Igor Aizenberg: Новости из США. 16-20 июля 2018 года

Igor Aizenberg

Доброго времени суток всем друзьям. Этот текст будет заменителем традиционного еженедельного обзора событий в США. Досрочным, поскольку неделя еще не закончилась. С другой стороны, все заслуживающее внимания, что могло произойти на этой неделе, вероятно, уже произошло. Впрочем, времена такие, что загадывать тяжело.

Но с третьей стороны, я ухожу в отпуск. Работы много, даже летом, поэтому отдохнуть не очень получается, и выкроить время даже для короткого отдыха сложно, однако на ближайшие 12 дней я беру тайм-аут и хочу провести их с семьей, не занимаясь ни работой, ни отслеживанием новостей, от которых тоже хочется немного передохнуть.

Поэтому решил написать обзор того, что произошло в бурной американской политической жизни в четверг. Потому что этот единственный день хорошо отражает, что происходит в стране, находящейся всю неделю в состоянии, которое, может быть, еще не шок, но что-то очень близкое к нему.

С утра пораньше, в 6:30, президент протвитил: «Саммит с Россией имел большой успех, но только не у реальных врагов народа, Fake News СМИ. Я с нетерпением ожидаю нашей второй встречи, чтобы мы могли приступить к реализации некоторых из обсуждавшихся вопросов, включая прекращение терроризма, безопасность Израиля, нераспространение ядерного оружия, кибератаки, торговлю, Украину, мир на Ближнем Востоке, Северную Корею и многое другое. Есть много ответов, некоторые найти легко, а некоторые трудно, на эти проблемы … но они ВСЕ могут быть решены!»

Пока все телеканалы (кроме Fox) и их ведущие приходили в своих утренних и дневных эфирах в себя после этой новости, твит Трампа материализовался. Днем все телеканалы (и даже Fox) показывали в прямом эфире беседу корреспондента NBC Андреи Митчел с директором Национальной разведки Дэном Коатсом на проходящем в Аспене (Колорадо) форуме безопасности. Митчел расспрашивала Коатса о саммите в Хельсинки, о том, знает ли он, о чем говорили Трамп и Путин наедине (не знает), о том нормален ли такой формат саммита (это не его компетенция, но если бы его спросили, он бы организовал саммит по-другому), о том, возможно ли достижение ядерного разоружения Северной Кореи (хотелось бы надеяться, но до этого далеко, и нужно выработать механизмы тщательной проверки), о кибербезопасности (Россия представляет собой постоянную и наибольшую угрозу в этой области). И вот, по ходу этой беседы Митчел получила сообщение, которое зачитала.

Пресс-секретарь Белого Дома Сара Хакаби-Сандерс сообщила в Твиттере, что Трамп хочет встретиться с Путиным в Белом Доме осенью и поручил советнику по национальной безопасности Болтону подготовить этот визит вместе с российскими коллегами.

Нужно было видеть реакцию Коатса. Сказать, что он опешил, это ничего не сказать. После чего подтвердил, что слышит об этом впервые и ничего о подобных планах не знал.

Газета Вашингтон Пост сообщила в четверг вечером со ссылкой на конфиденциальные источники в Белом Доме, что Трамп и его ближайшее окружение были очень недовольны тем, как Дэн Коатс отвечал на вопросы Андреи Митчел и его реакцией на сообщение о приглашении Путина в Белый Дом.

Bloomberg сообщил со ссылкой на два своих источника в Москве, что на закрытой части встречи с теми, кто в России называется дипломатами (не могу найти подходящее слово, чтобы обозначить настоящий род занятий этих людей), Путин сказал, что предложил Трампу провести референдумы в лугандонии о том, хотят ли днр и лнр находиться в составе Украины или же стать «независимыми государствами». Далее Путин сказал, что Трамп обещал подумать над его предложением.

В течение трех дней в США возмущались тем, что в Хельсинки Трамп назвал «потрясающим» предложение Путина о том, что американские следователи могли бы допросить тех, кто их интересует в России, если США выдадут России для следственных действий людей, которых Россия обвиняет в «соучастии в преступлениях» Сергея Магнитского. Среди тех, кого требовала выдать Россия – бывший посол США в России Майкл Макфол. Несмотря на массовые возмущения в стране словами Трампа и циничностью предложения Путина, в среду пресс-секретарь Белого Дома Хакаби-Сандерс сказала, что «президент обдумывает предложение Путина и будет совещаться со своей командой».

В четверг по предложению лидера демократов в Сенате Чака Шумера Сенат в течение трех минут принял единогласно (!) очень резкую резолюцию, признающую невозможным «выдачу России по требованию режима Путина» бывших американских дипломатов, военных и сотрудников спецслужб. И хотя резолюция Сената не имеет силы закона и не является обязывающей, Белый Дом отступил. Его пресс-служба сообщила в четверг, что президент, который еще в понедельник говорил о том, что предложение Путина «потрясающее», считает это предложение «не подходящим».

