Новости из США. 28 октября – 2 ноября 2019 года

Igor Aizenberg

Доброго времени суток всем друзьям. Об основных событиях, находившихся в центре внимания в США в течение последней недели.

В начале пятничная новость, о которой никто не сообщает. А она с моей точки зрения является очень важной, характерной и симптоматической. Я о ней узнал на сайте министерства финансов США. В пятницу OFAC (Office of Foreign Assets Control), который является органом, управляющим всеми санкциями, в очередной раз продлил замораживание санкций против российской компании ГАЗ, принадлежащей Дерипаске, до 31 марта 2020 года. У меня нет сомнений в том, что эти санкции будут отменены примерно по той же схеме, по которой в январе 2019 года были отменены санкции против трех других компаний Дерипаски, когда часть акций компаний Дерипаска передал другим владельцам, контролируемым властями РФ.

Да, и это все не просто так. 2020 год – год президентских выборов в США. Ну, а санкции против ГАЗа, формально еще не отмененные, все равно не действуют, поскольку заморожены.


 Еще одна пятничная новость. Игорь Фруман, «друг и соратник» Джулиани, которому предъявлены обвинения во вливании иностранных денег в республиканские предвыборные фонды, отпущенный под домашний арест и залог в $1 миллион, просил смягчить ему условия освобождения из-под стражи. Адвокаты Фрумана (по забавной «случайности» они же – адвокаты Манафорта) просили ни больше ни меньше – разрешить их клиенту вылетать за границу. Суд оказался необычно для традиций американского суда коротким. Судья, заслушав адвокатов и прокуроров, тут же постановил в просьбе Фруману отказать и оставить его под строгим домашним арестом.


 В пятницу заявил о выходе из президентской гонки Бето О’Роурк, бывший конгрессмен-демократ из Эль-Пасо, пытавшийся в прошлом году избраться в Сенат от Техаса, но проигравший выборы республиканцу Крузу. Популярность О’Роурка в ходе нынешней кампании не превышала 2%. Очевидно, в силу этого он столкнулся с трудностями при сборе средств на дальнейшее ведение своей кампании, а предвыборные кампании в США стоят очень дорого. Нужно платить сотрудникам штаба и локальных штабов в разных штатах, нужно ездить по стране, нужно платить за рекламу, за аренду помещений и т.д.


 Твиттер объявил, что с 22 ноября не будет публиковать никакую политическую рекламу (это не значит, что нельзя будет твитиь на политические темы, это значит, что нельзя будет за деньги публиковать политическую рекламу в Твиттере).


 Конечно, в центре внимания – продолжающийся процесс импичмента Трампа. Он начался 24 сентября и в четверг, 31 октября, Палата Представителей приняла резолюцию (232 – «за» (231 демократ и один независимый) и 196 – «против» (все 194 республиканца и два демократа, избранных в традиционно «красных», республиканских округах) о порядке открытой части процесса импичмента.

Итак, процесс импичмента происходит следующим образом.

 Три комитета Палаты Представителей (по разведке, надзорный и по иностранным делам) проводят с момента начала процесса импичмента совместные закрытые слушания, на которых заслушивают свидетелей. Закрытость слушаний объясняется тем, что они по сути играют роль следствия. Импичмент концентрируется вокруг Юкрейнгейта, нарушения Трампом законов в связи с замораживанием военной помощи Украине, шантажом Украины, призывами Трампа к вмешательству Украины в выборы в США в 2020 году и к тому, чтобы Украина приняла на себя ответственность за якобы свое вмешательство в выборы в США в 2016 году.

В 1974 году, когда Палата Представителей проводила процесс импичмента Никсона, и в 1998 году, когда она проводила процесс импичмента Клинтона, законодателям были переданы все материалы расследования спецпрокуроров Кокса и Джаворски по Уотрегейту и независимого прокурора Стара по Моникагейту. Все материалы – это тысячи страниц стенограмм допросов свидетелей в большом жюри, документы, полученные в ходе обысков и предоставленные свидетелями.

Ничего этого у Палаты Представителей сейчас нет. Генпрокурор Барр отказался проводить расследование Юкрейнгейта и отказывается передать в Палату Представителей материалы, полученные через большое жюри спецпрокурором Робертом Мюллером. Проиграв в суде первой инстанции дело о предоставлении этих материалов Палате Представителей (суд постановил передать их Палате), Барр подал во вторник апелляцию на это решение в апелляционный суд. Поэтому закрытые слушания играют по сути ту же роль, какую играли бы допросы свидетелей в большом жюри, – происходит расследование, сбор фактов, свидетельств и доказательств.

