Не праздник — память, не триумф — примирение

Олена Монова

Сегодня день, когда оглядываешься назад. Молча в тишине листаешь страницы истории своего народа, чтобы отдать память, чтобы еще раз извлечь уроки, чтобы понять: корни сегодняшней войны растут из прошлого.

В этот день в 2015 году в Украине официально была учреждена новая дата — День памяти и примирения.

Не праздник — память.

Не триумф — примирение.

Украина стала одной из первых жертв той страшной войны: она началась для нашего народа за полгода до начала второй мировой, в марте 1939. Тогда Венгрия, вставшая на сторону нацистов, аннексировала Закарпатье. В “Карпатскую сечь” вошли две тысячи украинцев, сопротивлявшиеся до последнего, но обреченные. Сотни погибших, раненых и пленных. Они стали первыми героями. Проиграли, но вошли в историю.

В сентябрьской кампании 1939 года уже 112 тысяч украинцев вступили в единоборство с вермахтом в составе Войска Польского. 7834 солдата украинской национальности погибли в боях с вермахтом под польскими флагами, а 16 тысяч получили ранения.

Украинцы гибли, захватывая и обороняя чужие земли. Гибли в Польше, Финляндии и Монголии. А с началом войны нацистской Германии против СССР счет украинских жизней пошел на миллионы.

Под множеством флагов. В армиях многих стран. За себя и против всего мира. В американской и канадской армии. Во французском движении Сопротивления. В польской армии генерала Владислава Андерса. В «Галичине». Украинцы принимали участие в военных действиях на стороне британской армии в Египте, Ливии и Италии. Чехословацкая бригада генерала Людвига Свободы более чем наполовину состояла из украинцев.

Во второй мировой войне украинцы потеряли больше, чем Великобритания, Канада, Польша, США и Франция вместе взятые.

О масштабе потерь свидетельствуют сухие цифры: по состоянию на июнь 1941 года численность населения УССР составляла 41 млн 657 тыс человек. На начало 1945 — 27 млн 382 тыс человек. Каждый пятый украинец погиб во Второй мировой. Среди военнослужащих призыва 1941 года уцелели всего лишь 3% от общего количества призванных. Свыше восьми миллионов человек безвозвратных потерь.

Общие демографические потери Украины — включая убитых, жертв концлагерей, депортированных и эвакуированных — составляют не менее 14 млн. человек.
Об этом страшно даже думать, эти цифры не помещаются в голове. Но мы обязаны об этом помнить. И обязаны передать это детям, чтобы помнили и они тоже. И дети детей.

Ни одна страна Европы не пострадала так от Второй Мировой войны, как Украина. Корреспондент «SaturdayEveningPost», посетив Украину в 1945 году, с ужасом написал:

То, что кое-кто жаждет изобразить как «русскую славу», было, прежде всего, украинской войной. Ни одна европейская страна не пострадала больше от глубоких ран, нанесенных городам, промышленности, сельскому хозяйству, человеческой силе.

Украинец с Сумщины Алексей Берест поднял знамя Победы над Рейхстагом. Украинец Майкл (Михал) Стренк был одним из тех, кто поднял флаг США над Иводзимой. И даже тогда, когда весь мир уже залечивал раны, украинцы в составе УПА продолжали воевать с оккупантами в Карпатских лесах.

Это наша история. Наша боль. И наша победа. И мы не отдадим это никому. Только память о прошлом может дать надежду и подарить свободу в будущем. Мы помним всех: и героев, и врагов. Прошлых и настоящих. Мы так хорошо помним, что на каждый возглас из-за паркана «можем повторить» мы будем отвечать «ніколи знову!».

Отвечать и бить лопатой на голос.

#пам‘ятаємо_перемагаємо

#ніколи_знову

#а_что_там_у_ПАПы

Інфографіка © Ukraine Crisis Media CenterУкраїнський інститут національної пам’яті