Навеяно ДТП на киевских Позняках

Денис Андрус

И опять проблема ответственности.

Ответственность – это ведь не только необходимость отвечать за свои поступки, это обязанность, обязательства соблюдать некие правила игры в обществе, в жизни, на дороге.
Помнить о своих правах – это хорошо и правильно, но помнить о своих обязанностях – это достойно и ответственно, а иногда и жизненно важно.

У журналистов есть право получать информацию, проводить расследования и писать, но есть и обязанности – не нарушать закон, отказываться от редакционного задания, если для его выполнения придется закон переступить, а ещё – быть объективным и достоверным.

У водителей есть обязанность – соблюдать ПДД, но и право ожидать, что все участники дорожного движения будут тоже им следовать.

И у пешеходов есть право преимущества на пешеходном переходе, но есть и обязанность – не выходить на дорогу до тех пор, пока не убедятся в том, что отсутствует опасность для них и других участников движения.

И у родителей есть право, которое больше является обязанностью – воспитывать ребенка, в том числе – уважать чужие права.

Поэтому, когда мне под колеса не глядя выскакивает, втупившись в телефон, с бананами в ушах очередной школьник, я воспринимаю это как многоуровневую безответственность – ребенка, родителей, общества. Да-да, общества, потому что оно незрело пытается помнить только о правах, но них*ра не думать об обязанностях.

И Россия, и ее инструменты влияния нашёптывают в уши: “Но у тебя же есть право!” При этом понятие права зачастую уходит очень далеко от понятия закона и уходит в неосязаемую плоскость морального:
“Не открывай багажник по просьбе полиции! Ну, и что, что у тебя там кроме пакета с набором для шашлыка ничего нет? Ты же докажешь, что ты в праве!”
“Иди на пешеходный переход спокойно! Ты знаешь, как водители боятся пешеходных переходов, и как их е*ут за то, что с пешеходом там может что-то случиться? Покажи, что ты знаешь свои права!”
“Пиши, что хочешь! Популярность – это сила! Предвзято и необъективно? Но это твое право автора так видеть!”

И оттуда же:
“Обворовывай государство, ты ему ничего не должен!”,
“Бери взятки, почему тебе государство так мало платит?”,
“Дай по печени арестованному, никто не узнает!”,
“Предложи пациенту лекарство из аптеки номер 5678, у тебя там 15%, а у него всё равно насморк через 3 дня пройдет!”

Подмена понятий и безответственность, нежелание выполнять свои обязанности, а лишь только требовать то, что принадлежит по праву, даже если это право вообще рядом с законом не лежало, просто так принято и все так делают.

И пока мы безответственно будем всякий раз вспоминать только про права и забывать про обязанности, вот такие ежедневные истерики, вечная зрада у нас и будут.


Сергей Марченко

Украинская политика слишком персонифицирована.

Знаете, почему европейские политики ездят на работу не в кортежах, а на велосипедах или вообще на метро? Не потому, что они такие бесстрашные. Просто убивать политиков там смысла нету. Ключевые решения принимают партии, политики просто реализуют волю своих партий. Именно поэтому мусульманские смертники не взрывают политиков, хотя те запрещают хиджабы и ужесточают миграционное законодательство. Нету смысла. Взорвут Поля – придет Жан и будет жарить за хиджабы еще жестче.

Мне бы хотелось, чтобы в Украине не было кортежей, сбивающих людей. Пусть первые лица летают вертолетами, а не гоняют по обычным дорогам. Да, сложнее контролировать безопасность. Любой дурак может купить ПЗРК и шмальнуть. Но это, знаете ли, даже как-то отрезвляет и заставляет задуматься, правильно ли ты живешь, довольны ли тобой избиратели.

Но пока в Украине нет сильных партий, политики первого эшелона всегда под прицелом. Потому что у врагов всегда есть вариант грохнуть Порошенко, Авакова, Турчинова и договориться с людьми в их окружении. И так дальше, по всей цепочке. Коболева могут захотеть грохнуть за газ, Супрун за медицинский бюджет, Нефьодова за Прозорро, Омеляна за железную дорогу, порты или еще что-нибудь. Поэтому кортежи, охрана, мысли о безопасности вместо размышлений над реформами. Некоторые из этого списка охраной не пользуются, но опасность от этого не уменьшается. Из-за этой зыбкости и замыкания всех процессов на персоналиях вместо построения систем нет ощущения необратимости реформ.

Мне кажется, активисты, поддерживающие действующих или будущих политиков персонально, делают большую ошибку. Поддерживать нужно институции и идеологические партии. Стабильное развитие Украины возможно только в рамках, принципиально не зависящих от персоналий систем.

Автор