Новости из США. 17-23 июня 2019 года
⇒ Наиболее значимые новости четверга-пятницы были связаны с серьезным обострением очень конфликтной ситуации между США и Ираном. В четверг утром по иранскому времени, когда в США еще была ночь, Иран сбил американский разведывательный беспилотный самолет RQ-4A. Этот самолет, стоимость которого согласно журналу Тайм в 2011 году составляла $176 миллионов, может летать на высотах до 18 км, не имеет на борту вооружения и предназначен для сбора разведывательной информации. Иран заявил, что сбил самолет, находившийся в его воздушном пространстве. США заявляли и заявляют, что самолет был сбит, когда он находился в международном воздушном пространстве. Дальнейший ход событий был восстановлен со ссылкой на сотрудников Белого Дома газетой Нью-Йорк Таймс в пятницу вечером. Эта довольно подробная хронология интересна тем, что проливает свет на механизмы принятия Трампом решений по важнейшим вопросам.
• В 7 часов утра в четверг за завтраком в Белом Доме встретились советник по национальной безопасности Болтон, госсекретарь Помпео, председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Данфорд, подавший во вторник отставку и.о. министра обороны Шанахан и заступающий на его место 24 июня в качестве нового и.о. министра обороны секретарь по делам армии Эспер. Обсудив произошедшее и варианты ответа, они решили, что следует рекомендовать президенту нанести ответный удар по иранским военным объектам. Военным были даны указания о разработке вариантов такого удара. В 11 часов утра все участники этого совещания встретились с Трампом, рекомендовали ему нанести ответный удар по Ирану и представили разработанные военными несколько вариантов такого удара.
Одновременно президент был проинформирован о возможных жертвах (это стандартная практика Пентагона при планировании любых военных ударов, в министерстве обороны есть специальная группа юристов, которая занимается оценкой числа жертв, связанных с любыми планируемыми ударами, и президент всегда ставится в известность об этих оценках до принятия им решения; не был исключением и данный случай – о том, что при ответном ударе США по иранским радарным системам и ракетным батареям может погибнуть до 150 человек, Трамп узнал в 11 часов утра). Это подтвердил журналистам Нью-Йорк Таймс сотрудник администрации. Оценка возможного числа жертв была сделана, как обычно в таких случаях делается, исходя из максимально возможного их числа (если бы удар наносился, например, в рабочее время, когда на объектах, подвергнутых удару, могло находиться много людей).
• Затем президент, как он обычно это делает, отклонился от протокола и решил посоветоваться с теми, кому он доверяет, а не со своей официальной командой, отвечающей за национальную безопасность. Известно, что Трамп разговаривал, например, с председателем сенатского юридического комитета сенатором Грэмом. Известно, что Грэм посоветовал президенту рассмотреть в том числе военный ответ на уничтожение американского беспилотника и особенно на увеличение Ираном объемов обогащения урана.
• В 15 часов в четверг Трамп встретился в ситуационной комнате Белого Дома с лидерами Конгресса, проинформировал их о произошедшем и о предлагаемых ответных мерах. Как минимум, несколько участников этого совещания вышли с него, полагая, что президент отдаст приказ о нанесении ответного удара.
• Президенту была представлена как минимум дюжина вариантов ответного удара, из которых члены команды, отвечающей за национальную безопасность, остановились на двух – на ударах по иранским радарным системам и ракетным батареям.
Советник по национальной безопасности Болтон, являющийся главным ястребом в иранском вопросе и верящий в возможность силовой смены иранского режима, был безоговорочно за нанесение ответного удара.
Председатель объединенного комитета начальников штабов генерал Данфорд, передавая президенту и остальным коллегам из команды национальной безопасности варианты нанесения ответного удара, сказал им также, что по оценке военных нельзя исключать серьезной эскалации напряженности с Ираном в результате американского военного ответа, что может поставить под угрозу безопасность американских военных, находящихся на Ближнем Востоке, по которым может нанести удар Иран.
Госсекретарь Помпео, хотя и не возражал против ответного удара в принципе, но указал, что по его мнению санкции, введенные против Ирана, хорошо работают, необходимо подождать, чтобы они возымели еще больший эффект. Некоторые другие помощники, присутствовавшие при обсуждении, поддержали госсекретаря. Все эти подробности сообщил журналистам высокопоставленный сотрудник администрации.
