Об угрозах. О том, чего я боюсь

Victor Tregubov

Это Викт и это лонгрид, причем настолько субъективный и спекулятивный, что ему место здесь, а не на ПиМ.

Я хочу немного поговорить об угрозах. О том, чего я боюсь.

Да-да, я знаю, что еще ничего не потеряно. Но я еще и знаю, что надеяться надо на лучшее развитие событий, а готовиться – к худшему. Я хочу, пока еще есть время, разобраться, чему надо будет противодействовать в первую очередь, если все-таки Зе.

Давеча дискутировал с одним экспертом из третьего сектора, и эксперт меня вопросил (ну ок, вопросила) – вот вы говорите, что нет смысла выслушивать, что там этот кандидат говорит или что там в программе пишет. А на что же тогда смотреть?

Я почувствовал себя редиской, который фокусы рассказывает, но честно сказал: смотреть надо на то, что интересно тому, благодаря кому этот кандидат окандидатился.

Поехали. Если где напутаю – поправляйте.

Угроза №1 обозначена. Это ручное вмешательство в деятельность НБУ (готовность озвучена Разумковым) и миллиардные репарации Коломойскому за Приват (озвучено самим Коломойским). А дальше, как, опять-таки, сказал сам Коломойский – «дефолт – это не страшно». Со всеми прелестями вроде гривны по… да примерно любому курсу.

Как могут реализовать: как через суд, так и через установку контроля над НБУ, который просто будет вливать деньги через рефинанс в заранее купленные банки.

Что может остановить: позиция США и рука ФБР на определенных гениталиях. Ну либо очень активные действия гражданского общества.

Угроза №2. Новоизбранному президенту нужна будет Рада и контроль на местах. Дальше он попадает в ловушку отсутствия команды, в которую пятью годами ранее попал Порошенко, только в более яркой форме. Раду он сможет собирать через запугивание роспуском (правда, недолгое) и скупку мажоритарщиков. Для контроля над местными элитами ему нужно будет подобрать всех перебежчиков-оппортунистов и довесить еще кем-то. В роли еще кого-то уже предлагает себя отборная региональная плесень. «Рано или поздно мы докатимся и до нее».

Что может помешать: только гражданское общество и нормальные выборы в Раду.

Угроза №3, которая на самом деле №1. Внешняя. РФ начала подготовку к ускоренной раздаче паспортов на Донбассе. Кто будет представлять Украину в случае эскалации как на международной арене, так и в руководстве армией? Зеленский в своей команде даже не представил международника, обозначив им Данилюка по остаточному принципу. Это блеф и ширма. На международку у него просто никого нет, разве что подбирать откровенных посмешищ вроде Яременко. И если его кандидатура на МО – это Апаршин, известный в первую очередь гаражной распродажей имущества МО, а во вторую – синькой, то и на армию никого нет. Приплыли.
Зато уже, блин, вижу, как Иловайскую трагедию представят в корбановской версии. Где совещания в кабинете Корбана и не было вовсе, а во всем виноват злобный Муженко.

Что может помешать: позиция военных, ветеранов и волонтеров.

Угроза №4. Передел собственности. ФПГ Коломойского не относится ни к самым скромным, ни к самым щедрым, ни к самым цивилизованным.

Что может помешать: гражданское общество и немного зарубежные партнеры.

Угроза №5. Репрессивная. Часть силового ресурса в лице ах какого министерства и ряд судов (привет, Портнов) уже легли и просють. И рвутся доказывать свою полезность, совершенно сознательно перегибая. После выборов будет НАМНОГО хуже.

Что может помешать: гражданское общество, партии, международное давление.

Угроза №6 – относительно небольшая, но неприятная. Коломойскому просто выгодно выдавить лоукосты с украинского рынка авиаперевозок.

Что может помешать: нормальные выборы в Раду.

Угроза №7. Мозгопромывочная. Уже виден союз Г+Г с ватными пропагандистами. Пока ситуативный, но может затянуться. Нужно ведь чем-то полоскать людям головы перед парламентскими.

Что может остановить: у меня только очень агрессивные предположения, пожалуй, не буду их озвучивать.

Отсюда проистекает угроза № 8. Популизм.
Зеленский не оправдает ожиданий избирателя просто потому, что ожидания его избирателя редко реализуемы с позиции президента (даже если очень захотеть и сильно стараться), а отдельные из них просто взаимоисключающи. Следовательно, к парламентским выборам надо будет как-то переочаровывать народ. И здесь, увы, только два доступных ресурса: либо оголтелейший популизм а-ля Тимошенко с ручным управлением экономикой и прожиганием резервов ради кратковременных халяв.

Что может остановить: отчаяннейшая разъяснительная работа в народе и крупные митинги, либо…

Угроза №9. Культура и идентичность.
…либо ставка на откровенно ватный электорат.
То есть откат по позициям, касающимся национальной идентичности. Никаких Институтов национальной памяти, никаких запретов на въезд актеришкам, открытие Вконтактика и вообще никакого сопротивления в информационной войне. Зашла уже даже речь об отмене требования к переводу кинофильмов, и пофиг, что оно введено более десяти лет тому еще при Ющенко. Худший вариант (надеюсь, до этого не дойдет) – реинтеграция Донбасса на российских условиях. Большой патриот Коломойский уже заявлял, что там мы воюем сами с собой. А суды уже не признают российскую агрессию.

Сюда же – попытка откатить победу на церковном фронте, ставка на Московский патриархат ФСБ в противовес ПЦУ.

Сразу оговорюсь, я не верю, что это будет основной линией поведения, но я опасаюсь, что к ней могут прийти, быстро исчерпав другие возможности для маневра.

Здесь, простите, только Майданом и остановишь.

Такие пироги. Буду счастлив ошибаться.