Новости из США. 4-10 февраля 2019 года

Igor Aizenberg

Доброго времени суток всем Друзьям. Об основных событиях, находившихся в центре внимания в США и американских СМИ в течение последней недели.

Сразу же замечу, что, вероятно, очень ярких новостей на уходящей неделе не было. Но были новости, которые обязательно будут иметь продолжение и интересные последствия.

Вечером во вторник, 5 февраля, на совместном заседании обеих палат Конгресса состоялось выступление Трампа с традиционным ежегодным президентским посланием Конгрессу «State of the Union Address» о положении дел в стране. Обычно президентских посланий ждут, их слушают, потом активно обсуждают. Президенты стараются в своих посланиях показать достижения, которых страна добилась под их руководством, но даже гораздо более интересной всегда является часть послания, посвященная тому, что президент и его администрация предлагают стране на ближайшее и более отдаленное будущее. Обычно президенты стараются, выступая с посланиями, высказать созидательные идеи, которые могут объединить страну, предложить те или иные глобальные проекты, которые могут прийтись по душе большинству законодателей независимо от их партийной принадлежности и большинству граждан независимо от их политических симпатий.

Послание президента образца 2019 года отличалось тем, что, к сожалению, ничего нового и интересного сказано в нем не было вообще. Трамп выступил во вторник вечером, в самый прайм-тайм, его выступление транслировали в прямом эфире все основные телеканалы страны. Но уже в четверг утром послание президента из информационного поля исчезло. Просто потому, что обсуждать оказалось практически нечего.

 Режиссеры и сценаристы выступления Трампа попытались встроить в его выступление некоторые объединяющие страну тезисы. Президент начал с чествования трех ветеранов Второй мировой войны, участников дня D, высадки американских и британских войск в Нормандии 6 июня 1944 года. Затем вспомнил о 50-летии первого полета людей на Луну и приветствовал 89-летнего База Олдрина, который вместе с Нейлом Армстронгом 19 июля 1969 года оказался одним из двух первых людей, побывавших на Луне. Трамп приветствовал полицейского, вступившего в перестрелку с террористом в синагоге в Питтсбурге 27 октября 2018 года, перенесшего уже 12 операций после полученных ранений.

Однако вся остальная часть выступления президента по сути ничем не отличалась от всех его многочисленных выступлений. И именно поэтому послание очень быстро исчезло из новостей, и о нем практически забыли уже через день после выступления президента.

 Трамп всячески хвалил себя и свою администрацию, как обычно, очень вольно обращался с фактами, как обычно, делал ложные заявления, и, как обычно, занимался демагогией. Например, о том, что если бы его не избрали президентом, «мы давно воевали бы с Северной Кореей и были бы миллионы жертв». Или призывал Конгресс принять закон о запрете абортов «на поздних сроках беременности» (под неистово бурные аплодисменты республиканцев). Совершенно очевидно, что нынешний Конгресс не примет такой закон и даже не будет его рассматривать, во всяком случае, это исключено в Палате Представителей, где у демократов большинство. Да и в Сенате у республиканцев 53 голоса из 60 необходимых (даже если предположить, что все они проголосовали бы за такой закон).

 Трамп сказал, что «партийные расследования», ведущиеся в отношении него, смехотворны. Сказал, что когда страна ведет войны, нельзя заниматься расследованиями в отношении президента (все это тоже под бурные аплодисменты республиканцев).

С аплодисментами и овациями стоя вообще отдельная история. Республиканские сенаторы и конгрессмены практически после каждой фразы Трампа устраивали ему овации, вставали, скандировали лозунги. Все это настолько напоминало съезды кпсс, что временами казалось, наблюдая это, что мы переместились во времени на 40-45 лет назад и смотрим трансляцию выступления лично дорогого товарища Брежнева. После выступления Трампа едва ли не все республиканцы стремились пожать ему руку и сказать: «великая речь».

 Президент заявил, что благодаря его администрации страна сейчас переживает беспрецедентный в истории экономический бум. Это не соответствует действительности. Например, в 1983 году рост ВВП составил 7,9%, а вот в 2018 году – 4,2%. Не говоря о том, что Трамп унаследовал растущую с 2009 года экономику от администрации Обамы. Сюда же можно отнести и заявление о том, что безработица в стране самая низкая за полстолетия. Сейчас она составляет 4%. А, например, в апреле 2000 года составляла 3,8%. Вроде 50 лет с тех пор еще не прошло. И опять же, безработица в США снижается практически монотонно с 2010 года. Трамп заявил о самой низкой в истории безработице среди афроамериканцев. Но не сказал, что безработица среди афроамериканцев снизилась на 8% при администрации Обамы и только на 1% при его администрации. И так далее.