 Когда эта стадия импичмента будет закончена, далее процесс будет проходить в соответствии с резолюцией принятой в четверг. Основные ее положения говорят о следующем:

    • По окончании закрытых слушаний, их стенограммы будут опубликованы.
    • Будут происходить открытые слушания, которые поручено провести комитету по разведке. В ходе открытых слушаний могут приглашаться те свидетели, которые дали на закрытых слушаниях наиболее ценные показания, а также новые свидетели. Все они будут давать показания под присягой. Ценность открытых слушаний в том, что они будут транслироваться по ТВ и через Интернет, их видеозаписи будут также доступны для всех. Председатель комитета по разведке Адам Шифф будет иметь право передать право задавать вопросы профессиональным юристам, имеющим большой опыт следственной работы или работы адвокатами в судах, взятым временно на работу в аппарат комитета. Это важно, поскольку профессионалы гораздо лучше умеют задавать нужные вопросы свидетелям, чтобы получить от них информацию, чем это могут делать члены Конгресса, являющиеся прежде всего политиками. Аналогичное право будет иметь и заместитель Шиффа, один из самых ярых сторонников Трампа в Конгрессе, республиканец Нуньес.
    • По окончании открытых слушаний в комитете по разведке, он составит отчет, который вместе со всеми стенограммами слушаний и другими сопутствующими материалами будет передан в юридический комитет Палаты Представителей. Юридический комитет, изучив все эти материалы, должен будет принять решение, заслуживает ли Трамп предъявления ему обвинений и, если заслуживает, комитет должен предложить проект обвинительного заключения, сформулировав статьи, по которым будет обвиняться президент. Адвокаты Трампа получат право участвовать в процессе на этом этапе.
    • Документ, составленный юридическим комитетом, будет представлен затем на голосование полному составу Палаты Представителей. Этим голосованием процесс импичмента будет закончен. Если Палата предъявит Трампу обвинения, над ним состоится суд, в котором присяжными будут все 100 сенаторов. Судебный процесс частью процесса импичмента уже не является.

 Открытые слушания очень важны, в частности, для того, чтобы граждане США имели возможность ознакомиться со всеми деталями происходящего, и узнать, чем на самом деле занимались их президент и его ближайшее окружение. В преддверии президентских выборов 3 ноября 2020 года важность такой информации, которой будут переполнены все ведущие СМИ, трудно переоценить.


 Главным свидетелем, выступившим на прошедшей неделе на слушаниях по импичменту, стал подполковник американской армии Александр Виндман. Кадровый военный, ветеран войны в Ираке (получивший ранение и награжденный медалью Пурпурное Сердце), служивший также в Южной Корее и в Германии, Виндман с 2008 года является военным экспертом по европейским вопросам в министерстве обороны, работал военным атташе в посольствах США в Киеве и в Москве, с 2018 года является сотрудником Совета Национальной Безопасности, отвечая за вопросы военной политики, связанные с Украиной и Россией. Виндман родился в 1975 году в Украине, приехал в США в 1979 году, когда эмигрировала его семья. Он и его брат-близнец Евгений сделали блестящую военную карьеру. Евгений является военным юристом. По сути оба брата являются примером воплощения американской мечты. Виндман владеет украинским и русским языками и присутствовал при телефонном разговоре Трампа с Зеленским 25 июля, по долгу службы слушая разговор и затем принимая участие в редактировании его стенограммы.

Александр Виндман давал во вторник показания на слушаниях в течение десяти с половиной часов. Его заявление в начале слушаний опубликовано. О некоторых очень важных дополнительных подробностях, которые он сообщил законодателям, написала в пятницу газета Вашингтон Пост, ссылаясь на участников слушаний.

 Виндман подтвердил, что 18 июля Трамп дал указание о замораживании военной помощи Украине и поставил условием ее возобновления компиляцию компромата на Джо Байдена и его сына Хантера, а также компиляцию Украиной «доказательств» того, что это она, а не Россия вмешалась в выборы в США в 2016 году в сговоре с демократами. Заморозив помощь, Трамп нарушил закон об оборонном бюджете США на 2019 год.

 Виндман рассказал, что сразу же после телефонного разговора Трампа с Зеленским обратился к юридическому советнику Совета Национальной Безопасности Джону Айзенбергу и сообщил о неподобающем характере разговора со стороны Трампа, о том, что Трамп шантажирует Украину, занимаясь вымогательством в целях получения личной политической выгоды и провоцирует Украину вмешаться в выборы в США в 2020 году, оказав Трампу помощь в компиляции компромата на его политического оппонента.