• В 19 часов в четверг всем высокопоставленным официальным лицам в администрации было сообщено о том, что Трамп отдал приказ о нанесении удара по иранским объектам, и удар должен быть нанесен между 21 и 22 часами по времени Восточного побережья США, то есть на исходе ночи в Иране.
• В 20 часов президент отправился по своему обыкновению смотреть телевизор, свой любимый телеканал Fox, где в это время в рабочие дни идет одна из любимых им авторских политических программ, передача Такера Карлсона. На протяжении очень большой части своей передачи Карлсон, словно напрямую обращаясь к своему основному зрителю, президенту, предупреждал его о том, что ни в коем случае нельзя наносить ответный удар по Ирану. Карлсон заявлял, что это втянет Америку в войну и будет полностью идти вразрез с предвыборными обещаниями Трампа вывести американские войска с Ближнего Востока, прекратить участие в бесконечных войнах в этом регионе, что военный ответ на провокации Тегерана был бы безумным, что ястребы, призывающие президента к военной акции, не разделяют искренне его интересы, и что война с Ираном может подорвать шансы Трампа на переизбрание на второй срок.
• Около 21 часа президент отменил приказ о нанесении ответного удара по Ирану. Утечка из Белого Дома произошла практически мгновенно, поскольку уже через очень короткое время на сайте Нью-Йорк Таймс появилась статья об этом, а после 22 часов эту новость обсуждали все телеканалы.
• Утром в пятницу Трамп протвиттил, что приказал нанести удар и затем отменил приказ после того как ему сообщили, что по оценке военных в результате удара погибнет примерно 150 иранцев. Президент объявил, что это непропорциональная цена за сбитый беспилотник. Позднее в пятницу по всем телеканалам прозвучал фрагмент большого интервью, которое Трамп дал ведущему NBC Чаку Тодду (полностью интервью будет показано в воскресенье в его авторской программе «Встреча с прессой). Трамп заявил, что за полчаса до запланированной атаки «решил спросить генерала, сколько будет жертв в результате. И когда генерал сказал, что 150 человек, решил отменить удар, поскольку это непропорциональная цена за сбитый беспилотник».
….On Monday they shot down an unmanned drone flying in International Waters. We were cocked & loaded to retaliate last night on 3 different sights when I asked, how many will die. 150 people, sir, was the answer from a General. 10 minutes before the strike I stopped it, not….
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) June 21, 2019
• Из подробностей, приведенных выше, следует, что президент в очередной раз сделал дезориентирующее заявление, поскольку о возможных 150 жертвах он узнал не за полчаса до запланированного удара, а еще утром, и не в ответ на свой вопрос, а в соответствии со стандартными для таких случаев правилами.
• В статье в Нью-Йорк Таймс говорится также, что по словам близкого к Белому Дому генерала в отставке Кеана на решение президента об отмене атаки повлияло сообщение разведки о том, что Иран сбил американский беспилотник не в качестве намеренной провокации, а в результате ошибки – по инициативе низового военного командира ПВО, без согласования с высшим руководством, и что реакция высшего руководства и командования на такую самодеятельность была «разочарованием и яростью».
• Нью-Йорк Таймс задает также в конце статьи вопрос, остающийся без ответа. Что было бы, если бы президент не отменил в 21 час в четверг свой приказ о нанесении удара по Ирану, а продолжил бы смотреть свой любимый телеканал дальше, где другой ведущий Fox Шон Хэннети, начиная с 21 часа в четверг заявлял, что у Трампа, возможно, нет «другого выбора», кроме как «взорвать их».
• Вся приведенная в Нью-Йорк Таймс хроника подтверждает множество случаев, описанных в книге Боба Вудворда «Трамп: страх в Белом Доме». Президент принимает решения по важнейшим вопросам спонтанно и также спонтанно их меняет. Опирается часто не на мнение своих официальных советников, а на мнение тех, кому он доверяет «на стороне», и среди этих сторонних «советников» находятся телеведущие канала Fox, которые могут советовать президенту не только во время личных встреч или по телефону, но и прямо с телеэкрана, находясь в эфире. Вот такой вот механизм принятия решений.
