Один день с Президентом. Послесловие, часть 1

Владимир Завгородний

В программе рабочей поездки график начинается в 10:00 и заканчивается чрезмерно оптимистичной строкой «17:50 — відліт до м. Києва». На практике самолёт улетел около 22-х часов, и если вы постараетесь, то вы сами догадаетесь, как же так вышло.
Спойлер: один человек очень любит внезапно развернуться и вместо того, чтобы по графику идти в здание, пойти в толпу здороваться.

[10.01.19 10:13] Ну что. Поехали. Начинается #Один_день_с_Президентом в исполнении Владимира Завгороднего (это я). Значится, жил да был на свете один человек, который был таким ленивым, так не любил никуда ездить, и так ловко придумывал всё новые отмазки, что Президенту Порошенко пришлось самому ехать в город Ровно, чтобы наконец увидеться с этим ленивым блоггером…

* * *

В 11:00 мы курим под Свято-Покровским кафедральным собором, куда должен прибыть Президент. И я вам открою секрет: в программах рабочей поездки возле каждого мероприятия пишут, сколько там будет людей. Типа: «Урочисте відкриття калитки в заборе, 12:00—12:05. (5 хв.), 10 осіб біля калітки, 25 осіб на подвір’ї».

Опытный журналист-расследователь, увидев эти строки, быстро начнёт писать текст вида «Бюджетников насильно сгоняют на встречу с Президентом». Мы же курим под собором и ржём: невооружённым глазом видно, что вместо планировавшихся 1000 людей на встречу с Президентом, патриархом Филаретом и митрополитом Епифанием* пришло чуть больше людей. Самую малость больше. Может, раза в три, на глаз. Наверное, это объясняется тем, что на доске объявлений у входа в храм висит объявление, совершенно без всякой конспирации сообщающее, что приедут митрополит Епифаний и Президент Порошенко.

* Епифаний не приехал. Обещали его, а приехал Филарет. Я так понял по итогу.

* * *

Люди прибывают условно-организованными группами человек по 30-40, так что один коварный блогер идёт вдоль очереди, спрашивая всех, что они тут делают, и что вообще происходит. На него смотрят как на больного и снисходительно объясняют. Все в очереди, кажется, действительно знают, куда и зачем они приехали — ларчик открывался просто, это не согнанные принудительно бюджетники, это просто приходы разных церквей Ровно и окрестностей организовались и приехали тесными компаниями.

Не то, конечно, чтобы это помешало особо подкованным журналистам найти зраду. Но вы можете поискать её самостоятельно на сайтах новостей.

Мы стоим в очереди в храм, проходим через металлоискатели, попадаем во двор.

* * *

К 11:30 собирается какое-то неимоверное количество людей во дворе храма и внутри, где, кстати идёт ремонт. Так что часть прихожан забирается на строительные леса, чтобы им было лучше видно. Батюшки пытаются убедить верующих чуть-чуть расступиться и организовать коридор до входа в храм, потому что если коридора не будет, то ни Порошенко, ни Филарет внутрь попасть не смогут, и ничего вообще не будет. Прихожане упорствуют, с места двигаться не хотят, им интересно, они тянутся к новым впечатлениям.

Примерно к этому моменту обнаруживается, что ворота, через которые должна войти делегация, замёрзли намертво. Прибегает человек с паяльной лампой. Курим, наблюдаем за процессом.

* * *

Наконец, прибывают машины с Президентом и Патриархом. Секунд девяносто все друг друга приветствуют, после чего Порошенко радостно (и неторопливо) идёт через так-сяк организованный коридор, здороваясь, пожимая руки, обнимаясь, и всё такое.

Человек из пресс-службы, которого нужно было мне держаться, чтобы не потеряться, делает шаг в толпу и растворяется в ней. Я хрен знает, где его теперь искать — тут все одинаковые, в куртках и шапках. Звоню по телефону, получаю чёткие инструкции вида «А вы заходите в храм и подходите туда, где камеры».

Это очень смешная шутка, потому что примерно две тысячи человек довольно сильно хотят попасть в храм, и христианское милосердие тут, кстати, работает не очень — ну, то есть борьба за место в очереди не так ожесточённа, как в паспортном столе, но где-то на уровне очереди к терапевту районной поликлиники. Тем не менее мы протискиваемся в храм, потому что я тоже умею ходить в поликлинику. Пройти к камерам просто нереально — кроме того, они с двух разных сторон, о чём мой друг из пресс-службы как-то позабыл упомянуть.

В углу храма я нахожу батарею отопления, обнимаю её и решаю, что буду здесь жить, потому что здесь тепло и меня не затопчут.

* * *

Мы слушаем службу (тут шикарнейший хор, кстати). После молитвы слово берёт патриарх Филарет и говорит что-то среднее между проповедью, предвыборной речью и благодарностью ПП. Он много радуется полученному Томосу об автокефалии, и говорит, что наша цель — это объединить всё украинское православие. Эту фразу я услышу ещё несколько раз в течение дня.

Филарет говорит, что это не государство вмешивается в дела церкви, как утверждают некоторые, но церковь и государство работают вместе. Что без независимой церкви не будет истинно независимой Украины, а без государства Украина не будет украинской церкви.

Филарет награждает Порошенко орденом Святого апостола Андрея Первозванного — ну, технически награждение было ещё 15-го декабря, во время собора в Святой Софии.

Порошенко в свою очередь произносит небольшую речь и упоминает о том, что наградил Филарета званием Героя Украины.

* * *

Примерно в это время Президент Порошенко достаёт то ли кролика из шляпы, то ли карту из рукава — в общем, внезапно оказывается, что Томос — он вот он, вот он здесь, он в Ровно. Его привезли из Константинополя, уже со всеми подписями во всех положенных местах, и Порошенко внезапно решил взять его с собой в Ровно. И нам его показывают.

Отчего в зале происходит изрядное оживление, и все тянутся Томос разглядеть, а то лучше и потрогать, и кажется, кто-то пытался оторвать кусочек на сувениры — потому что буквально через две минуты я уже вижу Томос свёрнутым, и его крепко держат в руках два очень обеспокоенных (и физически развитых) священника.

* * *

Президент Порошенко выходит из храма, и снова порывается нырнуть в толпу собравшихся граждан. Я, в свою очередь, пытаюсь намертво застрять в толпе внутри храма — тут я пытался потеряться во второй раз, и уже всерьёз, чтобы поездка закончилась, толком не начавшись, но эта попытка была решительно пресечена пресс-службой, меня натурально выдернули из толпы и запихали в автобус.

***

Далі буде…

Фото на заставке © Михаил Палинчук.

Фото в тексте © “Рівне вечірнє”

 

Автор