В четверг на заседании комитета по разведке Палаты представителей демократы внесли предложение вызвать повесткой на слушания в комитете переводчицу Госдепартамента Марину Гросс, участвовавшую во встрече Трамп-Путин один на один и потребовать предоставить все записи, которые она вела во время встречи. Результаты голосования в комитете были ожидаемы и прогнозируемы: республиканское большинство единогласно проголосовало «против», демократическое меньшинство единогласно проголосовало «за», предложение не было принято.

Комитет по международным отношениям Сената вызвал на слушания в среду на следующей неделе госсекретаря Помпео. Изначально его собирались расспросить о том, что происходит с Северной Кореей, теперь решили поговорить с ним и о саммите в Хельсинки. К сожалению, комитет (его республиканское большинство) решил, что слушания будут открытыми. Поэтому вряд ли мы что-нибудь узнаем существенное. Помпео может отказываться отвечать на вопросы, ссылаясь на невозможность делать это на открытых, транслируемых по телевидению слушаниях.

Телеканал MSNBC сообщил, что стало известно, что деятель республиканской партии Пол Эриксон, находившийся в связи с арестованной в прошлое воскресенье ФБР и обвиняемой в работе в качестве российского агента Марии Бутиной, лоббировал назначение в январе 2017 года Кэйтлин Макфарланд на должность замсоветника по национальной безопасности. Назначение Макфарланд получила. В декабре 2016 года она, будучи одним из главных менеджеров переходной команды Трампа, была в курсе всех контактов Флинна с российским послом Кисляком и одобряла их (что следует из их электронной переписки, ранее «утекшей» из комиссий Конгресса). После увольнения Флинна Макфарланд ушла в отставку. Трамп дважды пытался назначить ее послом в Сингапуре. В первый раз Сенат вернул представление президенту, требуя разъяснения по поводу ее ложных показаний о том, что ей не было известно о контактах Флинна с российским послом. Во второй раз она сама сняла свою кандидатуру, видя, что Сенат ее не утвердит.

Телеканал CBS опубликовал в четверг результаты опроса об отношении американцев к саммиту Трамп-Путин и его результатам.

55% американцев не одобряют то, как вел себя Трамп на саммите. Однако 68% республиканцев наоборот, одобряют то, как президент провел этот саммит. Лишь 21% республиканцев неодобрительно относятся к его итогам.

83% демократов не одобряют то, как вел себя Трамп и итоги саммита. Неодобрительно относятся к поведению президента и итогам саммита 53% независимых (непартийных) американцев (именно таких в стране большинство).

Выводу американских разведслужб о том, что Россия вмешалась в выборы в 2016 году, доверяют 70% американцев, 89% демократов, 51% республиканцев и 67% независимых. 42% республиканцев не доверяют выводам разведки.

61% американцев опасаются нового вмешательства России в выборы в этом году.

Согласно опросу NBC, лишь 10% республиканцев считают Россию непосредственной угрозой Соединенным Штатам. В то же время непосредственной угрозой считают Россию 47% демократов. Уровень восприятия России как угрозы республиканцами практически в точности коррелирует с уровнем неодобрения Трампа в республиканской партии. Уровень его поддержки внутри партии колеблется в пределах 87-90%. Соответственно, не одобряют его деятельность 10-13% республиканцев. Видимо, они же преимущественно и считают Россию угрозой.

Газеты сообщили, что гольф-клуб Трампа, в котором президент и вся американская делегация провели предыдущие выходные в Шотландии, выставил администрации США счет за это на $77 тысяч. А также, что в течение 2017 году секретная служба расходовала на охрану двух сыновей президента Дональда-младшего и Эрика во время и поездок за границу, где они занимались семейным бизнесом, в среднем $250 тысяч в месяц бюджетных денег.

А завершить этот обзор я бы хотел выдержками из статьи знаменитого американского журналиста, лауреата Пулитцеровской премии Томаса Фридмана, опубликованной газетой Нью-Йорк Таймс во вторник 17 июля. Она объясняет многое из того, что происходит в стране. Возможно, это плохо видно многим, кто находится вдали от Америки, в особенности тем, кто по каким-то неведомым причинам свято верит в республиканскую партию, что бы она ни делала и кого бы ни приводила к власти, просто не представляя себе, что стало с этой партией сегодня. Итак, Томас Фридман:

«Если ваш щенок наделает на вашем ковре, вы крикните «Плохая собака», есть хороший шанс, что уши у этого щенка поникнут, его голова наклонится, и он может даже захныкать. Другими словами, даже щенок стыдится, когда его поймают на чем-то нехорошем. Это не относится к Дональду Трампу. День за днем он доказывает нам, что у него нет стыда. У нас никогда не было президента без стыда – и это стало огромным источником власти для него и неприятностей для нас.

