О полных полярных лисах в нашей онкологии
В этот солнечный воскресный день хочу поговорить с вами о пушных зверьках. О тех самых полных полярных лисах. О полных полярных лисах в нашей онкологии.
Каждый, кто сталкивался сам, на уровне родственников или друзей (а это почти каждая семья в стране), знает, сколько кругов ада надо иногда пройти, чтобы хотя бы поставить диагноз. И если у нас уже нет проблем с цитологией, гистологией и иммуногистохимией, то с лучевыми методами диагностики у нас полный швах. Да и с лучевой терапией есть проблемы, но об этом позже.
Да, не проблема сделать КТ или МРТ чуть ли не в этот же день. В крупном областном центре. За деньги. За очень дополнительные деньги. А вот что бы сделать это бесплатно, нужно будет подождать. Недельки две-три. А они есть далеко не у каждого пациента.
Но бог с ними, с теми КТ и МРТ. При общей стоимости лечения переваливающей за 50-100к гривен, 1-3 тысячи большого рояля не сыграют. Для тех, кто может себе это позволить.
Но проблема в том, что КТ и МРТ давно перестали быть стандартом диагностики в онкологии. Конечно, они дадут общие представления о размере и локализации опухолевых очагов и метастазов. Если знать, где искать. А знать можно далеко не всегда. Легко пропустить какой-то отдаленный или еще слишком малый в размерах. А еще ни КТ, ни МРТ не дадут представления о метаболической активности опухоли. И не позволят определить тип опухоли, из которой вырос метастаз, если саму первичную опухоль найти не удается (а так бывает достаточно часто).
И вот тут на помощь приходят радионуклидные методы обследования – гаммакамеры (позапрошлый век), ОФЭКТ (прошлый век) и наконец ПЭТ и комбинированные ПЭТ-КТ и ПЭТ-МРТ аппараты. Которые позволяют с высочайшей точность и в высочайшем разрешении (до 2048х2048 пикселей на поле зрения, т.е. на прямоугольник или многогранник до 30см по длине). Это даже выше, чем теоретическое разрешение пленочных рентген-аппаратов. И, к слову, область их применения не ограничивается онкологией. Их использую для дифференциальной диагностики и функциональных исследований и эндокринной системы, и заболеваний мозга, печени, легких, почек, кроветворной системы, скелета. То есть можно обнаружить не только локализацию проблемной зоны и не только анатомические особенности, но также и функциональное состояние того или иного органа.
Так это я к чему.
На всю нашу 40-миллионную страну таких аппаратов всего 5. В Феофании, на Верховинной, В ЛИСОДе, в Спиженко и, с непонятным пока статусом, в ОХМАТДЕТе. При этом из всех государственных клиник циклотрон для наработки радионуклидов есть только в Феофании. И его мощности не совсем хватает на всех. А самих аппаратов катастрофически не хватает на всех нуждающихся пациентов.
Для сравнения, если вы знаете такую страну как Албания, в их национальном диагностическом центре в Тиране – порядка 10 ПЭТ-КТ аппаратов, не считая ОФЭКТов и другой аппаратуры. На менее чем 2,5 миллиона населения.
А теперь маленькое лирическое отступление.
Все помнят, что такое ЦПК Шабунина?
А все ли знают, что среди соучредителей были такие замечательные ребята как Устинова, позже ставшая директором БФ “Пациенты Украины” и Шерембей, ставший директором БФ ЛЖВ (Люди, що Живуть з ВІЛ). Да, наши замечательные грантоеды. Первые – пилящие гранты путем списывания расходов на проведение тренингов, семинаров, рекламы, пиара как на благотворительность. Вторые – списывающие и на это, а также на пайки для заключенных и т.п. с весьма не рыночными ценами. И все через ФОПов.
Например, БФ ПУ заказывает ФОП, скажем, Шерембей проведение открытого семинара по какой-то теме.
Сами расходы списывает не на административные расходы, коими это является, а на благотворительность, которая не облагается налогами. А все эти семинары и т.д. проводятся где? Правильно, в УКМЦ, где рулят их же друзья по грантоедской тусовочке, типа жены бывшего ИО министра Перигинца. Который в свое время и завел наши любимые ГОшечки и БФшечки в МОЗ. В наглядову раду. В ключевые комитеты. Где они дружно “боролись с коррупцией”, занимаясь тем же, чем занимались все их предшественники. Лоббированием интересов фармпроизводителей и прочим.
Но этим не ограничилось. Кое-кто из них оказался настолько успешен, что уже при нынешнем ИО Министра стал целым замминистра. А кто-то – директором Центра Громадського Здоров’я.
Тут лирическое отступление заканчивается, возвращаемся к насущному. К проблемам онкологии.
На днях был озвучен отчет счетной палаты по расходу средств МОЗ. Такие отчеты делаются ежегодно по каждому из министерств. И есть там один ооочень интересный момент, касательно использования одного из грантов. 52 млн долларов на борьбу с онкологией и на сердечно-сосудистую хирургию.
Так вот что интересно. Мало того что 70% гранта были истрачены на… Именно – на рекламу, проведение семинаров, агитпродукцию для пациентов и т.п. Так еще и не все деньги были истрачены. В результате чего Украина уже заплатила первый штраф 2.9 млн долларов за несвоевременное использование средств.
Еще раз – 52 000 000 долларов. Например, за эти деньги можно было бы купить 100 ПЭТ-КТ аппаратов на вторичном рынке. Теоретически. С учетом обустройства помещений под эти аппараты, ввода их в эксплуатацию и т.п. – порядка 20-30 или 10-15 абсолютно новых. С учетом установки циклотронов под них – реально порядка 10 штук.
Или можно было бы обеспечить полным курсом химиотерапии 10-20 тысяч пациентов. Или установить порядка 20 современных гамма-терапевтических аппаратов, с которыми у нас тоже постоянный напряг и очереди.
Или… много чего еще можно было сделать.
Але… Маємо те, що маємо ©
Вот вам и борьба с коррупцией и эффективность.
Такие дела.
Но вы конечно можете продолжать наслаждаться золотым дождем от МОЗ.