⇒ Во вторник на специально собранном многотысячном митинге своих сторонников в городе Орландо во Флориде, в присутствии вице-президента Пенса с женой и своей семьи, Трамп официально заявил, что будет добиваться переизбрания на второй срок.
При этом большая честь выступления президента почему-то буквально дословно совпадала с его выступлениями 2015-2016 годов. Он всячески ругал Хиллари Клинтон, говорил о 33 тысячах e-mail-ов, которые стерла «плутоватая Хиллари», радостно приветствовал скандирование толпы «Lock her up!» – «Закрой ее!» в буквальном переводе, («Посади ее!» перевод более подходящий для этого контекста). Сложилось впечатление, что Трампу хотелось бы видеть своим соперником на выборах вновь Хиллари Клинтон. Но она никуда баллотироваться не собирается и как сама говорила, является теперь «пенсионеркой, женой, мамой и бабушкой». Своего основного на сегодняшний день возможного соперника на выборах бывшего вице-президента Байдена, обходящего Трампа во всех основных для победы на выборах штатах по результатам опросов, Трамп назвал «сонный Джо», а другого возможного соперника, сенатора Сандерса, «сумасшедший Берни». Демократов обвинил в том, что «они хотят разрушить вас и хотят разрушить нашу страну, такой, какой мы ее знаем». Свободную прессу Трамп по традиции назвал «fake news media» и также снова назвал свободные СМИ «врагами народа». В общем, программа на второй срок остается прежней.
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) June 21, 2019
⇒ В среду, 19 июня, в юридическом комитете Палаты Представителей состоялись слушания, на которых в качестве свидетеля по делу о препятствовании президентом правосудию, расследуемым комитетом выступила Хоуп Хикс, бывшая директор Белого Дома по коммуникациям и бывшая очень близкой к Трампу на протяжении долгого времени, в том числе во время предвыборной кампании 2016 года. Слушания были закрытыми, но их полная стенограмма комитетом была в пятницу опубликована. Прямо перед слушаниями юридический советник Белого Дома Сиполлоне направил письмо в комитет о том, что президент распространяет «привилегию исполнительной власти» на все события, происходившие во время работы Хоуп Хикс в Белом Доме и что она не должна отвечать ни на один вопрос, связанный с событиями этого времени. Для того, чтобы обеспечить исполнение этого решения президента Сиполлоне направил на слушания двух своих заместителей, кроме того с той же целью туда был отправлен юрист из министерства юстиции.
«Привилегия исполнительной власти» – это правило, в соответствии с которым президент может засекретить содержание каких-то своих бесед или переписки с помощниками, если раскрытие этого содержания может помешать проведению им политики.
В данном случае речь идет о явном злоупотреблении Трампом этим правилом. Хикс не ответила на 155 вопросов, заданных ей на слушаниях. Против того, чтобы она на них отвечала, каждый раз возражали юристы Белого Дома, ссылаясь на объявленную Трампом «привилегию исполнительной власти».
Абсурдность этого иллюстрируется двумя простыми фактами. Когда юрист Белого Дома в очередной раз сказал, что Хикс не имеет права отвечать на вопросы, касающиеся событий, происходивших во время ее работы в Белом Доме, председатель юридического комитета Джеррольд Надлер спросил Хикс: «Была ли во время вашей работы в Белом Доме война между Израилем и Египтом?» Юрист Белого Дома тут же запретил ей отвечать на этот вопрос. Далее он, например, запретил Хикс отвечать на вопрос о том, где находился в Западном крыле Белого Дома ее кабинет. И так далее.
А второй факт – Хикс дала очень подробные показания спецпрокурору Роберту Мюллеру и его следователям. Ее имя со ссылками на ее показания фигурирует в отчете Мюллера 183 раза. Поэтому объявлять «привилегией исполнительной власти» то, что она знает, чтобы засекретить ее знания, – это создавать абсурдный «секрет полишинеля». Ничем иным как обструкцией является и попытка Белого Дома объявить вообще все, что в нем происходит, «привилегией исполнительной власти». Как мы видели из статьи в Нью-Йорк Таймс, нынешний Белый Дом таков, что любые отклоняющиеся от нормы события, происходящие там, немедленно становятся известны, поскольку сами сотрудники администрации организуют их утечки.
Председатель юридического комитета Надлер заявил, что комитет будет обращаться в суд, чтобы добиться судебного решения, которое обяжет бывших и нынешних сотрудников Белого Дома давать показания на слушаниях в комитете.
