Бабушка Беня любит сверхприбыль

Олена Монова

Когда мы только собирались ехать в увлекательный трип по Украине, я сказала Нора Макарова, чтобы она калькулировала счета за бензин. Подбить итоги потом и поделить расходы пополам.

«Не боись, Монова, у меня машина на дизеле», — сказала Нора и довольно подмигнула. Сегодня, похоже, подмигну ей я, потому что вычитала прекрасное: компания «Укртатнафта» потребовала от правительства с 1 августа ввести пошлину на импорт дизтоплива. Почти на 8,5%. Кому принадлежит «Укртатнафта», знаете? Правильно, Бене.

И это уже четвертая попытка только за последний год ограничить импорт нефтепродуктов, чтобы схлопнуть конкуренцию внутри страны и повысить цену на дизтопливо. Которое, как все знаюттм, бабушка Беня производит на своем Кременчугском заводике. Коломойский — монополист рынка дизтоплива в стране, на Кременчугский НПЗ приходится 90% всего украинского дизеля.

Что происходит при повышении пошлин? Правильно, автоматом повышается цены на продукцию (в т.ч. и бабушкиного НПЗ), монополия только усиливается, здравствуй, сверхприбыль. Последнее, правда, только Бени касается.

А нас ждет мгновенный рост цен на дизель, по оценкам экспертов отрасли, как минимум на 1 грн/л на АЗС или 40 долларов за тонну для промышленности.

Теперь считаем: по информации из открытых источников, Кременчугский НПЗ производит сейчас 110 000 тонн дизтоплива в месяц. Дополнительная бабушкина прибыль от повышения пошлин — 120 млн грн в месяц или полтора миллиарда в год. И это только в случае принятия решения всего лишь по одной пошлине.

А потребители натомість пососут пісос и на том же потеряют как минимум 10 миллиардов грн. Сюда же плюсуем неизбежное падение экономики, где первыми пострадавшими станут аграрии: скоро уборочная кампания, а вся сельхозтехника работает на дизеле.

Ну и не могу не отметить, что бабушка отлично усвоил, как бесконечно долго можно юзать беспроигрышную тему — импорт из России. Хотя сам не раз был замечен в импорте российских нефтепродуктов. А тема беспроигрышная потому, что как только обыватель слышит «а, так это же российское, так им и надо, давайте поднимать пошлины» — он сразу же перестает слышать что-то еще.

Перестает слышать о бабушкиной сверхприбыли. О том перестает слышать, что за все время владения НПЗ в Кременчуге Беня ни копейки не дал на модернизацию, никакого инвестирования, ни одной новой установки. Завод сейчас — это говно и палки, но вместо того, чтобы модернизировать и развивать свой же бизнес, Коломойский хочет просто урвать, а дальше срать он хотел, ему последствия не интересны. И никогда не были интересны.

Уже сейчас цены на ДТ (без учета налогов) в Украине считаются одними из самых высоких в сопредельных странах. Но у нас есть шанс стать впереди планеты всей. Было бы еще чем гордиться, нда-с.

А по Украине с деткой, конечно, мы все-таки поездим. Хорошо, что до 1 августа успели.

Автор