Высшее руководство армии, назначенное Зеленским, воевать не собирается

Роман Доник

Самая большая проблема и опасность для боевых бригад ВСУ состоит в том, что высшее руководство армии, назначенное Зеленским, воевать не собирается. От слова совсем. Не умеет, не хочет и не будет. В их головах война закончилась. А для некоторых и не начиналась.

Как, например, для начальника Генерального штаба, не имеющего боевого опыта. На 7 году войны. Если прошлое руководство армии рассматривало войну с РФ и с регулярными подразделениями российской армии как один из самых вероятных сценариев, то нынешнее воевать не собирается. Они ждут политического урегулирования, обещанного Зеленским.

Кроме психотравмы в Иловайске и последующего закрытия иловайского гештальта – «я вам всем докажу, покажу и стану главным», Хомчак шел на должность НГШ не воевать. Он шел «наводить порядок». Каждый офицер из высшего руководства имеет какой-то свой план в том, какой след он оставит после себя.

Муженко – солдат. Воин. Ориентированный на войну и понимающий реалии. Готовый принимать ответственность и готовый умереть в бою как солдат. Как рядовой пехотинец с автоматом в руках. Он это не раз демонстрировал, и этот факт ни у кого не вызывает сомнений. Тут переплюнуть Муженко тяжело. Именно Муженко войдет в историю как НГШ ВСУ, сумевший дать отлуп РФ. Именно из-за этого Муженко очень многие вещи спускал на тормозах и на многое смотрел сквозь пальцы. Потому что он все рассматривал через призму – «большая война» может начаться в любой момент. И важно суметь оказать достойное сопротивление. Именно поэтому многие важные вещи откладывались на потом. Откладывались на потом «чистки» и многое из реформирования. Муженко понимал, что в условиях войны менять систему управления – не самая простая и не самая первоочередная задача. Переплюнуть Муженко как НГШ воюющей страны можно только одним – победой в этой войне.

Но война – не тема Хомчка. Поэтому Хомчак прикинул на себя плащ реформатора. В конце концов, войти в историю как первый главком, который перевел армию на стандарты НАТО, – это реально круто. Але є одне але. У нас война. И в приоритете войны за Независимость должны стоять военные действия. А не бирки, штатки, циркуляры, отказ от каталожной системы питания, цензура и подписки о недопущении критики руководства.

Но Зеленский назначал руководство армии не для войны. А для ее прекращения. То есть какие-то подвижки в сторону НАТО, какую-то видимость реформирования по требованию НАТО. Но не войну. И война на востоке для них превратилась как бы в какое-то досадное недоразумение, портящее статистику, раздражающее и мешающее рутинно “нести службу”.

Напомню, перед самой войной нынешний начальник генерального Сергей Корнийчук ушел в озброення и в АТО/ООС участия не принимал. Главком Хомчак имел боевой опыт в Иловайске. После которого какое-то время отсиделся в командовании сухопутных войск и был взят Полтораком на должность главного инспектора ГИМО (Главная инспекция Минобороны Украины – ред.). То есть ни к войскам, ни к управлению, ни тем более к войне после лета 14 отношения не имел. Хомчак и Корнийчук (НГШ) не знают войска и войну после лета 14 года. Они не знают, что прошли люди, которые воюют с 14 года. Чем жили и чем живут. Потому что в их окружении таких людей нет. Все окружение высшего руководства ВСУ пришло из ГИМО или из штабов. После последних президентских выборов новая власть на руководящие должности в ВСУ назначала людей для наведения особого порядка в армии – армия должна перестать стрелять и закончить войну.

Именно с этим связаны все последние назначения людей, не имеющих боевого опыта, но лояльных к Хомчаку. Или же полностью безынициативных, но лояльных к Хомчаку. Для новых МО и ГШ война закончилась. Настало время бюрократов и чиновников в погонах. Война ничто – порядок все. Причем порядок довоенный. Как в случае с волонтерским транспортом. Сделать все по довоенным штаткам мирного времени. Хотя при малейшем обострении войска начнут захлебываться без транспорта. Уже это проходили. Когда военный транспорт был выбит, и приходилось БК завозить волонтерскими бусами. И раненых эвакуировать, и погибших вывозить. Но руководство армии этого же не знает. Не застали они эти времена в войсках. И обострений в их головах уже не будет. Война-то для них уже закончилась.

В принципе, нечто отдаленно подобное было уже в 14 и немного в 15 году, когда Порошенко так же имел надежду разрулить все политическим путем. Тоже были затяги по стрельбе и по ведению активных боевых действий. И воспрявшие духом бюрократы от МО. Но армией руководили офицеры, понимающие, что задача армии воевать и воевать придется. При этом и Полторак, и Муженко понимали, что нужно рассматривать Россию как основного противника. И готовиться к войне с РФ. Не потому, что нам нравится воевать. А потому, что РФ не оставит нас в покое до тех пор, пока мы не выборем себе этот покой.

А сейчас в голове у Зеленского война закончилась, не начинаясь. И в голове НГШ, и в голове главнокомандующего также. Отсюда все утяги и требования, которые были так популярны в мирное время.

Отдельно хотелось бы отметить, как смешно выглядят попытки ГШ объяснить, какие волшебные реформы они планируют провести. Особенно в кадровом вопросе. Создается впечатление, что люди просто прилетели с Марса и не имеют ни малейшего представлении о реалиях в ВСУ. Психологическое тестирование по новым методикам и всестороннее медицинское обследование они делать не собираются перед подписанием контракта, а качественно новых военнослужащих откуда-то брать собираются. Не иначе какая-то спец лаборатория по выращиванию появилась. А, нет, простите, писать на ФБ они про это будут. Научились. А вот делать нет. Потому что показуха и видимость.

Одно меня успокаивает – большинство командиров боевых подразделений имеют боевой опыт и продолжают воевать. Они знают, что воевать придется. Закончившаяся война и наступивший мир в головах Зеленского и Хомчака будут прерваны артиллерией противника. Так было. Каждый раз, когда Россия обещала другое. И так будет. И наша задача поддержать и сохранить ту армию, которая воюет иногда даже партизанскими методами и которая будет воевать. А не тех военачальников, которые убегали с поля боя, бросая подчиненных, или вообще видели войну только в коридорах и киевских кабинетах.

Помогайте армии. Доверяйте армии. Армия – это единственное, что защищает нас от руского мира.

Якщо хочете зберегти собі нерви та допомогти воюючій за Незалежність України армії в знищенні окупантів – не відмовляйте собі в задоволенні.

Автор