⇒ В пятницу в комитете по разведке Палаты Представителей должны были состояться слушания, на которых показания должен был давать Феликс Сатер, бывший многолетний бизнес-партнер Трампа, статья о котором в английской Википедии начинается замечательной характеристикой «Russian-American mobster» – «русско-американский мафиози». Сатер был основной движущей силой проекта строительства Trump Tower в Москве (которому уделено много места в первом томе отчета Мюллера), и именно об этом его должны были, очевидно, расспрашивать в комитете. Но… за несколько минут до начала слушаний выяснилось, что Сатер на них не явился. Как заявил его адвокат, а позднее и сам Сатер, ему нездоровилось, и он из-за этого «проспал звонок будильника» в пятницу утром.
Комитет по разведке тут же издал обязательную к исполнению повестку, в соответствии с которой Сатер обязан передать комитету интересующие его документы и явиться для дачи показаний (на слушания в пятницу он должен был прийти добровольно). Адвокат Сатера заявил, что в повестке не было необходимости, поскольку он не собирался уклоняться от дачи показаний и не пришел на слушания из-за плохого самочувствия. Как бы то ни было, повестка теперь обязывает его прийти. И «привилегию исполнительной власти» Трамп на него распространить не может. Сатер никогда не работал в Белом Доме.
⇒ В начале недели Трамп через Твиттер обещал, что начиная со следующей недели из страны будут высланы «миллионы нелегальных иммигрантов».
Ближе концу недели миллионы превратились в тысячи, в пятницу речь уже шла о 2000 человек, которые уже ранее получили отказ в предоставлении им статуса беженцев и были уведомлены о депортации, в субботу президент неожиданно объявил, что высылка откладывается на две недели, и он дает демократам возможность вместе с республиканцами решить проблему на законодательном уровне.
At the request of Democrats, I have delayed the Illegal Immigration Removal Process (Deportation) for two weeks to see if the Democrats and Republicans can get together and work out a solution to the Asylum and Loophole problems at the Southern Border. If not, Deportations start!
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) June 22, 2019
Еще один пример спонтанных решений и спонтанных изменений только что принятых решений.
⇒ В пятницу в журнале New York появилась выдержка из книги писательницы Джин Кэрролл, в которой она утверждает, что 23 года назад была изнасилована Трампом, что нанесло ей тяжелую травму. Журнал пишет, что два свидетеля подтверждают, что Кэрролл ранее рассказывала им о произошедшем. Вечером в пятницу Кэрролл рассказала о подробностях случившегося по ее словам на канале MSNBC, а в субботу повторила эту историю по Национальному Общественному Радио.
Она далеко не первая женщина, обвиняющая Трампа в сексуальном насилии. История эта вряд ли получит продолжение. Доказать что-то через 23 года все равно невозможно. Презрительное отношение президента к женщинам ни для кого не является секретом. И из известной записи, где он хвастается, как «хватает» женщин за разные места, и даже из того, что его первая жена обвиняла его в сексуальном насилии. Интересно вот что. Трамп в Твиттере резко ответил очередной своей обвинительнице, заявив, что она хочет заработать деньги на том, чтобы его очернить, говорит о том, чего никогда не было, а он даже вообще никогда в жизни с ней не встречался. И тут же все телеканалы облетела фотография, на которой вместе запечатлены вторая жена Трампа, Кэрролл, и… Трамп. В общем, газета Вашингтон Пост пополнила свою базу данных ложных и дезориентирующих заявлений президента, количество которых давно перевалило за 10 тысяч.
Спасибо всем, кто прочитал. Всем желаю здоровья, хорошего воскресенья и хорошей следующей недели.
Следующий еженедельный обзор появится через три недели. Ухожу на следующей неделе в заслуженный отпуск. Честно говорю, что устал. Работал очень много, особенно в последние месяцы. Поэтому, хотя жизнь в США кипит, на следующей неделе будут первые дебаты 20-ти демократических кандидатов в президенты, Трамп в конце июня встретится в Осаке с путиным, я напишу об этом подробно после отпуска (от встречи Трампа с путиным ничего, впрочем, не жду). Хочу на самом деле просто немного отдохнуть. Всем заранее спасибо за понимание.