 Вскоре Виндман обратился к Джону Айзенбергу еще раз в связи с тем, что из стенограммы телефонного разговора Трампа с Зеленским, которую он получил для редактирования и проверки соответствия тому, что было на самом деле сказано, были изъяты по крайней мере два существенных момента, где, в частности, Трамп говорит о Байденах и необходимости расследования против них.

 29 июля, через четыре дня после телефонного разговора, Джону Айзенбергу стало известно о том, что его коллега, юридический советник ЦРУ, сообщил в министерство юстиции о жалобе сотрудника разведки (того самого разоблачителя), из которой следует, что президент очень вероятно серьезно нарушил закон. В этот день Джон Айзенберг сказал Александру Виндману, чтобы он ни в коем случае ни с кем не обсуждал ничего, что касается телефонного разговора Трампа с Зеленским и никому не рассказывал об этом разговоре. В тот же день Джон Айзенберг поместил стенограмму разговора и все материалы, на основе которых она была составлена, на сервер, предназначенный для хранения сверхсекретных документов особой важности, доступ к которому имеют всего несколько человек.

 Джон Айзенберг и его заместитель Майкл Эллис, являющийся также специальным помощником президента, приглашены для дачи показаний на закрытых слушаниях по импичменту в понедельник, 4 ноября. На 7 ноября приглашен для дачи показаний Джон Болтон, бывший советник по национальной безопасности.


 Неделя ознаменовалась также совершенно беспрецедентными и ожесточенными нападками Трампа, Джулиани, многих ведущих канала Fox, целого ряда консервативных комментаторов и бывших республиканских законодателей на Александра Виндмана. Его объявляли «никогда не трампистом», украинским шпионом, лояльным Украине, а не США, «не патриотом».

А именно Александр Виндман и есть настоящий патриот США, служащий стране всю свою жизнь. А вот те, кто его публично оскорбляют… С ними все яснее ясного.


 Канал CNN и Buzzfeed News выиграли суд у министерства юстиции. Суд постановил, что министерство юстиции должно ежемесячно предоставлять этим двум СМИ порции отчетов агентов ФБР, работавших с командой Мюллера, составлявшихся после бесед со свидетелями и подозреваемыми. Это не то же самое, что материалы большого жюри, доступа к которым добивается Палата Представителей. Это так называемые формы 302, отчеты, заполняемые агентами ФБР с изложением содержания их бесед.

 Из первой порции в 274 страницы (со значительными отцензурированными фрагментами) следует, что Рик Гейтс, зам. руководителя предвыборного штаба Трампа, в апреле 2018 года показал, что в предвыборном штабе Трампа уделялось очень большое внимание возможности получить похищенные ГРУ у демократов e-mail-ы. Гейтс показал, что сам Трамп требовал «достаньте e-mail-ы», что как их добыть постоянно обсуждали Манафорт, Флинн, Дональд-младший, Кушнер, Кловис, Левандовски, Сешанс и еще кто-то, чья фамилия отцензурирована. «Флинн сказал, что может использовать свои разведывательные источники для получения электронных писем. У Флинна было больше всего контактов в России среди всех участников штаба, и он был в лучшем положении, чтобы просить предоставить эти электронные письма, если они были там», – говорится в отчете сотрудника ФБР о том, что сказал Гейтс.


 Республиканские конгрессмены перед голосованием в Палате Представителей в четверг по резолюции об открытой части процесса импичмента, и после голосования в выступлениях в Палате и перед журналистами, всячески ругали демократов, говорили о незаконности импичмента, о невиновности ни в чем Трампа, о том, что демократы хотят пересмотреть итоги выборов 2016 года. Республиканский конгрессмен Скалис уверяет, что демократы организовали импичмент так, как это делали в советском союзе и что это «импичмент в советском стиле». А я и не знал что в союзе, оказывается, был импичмент. Конгрессмен Скалис, видимо, историк марксистско-ленинской школы. В том смысле, что сочиняет историю на ходу.

 Трамп же в пятницу отправился выступать на митинге своих сторонников в штате Миссисипи. Он объявил, что импичмент – незаконный, что «импичмент» – оскорбительное слово, и что помощь Украине он остановил потому, что в Украине коррупция, а Франция и Германия Украине не помогают, и он хотел заставить их Украине помогать. Толпа восторженно приветствовала своего кумира и каждую его фразу.


Спасибо всем, кто прочитал. Всем желаю здоровья, хорошего воскресенья и хорошей следующей недели. Берегите себя и своих близких.