Остров свободы – Гулаг с веселыми декорациями
Гундяев назвал РПЦ островом свободы, и откуда-то из самых глубин памяти всплыло “Да это ж Куба!” Кубу совок пропагандировал как Остров Свободы. Мне кажется, удачная вышла параллель.
Куба. Декадентский шик разваливающейся колониальной архитектуры, нищета, автомобили 60-х годов, пионеры с дудками и тотальная проституция. Пикник на обочине наоборот – на развалинах умершей/убитой цивилизации муравьиное копошение варваров.
РПЦ. Мы не знаем по большому счету, что было там до Петра I. Была ли там действительно церковная реформа Никона, приводящая местную форму православия к канонической? Ничего не было, в смысле, что выросло – то выросло? Или был ислам, доставшийся в наследство от улуса Джучи? И упоминания о реформе – это традиционное для Московии перелопачивание истории под текущие политические нужды? Мы не знаем. Княжеские шлемы с цитатами из Корана, утепленная тюбетейка, куда припаяли крест и назвали шапкой Мономаха – артефакты, которые не смогли уничтожить, чтоб вообще без истории не остаться, – как бы намекают на правильный вариант.
Но мы точно знаем, что по крайней мере 300 лет РПЦ существовала в синодальной форме, с главой в особе монарха, с духовными образовательными заведениями, с благотворительностью, с какой-никакой, но теологией, с институтом старчества, с моральными авторитетами. И с прокурорским надзором, исключающим яхты у попов.
Все это смели большевички. Потом большевички в лице Сталина создали симулякр. Ну а что еще может выйти из Церкви, созданной богоборцами, с кадровыми КГБшниками в качестве священников? Ну что? РПЦ ничем не отличается от КПСС поздних времен, где от мелкого партработника до Генсека не было ни одного, кто бы верил в то, о чем вещал. Ни одного. Деньги были, веры не было. С РПЦ та же фигня: деньги есть, веры нет.
Но если у КПСС была хотя бы мертвая идея, то у советской РПЦ не было никакой. Так, один из инструментов управления стадом. Как Гулаг, только декорации повеселее. И вот этот Гулаг с веселыми декорациями нынешний его начлаг назвал островом свободы. Применение этого сочетания слов к РПЦ даже смешнее, чем к Кубе. Полный 100% дистиллированно чистый Оруэлл.