 О внешней политике сказано было очень мало. «С председателем Кимом прекрасные отношения. Жду встречи с ним во Вьетнаме 26-27 февраля». Главный враг США – Иран, он же и главный спонсор терроризма. Россия нарушала договор о РСМД, мы из него вышли. С Китаем мы скоро заключим торговое соглашение, а за то, что он ведет с нами нечестную торговлю, наше казначейство получает миллиарды долларов благодаря тарифам, введенным на китайские товары. Президент только почему-то уверен, что эти миллиарды платит Китай. Однако это совершенно не так. Тарифы на китайские товары просто стали частью цен, по которым эти товары продаются в США. Китай не платит ничего. А вот американские потребители китайских товаров, подпавших под новые тарифы, вынуждены платить больше. Кстати, об этом подробно говорил в интервью телеканалу MSNBC бывший главный экономический советник Трампа Гари Кон.

 Отдельный раздел послания Трамп посвятил критике социализма, говорил о том, как ужасен социализм и торжественно провозгласил, что в Америке социализма никогда не будет. В качестве примера того, насколько ужасен социализм, Трамп привел Венесуэлу.

Но тем удивительнее выглядит следующий твит Трампа от 8 февраля: «Северная Корея под руководством Ким Чен Ына станет великой экономической державой. Он может удивить кого-то, но не удивит меня, потому что я познакомился с ним и полностью понимаю, насколько он способный человек. Северная Корея станет другой Ракетой – Экономической!»

Похоже, что если бы Мадуро не ругался с Америкой, а давно предложил Трампу встретиться, а то еще и предложил бы построить башню в Каракасе (о финансировании строительства можно было бы договориться с российским банком ВТБ), он мог бы, вероятно, делить с председателем Кимом пальму первенства по дружбе с 45-м американским президентом.

 Президент предложил принять закон об инвестициях в развитие инфраструктуры в стране, но не привел никаких конкретных расчётов, сроков, не остановился ни на одном конкретном инфраструктурном проекте.

Как я говорил выше, уходящая неделя принесла ряд новостей, которые несомненно будут иметь интересные последствия и продолжение. Итак:

В понедельник, 4 февраля, федеральная прокуратура Южного округа Нью-Йорка направила обязательную к выполнению повестку (subpoena) инаугурационному комитету Трампа с требованием представить все документы обо всех его финансовых донорах и участниках инаугурации; сведения о каких-либо льготах и выгодах, полученных ими, включая получение билетов на церемонию и возможности сфотографироваться с президентом, копии всей финансовой отчетности.

Прокуроры также интересуются, были ли какие-либо деньги незаконно пожертвованы комитету иностранцами, а также знали ли сотрудники комитета, что такие пожертвования были незаконными. Федеральный закон запрещает иностранные финансовые взносы в федеральные избирательные кампании, политические комитеты и инаугурационные фонды.

Имеются многочисленные подозрения о том, что рекордная сумма денег, собранная в инаугурационный фонд Трампа ($107 миллионов) могла содержать скрытые пожертвования от иностранцев и правительств других государств, а также пожертвования в обмен на те или иные услуги со стороны президента и его администрации. Также имеются подозрения о незаконном расходовании средств из инаугурационного фонда.

Ранее лоббист Сэм Паттен признал себя виновным в том, что незаконно служил «соломенным донором» для украинского олигарха Левочкина, купившего через Паттэна в качестве передаточной инстанции два приглашения на инаугурацию Трампа.

В среду, 6 февраля, после более чем месячной задержки, устроенной республиканцами, начал свою работу комитет по разведке Палаты Представителей. Задержка была вызвана тем, что в течение месяца республиканцы не делегировали своих представителей в комитет, и в нем не было кворума.

 В первый же день своей работы комитет по разведке проголосовал за решение о передаче спецпрокурору Мюллеру всех стенограмм закрытых слушаний в комитете по Рашагейту, на которых давали показания более 50 человек. В прошлом составе комитета такая передача постоянно блокировалась тогдашним республиканским большинством. Председатель комитета демократ Адам Шифф заявил, что спецпрокурор Мюллер, изучая стенограммы, может определить, не давал ли кто-то ложные показания Конгрессу под присягой. Как и почерпнуть другие сведения. Стенограммы были в тот же день переданы в офис спецпрокурора. Роберт Мюллер уже обвинил ранее в даче ложных показаний под присягой Конгрессу бывшего многолетнего адвоката Трампа Майкла Коэна и друга Трампа и советника его предвыборного штаба Роджера Стоуна.

