Убытки от коррупции = убытки от моратория на продажу земли

Юрій Гудименко

Давеча представитель Международного валютного фонда в Украине отметил, что коррупция обходится нашему государству в 2% роста ВВП ежегодно. Без коррупции, по словам представителя МВФ, рост ВВП Украины составлял бы не 3%, а 5%.

Если для красоты подсчёта резко округлить ВВП Украины до 100 млрд долларов США (за прошлый год это было 112 млрд, если не ошибаюсь), то 1% ВВП будет красиво равен одному миллиарду долларов. То есть, по расчётам МВФ, потери от коррупции составляют два миллиарда в год.

Запомнили? Запомнили. Идём дальше.

Генеральный директор инвестиционной компании Dragon Capital и по совместительству президент Европейской бизнес-ассоциации Томаш Фиала (да не уподоблюсь вовек) считает, что отмена моратория на продажу земли и появление цивилизованного рынка земли даст Украине до двух процентных пунктов ВВП. То есть – в наших упрощённых цифрах – те самые два миллиарда долларов. И в случае с коррупцией (присутствующей), и в случае с рынком земли (отсутствующим) речь идёт об одном и том же: и там, и там минус 2% ВВП по году. И там, и там речь идёт о росте экономики – несомненно, благом деле, о наполняемости бюджета, об инвестициях и вообще о развитии.

Не вдаваясь в лишние подробности, каковых много (не учтены побочные потери от коррупции, не учтены, скорее всего, позитивные влияния от появления рынка земли, которые в частности приведут к ломке коррупционных схем и как следствие дополнительному росту инвестиционной привлекательности и как следствие бонусному росту ВВП, и так далее), эти позиции – рынок земли и коррупцию – можно сравнить как минимум по двум параметрам: по финансовому и по медийному. И если по финансовому всё примерно поровну – 2% ВВП против 2% ВВП, то в медийном…

В медийном поле все кричат про коррупцию, про коррупцию, ещё раз про коррупцию и ещё немного про коррупцию. Политики кричат про коррупцию, журналисты кричат про коррупцию, активисты, блогеры, чиновники – все, все в один голос борются за звание дома высокой культуры и быта, то есть тьфу, за те самые два процента ВВП. Про те же самые 2% ВВП, про те же самые два миллиарда долларов, только за счёт рынка земли, кричащих почти нет. Одинокие активисты. Чуть менее одинокие журналисты. Ну и партия «Демократична Сокира», куда ж без неё.

Из сотен политиков, орущих про коррупцию, про необходимость свободной продажи земли осмеливаются говорить единицы. Тема нерейтинговая. Тема токсичная. Народ – он завсегда рад покричать про коррупцию, ворующих чиновников, казнокрадов и так далее. То, что убытки от коррупции оцениваются ровно в такую же сумму, что и убытки от моратория на продажу земли, народ не гребёт ни грамма. По разным оценкам, свободный рынок земли поддерживают от 15 до 25 процентов населения Украины. Коррупцию же по соцопросам регулярно называют в тройке ключевых проблем Украины. И там, и там речь идёт про деньги. И там, и там – про одинаковые.

Но это ж ПРОДАВАТЬ УКРАИНСКУЮ ЗЕМЛЮ. Это же ИНОСТРАНЦЫ ТУТ ВСЁ СКУПЯТ. Это же НАШИ ЧЕРНОЗЁМЫ САМ ГИТЛЕР ВЫВОЗИЛ. Это же неодобрение большинства общества по большинству соцопросов.

И Тимошенко, Гройсман, Ляшко, Мураев, Новинский и прочие, прочие, прочие в один голос кричат про то, что украинскую землю продавать, конечно же, нельзя, вот эти все тезисы про Гитлера и иностранцев, поэтому вся эта риторика. А ещё потому, что с коррупцией-то можно бороться бесконечно. Бороться – это же процесс, а в мире, так уж сложилось, нет ни одной страны, полностью победившей коррупцию. На выборы с лозунгами о борьбе с коррупцией можно идти хоть в Швеции, хоть в Швейцарии. А вот лозунг о продаже земли, который стоит в процентах ВВП и миллиардах долларов примерно ту же сумму – это токсично, это да. Хотя о том, сколько коррупционных схем обрушит рынок земли (см. «Геокадастр»), насколько поменяется состав парламента без мажоритарщиков, доящих пайщиков на своих округах – это отдельная песня, даже вне тех самых двух миллиардов ВВП по году.

Но нет.

Поэтому когда вы слышите возгласы про борьбу с коррупцией, знайте: речь идёт про вполне конкретные деньги. Про те же, что лежат и в рынке земли. И то, что вам полощут мозги борьбой с коррупцией и умалчивают про рынок земли, который в абсолютных деньгах стоит столько же, означает только одно.

Никто из говорящих не хочет победы над коррупцией. Никто из говорящих не хочет, чтобы в бюджет попали деньги. Всех интересуют только ваши голоса. Точка. Больше ничего.

Вы – всего лишь ушастая галочка в бюллетене.

Автор