То, что делает Трампа еще более сильным и проблематичным для нас, заключается в том, что этот президент без стыда сочетается у нас с бесхребетной партией и новостной сетью без какой-либо честности – за исключением нескольких реальных (нормальных) журналистов в Fox News, таких как выдающийся Крис Уоллес.

Когда президент без стыда поддерживается бесхребетной партией и бесчестной новостной сетью, у вас есть две большие проблемы.

Во-первых, нет никого внутри его партии или базы, которая будет устойчиво ограждать Трампа от самого себя и от того, чтобы делать то, что ему нравится. Республиканская партия полностью сбилась с пути. Не обманывайте себя отношении G.O.P. тем, что ее сенаторы осудили в последнюю секунду то, как Трамп раболепствует перед Владимиром Путиным в Хельсинки и отмежевывается от наших разведслужб. До тех пор пока Конгресс, возглавляемый республиканской партией, не примет законодательство, которое защищает специального прокурора Роберта Мюллера от увольнения Трампом или не введет в действие конкретные, более глубокие санкции в отношении России, если она когда-либо снова будет поймана, пытаясь вмешаться в наши выборы, или не затребует налоговые декларации Трампа или стенограмму его личной беседы с Путиным, продолжавшейся два часа и 10 минут – все это просто разговоры, чтобы покрыть республиканскую партию.

Пусть республиканцы в Конгрессе сделают что-то существенное и конкретное, что покажет, что они любят нашу страну больше, чем они боятся избирательную базу Трампа, и тогда я поверю их словам.

Я не могу сказать лучше, чем Майкл Герсон, бывший спичрайтер Джорджа Буша-младшего, в понедельник в Washington Post:

«Большая часть G.O.P. принижает угрозу российской агрессии. И это активно подрывает расследование этой агрессии. Те, кто являются политическими инструментами Трампа, стали полезными идиотами Путина. Партия национальной силы стала препятствием для эффективной защиты страны».

G.O.P. потеряла свой путь, потому что в течение многих лет она продавала себя кому угодно, кто мог бы удерживать ее у власти, и теперь это Трамп и его база. И база Трампа на самом деле ненавидит людей, которые ненавидят Трампа, то есть либералов, которые, как они думают, смотрят свысока на тех, кто принадлежит к этой базе больше, чем сама эта база заботятся о Трампе. Речь идет о культуре, а не политике, а культура не меняется с новостным циклом. И бизнес-модель не меняется, а бизнес-модель Fox News – это подкармливать эту культурную войну, позволяя многим своим комментаторам быть попугаями Трампа.

Тот факт, что партия Трампа и его новостная сеть всегда ищут способы оправдать его, предоставили Трампа невиданную свободу. Он может фактически отрицать, что он сказал то, что было записано, – как, например, его разгромные комментарии о британском премьер-министре. Он может встать по одну сторону любой проблемы (например, уничтожить ключевых союзников НАТО, чтобы удовлетворить свою базу), но, когда он получает сдачу, тут же берет другую сторону (заявляет о любви к атлантическому альянсу). И он может заявить, что он действительно хотел спросить, почему Россия «не будет» вмешиваться в наши выборы, а не почему «будет», как он это сказал.

«Эй, дайте ему покой, – говорят сторонники Трампа, – есть способ его безумия». И это правда. То, что они не признают, заключается в том, что существует огромное безумие к методу Трампа. И тогда есть только его безумное безумие – идеи, которые он держит, которые являются неосведомленными импульсами кишки, которые не имеют никакого отношения к науке, математике или истории.

Единственный способ изменить эту ситуацию – не надеяться, что президенту станет стыдно или что нынешняя версия G.O.P. восстановит хоть какой-то свой хребет. Единственный способ изменить эту ситуацию, – это если демократы выигрывают промежуточные выборы в Палату Представителей, Сенат или в обе палаты.

Только имея дело с поражением этой версии G.O.P. на выборах, в среднесрочной перспективе мы, возможно, снова получим здоровую консервативную партию (которая нам нужна) и сдержим власть Трампа.

Все остальное – это просто слова – и слова без власти ничего не меняют».

Статья большая. Я перевел только выдержки. Но суть происходящего они описывают исчерпывающе верно.

Спасибо всем, кто прочитал. Всем желаю здоровья, хороших выходных, хорошего лета. Следующий обзор постараюсь написать 4-5 августа. В ФБ до этого времени буду появляться реже обычного.

Автор