Препарировать зелекторат интересно

Йож Туманный

Вообще препарировать зелекторат – интересно. Безусловно, противно – как, например, ковыряться в рыбьей туше, но интересно.

Особенно любопытно наблюдать за эволюцией пациента и итоговым ее завершением – столкновением зе-мрій с зе-реальностью. Примерно у половины, или даже больше (парламентские покажут), зелебобок реальность терпит сокрушительное поражение, и разум пациента навсегда отбывает в страну вечной охоты – писать стихи, посвященные предмету своей любви, изобличать заговоры Рошен и ловить порохоботов ночью в лесу.

Однако, что ведет к такому результату? Как вообще получилось вскрыть башку миллионам людей и вложить туда вместо мозгов муляж и папье-маше? Ответ, на самом деле, не в том, что «они тупые». Все немного сложнее.

Вся суть всей зе-кампании в обычном, очень примитивном, но невероятно масштабном нае*алове. Схема, как и в случае любой схемы по разводу лоха, выглядит так: найти человека в стрессовой ситуации (или поместить его в таковую), усилить стресс, предложить решение, попросить взамен “сущий пустяк”. Яркий пример – мошенники, которые представляются работниками банков, и сообщают о взломе аккаунта.

Что в это время происходит:
Первое – жертва искусственно помещается в стрессовую ситуацию (или уже может находиться там). Внезапный звонок со смутно знакомого номера, и ужасная новость: «вас взломали!»
Второе – усугубить стресс, ввергнуть жертву в паническое или истерическое состояние: «Мошенники вот-вот выведут деньги! Проверьте карточку! Проверьте мобильный! Компьютер! Вы вот-вот потеряете ТЫСЯЧИ ДЕНЕГ! АААААА!!!!»
Третье – предложить решение, чтобы установить доверительные отношения с потенциальным лохом: «Но вы не волнуйтесь, деньги в безопасности, мы все заблокировали. Но процедура такова, что вам надо продиктовать / ввести / скинуть СМС с паролем, который к вам придет…» Ну а дальше дело техники.

Что особенно интересно: став жертвой мошенников и даже осознав это, многие люди начинают убеждать себя, ЧТО ЭТО НЕ ТАК. Тут работает масса психологических и поведенческих механизмов – например, психика каждого всегда старается избежать излишнего стресса, способного ей навредить (отсюда уходящие “в себя” жертвы насилия и т.п.). Что еще любопытнее: иногда попытки донести до человека объективное положение дел сталкиваются с яростным отрицанием и воспринимаются как попытки “вторжения” в личное пространство. Более того, иногда даже поняв, что его обманули и даже КАК ЭТО СДЕЛАЛИ, человек попадается НА ТУ ЖЕ СХЕМУ СНОВА. Потому что всегда есть надежда, что вот в этот раз это не кидалово.

Очень типичный пример – поведение россиян (живых людей, не ботов) в 2014 году, которые яростно отрицали любое участие РФ в конфликте на востоке, иногда срываясь в совсем уж какое-то детство, когда взрослый человек мог заткнуть уши и начать просто орать, лишь бы не слышать оппонента.

В случае с зелекторатом мы имеем ровно то же самое.

Шаг первый был сделан без особого участия зекоманды: война, инфляция, падение уровня жизни, Крым, Майдан — это все огромный стресс для любого, даже подготовленного к социальным потрясениям, обывателя (да и не только обывателя, чего уж там).

Шаг второй проделали наши СМИ – они усугубили стресс. Сплошной негатив, постоянные новости про зубожиння, войну, коррупцию, преступность, тарифы и т.п. Дополнительно на то же самое работали все информационные орудия Кремля: обывателя старательно бомбардировали стрессом. И не надо думать, что кто-то сумел выйти сухим из воды: задело всех, просто проявилось по-разному. Кто-то ушел в тотальную зраду, кто-то ударился в восторженное обожание гения Порошенко. Но это – две стороны одной медали.

Третий шаг, решение – предложили на кануне выборов зе и его молодые лица. Точнее, к этому вели все время, но предложение озвучили именно они. Давайте, говорят, мы вам дадим новые лица, а вы продиктуете цифры из СМС… И люди уцепились за эту возможность быстро разрешить стрессовую ситуацию с минимальными усилиями и потерями. И, разумеется, были обмануты. Потому что подобный обман всегда базируется на эмоциях, а не на рацио.

Сейчас мы наблюдаем “aftershock” – сторонники Зеленского отчаянно ищут доказательства того, что на самом деле их не обманули. И тут тоже все один-в-один с описанным выше.
– Тотальное отрицание. «Нет! Вова хороший парень, просто к нему попали плохие люди в команду! Неправда! Не верю! Свинарчуки! Настамнет! НАТО! ГОСДЕП! ААААААА!» – затыкает уши, и бегает по кругу.
– Рационализация. «Это такой хитрый план, сейчас мы все узнаем, надо только подождать, дайте ему 100 дней!»

В общем-то, это нормальная реакция для нашего общества. Нас с детства учат бояться ошибок. Это сидит в подкорке еще со школьной скамьи (привет посту про образование). Это сидит в социальном контракте “а я что? я ничего — это все он!”. Люди ищут объяснения, почему они НЕ ОШИБЛИСЬ потому, что им СТРАШНО ПРИЗНАТЬ ОШИБКУ.

Потому, что ошибаются неудачники.
Потому, что ошибаются дураки.
Потому, что над такими смеются.
Потому, что это унизительно, а никто не хочет быть униженным.
Потому, что люди, которых развели мошенники никогда не признают, что их развели, не будучи припертыми к стенке.

И даже если вы их таки “додавите”, вас будут ненавидеть сильнее, чем мошенников. Потому что именно вы сломали все защитные барьеры и вынудили взглянуть правде в глаза. А мошенники… ну что – мошенники? Они всего лишь немного обманули.

К сожалению, так устроена наша психика.
К сожалению, это нормально.
К сожалению, игнорировать эти механизмы может только глубоко больной социопат, которых, на самом деле, очень мало, и у которых свои, куда более серьезные проблемы с головой.

Отака х*йня, малята.

УПД. Задают вопрос, что делать. Ответ: не знаю / ничего. Каждый человек индивидуален, и у каждого есть свой набор триггеров, почему его зацепила зе-схема развода. Работать со всеми миллионами обманутых у нас нет ни времени, ни средств, ни психологов.