 Председатель комитета по разведке Палаты Представителей Адам Шифф заявил также о начале широкого расследования в его комитете, которое должно выяснить, не определяются ли действия президента и некоторых представителей его администрации наличием финансовых обязательств перед другими государствами. Расследование будет включать изучение возможных финансовых обязательств Трампа, его окружения и представителей администрации перед Россией, Саудовской Аравией, а также другими странами.

 Трамп выразил бурное негодование начавшимся новым расследованием, как и тем, что комитет по разведке пригласил на работу бывших сотрудников Совета Национальной Безопасности. Президент протвиттил 7 февраля:

“Итак, теперь конгрессмен Адам Шифф объявляет после обнаружения нуля в Сговоре с Россией, что он будет изучать все аспекты моей жизни, как финансовые, так и личные, даже если для этого нет оснований. Никогда раньше такого не было! Это ничем не ограниченное притеснение президента. Демократы и их комитеты сходят с ума. Республиканцы никогда не делали такого с президентом Обамой, у него не было бы времени для управления правительством. Я слышал, что другие главы комитетов будут делать то же самое. Даже воруют людей, которые работают в Белом доме! Продолжение Охоты на Ведьм!”

 Адам Шифф ответил на это: «Если президент обеспокоен тем, что мы принимаем на работу бывших сотрудников его администрации, возможно, ему стоит поработать над тем, чтобы стать лучшим работодателем»

В среду, 6 февраля, Полу Эриксону, политическому активисту и технологу республиканской партии и бойфренду российского агента Марии Бутиной, были предъявлены обвинения по 11 пунктам отделением федеральной прокуратуры в штате Южная Дакота, по месту его постоянного жительства. Эриксон обвиняется в отмывании денег и в мошенничестве с денежными переводами. Эриксон не признал себя виновным. Бутина, как известно, была арестована летом 2018 года и позднее признала себя виновной в том, что являлась незарегистрированных агентом России, заключив сделку с прокуратурой. Известно, что в рамках сделки Бутина давала показания в большом жюри. Бутина устанавливала связи с деятелями республиканской партии и с одним из ее главных спонсоров, NRA, ассоциацией производителей стрелкового оружия.

В пятницу, 8 февраля, состоялись слушания в юридическом комитете Палаты Представителей, на которые был вызван и.о. генпрокурора Витакер. В течение более, чем шести часов законодатели задавали вопросы Витакеру, на которые он часто отказывался отвечать, либо очень неохотно отвечал, сопровождая ответы постоянными комментариями. Витакер ухитрился даже вместо ответа «да» или «нет» на один из вопросов сделать замечание председателю комитета Джерольду Надлеру: «ваши пять минут истекли». Витакер отказался несколько раз ответить на вопрос, считает ли он расследование спецпрокурора Роберта Мюллера охотой на ведьм («не могу комментировать расследование, которое продолжается»). Отказался ответить и на вопрос, обсуждал ли он с Трампом и информировал ли Трампа о расследованиях, касающихся его, которые ведет федеральная прокуратура Южного округа Нью-Йорка. Из чего можно заключить, что такие обсуждения могли иметь место. С большим скрипом Витакер сказал, правда, что ему не приходилось одобрять или не одобрять какие-либо действия спецпрокурора Мюллера, что он не ограничивал ресурсы, которыми пользуется офис спецпрокурора, что он не обсуждал с Трампом и старшими сотрудниками Белого Дома расследование, проводимое спецпрокурором, и что спецпрокурор ведет свое расследование в соответствии с положением министерства юстиции о специальном прокуроре и в пределах сферы расследования, определенной при его назначении.

 Общий вывод практически всех комментаторов по итогам слушаний с участием Витакера состоит в том, что Витакер совершенно некомпетентен для того, чтобы быть генеральным прокурором, не обладает ни необходимыми для этого знаниями, ни опытом, а также не умеет вести себя при общении с законодателями.

