, була непотрібна його народу, який за першої ж можливості знову загнав себе в подобу 1937 року. А ми повинні виграти, бо обрали дорогу свободи. Бо це греко-перська війна, в якій мусить перемогти вільна людина, а не раб.


Сито Сократа

Отживший индикатор будущего РФ

“Сегодня вечером после тяжелой и продолжительной болезни скончался Михаил Сергеевич Горбачев”, — такое сообщение из ЦКБ передало ТАСС в ночь с 30 на 31 августа. Единственный президент СССР и последний генсек ЦК КПСС ушел на 92-м году жизни в уникальных для высших советских руководителей условиях. Он умер через 31 год после того, как оставил должности главы супердержавы, которая после этого прекратила свое существование. Горбачев завершил практику “пятилетки пышных похорон”. После сумрачных лет правления геронтократов Брежнева, Андропова и Черненко его молодость и энергичность вселяли оптимизм, однако он был уже не в силах сохранить целостность советского монстра, у которого отмерли мозги и стали отпадать прочие члены организма.

За неспособность сберечь разложившийся совок Горбачева обильно клеймили агентом Запада, национал-предателем, пренебрежительно называли “Горбатым” и “Меченым”. Все плохое, что есть в современной России, оголтелая путинская пропаганда связывает с деятельностью Горбачева. Дескать, он отец лихих девяностых, порожденных его Перестройкой. Это Горбачев ограбил всех россиян, стоял у истоков этнических конфликтов в бывших республиках, постоянной болтовней забил баки Homo Soveticus. Ему приписывают поражение СССР в бессмысленной и кровавой афганской войне. Кроме того, Мишку называли подкаблучником жены Раисы, и соответственно, от нее выводили низкопоклонство перед Западом. Апогеем подобной практики стало участие Горби в съёмках рекламы для Pizza Hut и Louis Vuitton.

Но, оценивая через годы масштаб личности Горбачева, очевидно, что она довольно таки значительна, ведь больше, чем о нем, говорят, пожалуй, лишь о Сталине. В сравнении с ушедшим Горбачевым Путин выглядит политическим пигмеем. Вся политика путинизма – абсолютно вторична, он ничего не создаёт, не генерирует никаких новых смыслов, а просто гротескно воспроизводит программу “анти-Горбачев”. Взять хотя бы пресловутый концепт “анти-России” для объяснения вторжения в Украину или идею “антизападничества” для описания поведения на международной арене. Ничего своего, интеллектуальная пустыня.

На критике ненавистного Горбачева выросли поколения современных горлопанов, не желающих признавать, что он-то и есть их кумир. Когда сейчас какие-то сопливые содержанки путинизма призывают “собирать разбросанное”, чувствуется комизм ситуации. Словно немощный старик мешал это делать все эти годы самим фактом своего существования.

Что характерно, Путин буквально молниеносно задал тренд восприятия факта смерти Горбачева. Он “глубоко соболезнует в связи с его кончиной”. Кремлевский заседатель анализирует разом большой срез данных по итогам кончины лидера прошлого.

Путин опасается, что прощание с Горбачевым и гражданские панихиды могут, как минимум, поднять пыль в России и вызвать поляризацию общества. В текущих условиях скрываемых тягот “спецоперации” любой камешек в кремлевский огород ему видится как зарождение эффекта снежного кома. Цель пропаганды – взять под контроль горбачевский дискурс, предотвратив стихийные политические демонстрации. Как-никак Горбачев – символ слома эпох и, по сути, первоисточник его самого как президента РФ.

Заметно желание отдельных членов путинской клики использовать церемониал похорон Горбачева, чтобы прозондировать почву для восстановления контактов со странами Запада. Массировано вбрасывают тему похоронной дипломатии, которая помогала наладить контакты между СССР и США в период 1982-1985 гг. Из Кремля следят за реакцией нынешних визави, изучают нюансы соболезнований, желая рассмотреть, куда клонят лидеры свободного мира. На кого из окружения Путина делается ставка?

Наконец, Путину крайне любопытно, как будут проходить его личные похороны. Сейчас есть возможность со стороны прожить неминуемое будущее. Все уходят, и он тоже не вечен.

Автори
,