 Впрочем, Витакеру осталось работать в должности и.о. генпрокурора всего несколько дней. На уходящей неделе юридический комитет Сената голосованием по партийной границе (все 12 республиканцев «за» и все 10 демократов «против») рекомендовал Сенату утвердить назначение Уильяма Барра новым генеральным прокурором. Голосование в полном составе Сената ожидается на следующей неделе. Очевидно, что Барр будет утвержден в должности республиканским большинством в Сенате. На слушаниях по своему утверждению Барр внятно обещал, что Роберт Мюллер доведет свое расследование до конца и что он не уволит спецпрокурора. Но ушел от прямых ответов на вопросы демократов о том, передаст ли он в Конгресс и предаст ли гласности будущий отчет Мюллера. Уходил он и от ответов на вопросы о том, считает ли он, что президент не может препятствовать правосудию, увольняя директора ФБР, ведущего расследование, касающееся президента. Барр ранее опубликовал статью, в которой говорил, что президент не может препятствовать правосудию, увольняя кого-то, поскольку это его право. Многие считают, что именно в связи с этим Барру и было предложено стать генпрокурором. Он уже занимал эту должность в 1991-1993 годах при президенте Буше-старшем.

В среду, 7 февраля, вечером развернулась история, которая может иметь весьма неприятные последствия как минимум для близкого друга Трампа, издателя таблоида National Enquirer Дэвида Пекера и его издания, но также и для самого президента.

– Самый богатый человек в мире, основатель и владелец компании Amazon, с 2013 года владелец газеты Вашингтон Пост Джефф Безос заявил, что представители холдинга American Media Inc (AMI), издающего National Enquirer, шантажируют его, угрожая опубликовать его личные фотографии интимного характера.

В начале января Безос и его жена Маккензи объявили о своем разводе после 25 лет совместной жизни. Немедленно после этого National Enquirer начал публикацию СМС-переписки Безоса с актрисой Лорен Санчес, с которой у него был роман. Безос начал частное расследование того, каким образом его переписка могла попасть в National Enquirer. В ответ, AMI, фирма-издатель, начала шантажировать Безоса, угрожая опубликовать его фотографии в обнаженном виде, если он не прекратит расследование.

– Сам Безос считает, что вмешательство в его частную жизнь носит политический характер и обусловлено тем, что газета Вашингтон Пост, которой он владеет, критически относится к Трампу и его администрации. Трамп многократно, особенно в Твиттере, крайне нелицеприятно отзывался о Вашингтон Пост и ее владельце. Он требовал от почтовой службы повысить расценки на рассылку посылок с товарами, которые Amazon, крупнейший онлайн магазин в мире, отправляет своим покупателям (при этом президент, видимо, вообще не в курсе, что деньги, которые платит почтовой службе Amazon, являются основным источником ее дохода).

– Главное, однако, состоит вот в чем. В сентябре 2018 года федеральная прокуратура заключила с AMI и ее руководителем Дэвидом Пекером соглашение, согласно которому AMI и Пекер обязались раскрыть следствию все подробности того, как во время предвыборной кампании 2016 года они помогли Трампу скрыть историю о его отношениях с бывшей моделью Плэйбоя Карен Макдугал. National Enquirer выкупил за $500 тысяч права на историю Макдугал, чтобы ее никто не мог опубликовать. Переговоры об этом выкупе вел многолетний адвокат и решеала Трампа Майкл Коэн. Прокуратура рассматривает выплату $500 тысяч Макдугал как незадекларированное пожертвование в предвыборный фонд Трампа; что является нарушением закона о финансировании политических кампаний. AMI и Пекер обязались сотрудничать со следствием в обмен на иммунитет от уголовного преследования. Однако это соглашение может потерять силу, если выяснится, что AMI и Пекер снова нарушили закон.

– Если обвинения в шантаже, которые выдвинул против AMI и Пекера Джефф Безос, начнет расследовать по территориальной принадлежности федеральная прокуратура Южного округа Нью-Йорка, очень интересная история может получиться. Которая может привести и в Белый Дом. И в Саудовскую Аравию, недовольную, как отмечает сам Безос, очень критическим по отношению к королевству и его правителям освещением в Вашингтон Пост убийства журналиста газеты Джамаля Кашогги, в заказе которого газета обвиняет саудовского наследного принца (это мнение разделяют и американская разведка, и сенатский комитет по международным отношениям).

В следующую пятницу, 15 февраля, истекает срок действия нынешнего временного американского бюджета. Конгресс работает над постоянным бюджетом. Но подпишет ли его президент, если в нем снова не будет денег на строительство стены на границе с Мексикой, неизвестно. Если бюджет не будет принят до конца дня 15 февраля, произойдет новый шатдаун – снова остановится работа федерального правительства и его многочисленных агентств.

Спасибо всем, кто прочитал. Всем желаю здоровья, хорошего воскресенья и хорошей следующей недели.