Новости из США. 9-10 января 2023 года
Слава Україні!
Слава захисникам України та усієї сучасної цивілізації!
Сегодня в выпуске:
- В частном офисе Джо Байдена в Вашингтоне его адвокатами обнаружены 10 секретных документов времен его работы вице-президентом в 2009-2017 годах.
- Палата Представителей приняла новый регламент с изменениями, которых требовали ультраправые.
- Две статьи лауреата Нобелевской премии по экономике Пола Кругмана в Нью-Йорк Таймс.
▶ При закрытии частного офиса, которым президент Джо Байден пользовался в Вашингтоне в бытность свою частным лицом и профессором Университета Пенсильвании в 2017-2019 годах, адвокатами президента были обнаружены в одном из закрытых шкафов 10 секретных документов времен работы Байдена вице-президентом в 2017-2019 годах. Документы эти – сообщения разведки, касающиеся Украины, Ирана и Великобритании. Обнаружены они были в коробках, в которых хранились личные документы Байдена, касающиеся организации похорон его сына Бо.
Адвокаты президента немедленно после обнаружения документов сообщили об их нахождении в Национальный Архив и в Офис юридического советника Белого Дома. Документы были немедленно переданы в Национальный Архив. Генеральный прокурор Мэррик Гарланд поручил федеральному прокурору из Чикаго, назначенному ранее Трампом, провести расследование этого дела и установить, каким образом секретные документы оказались не там, где им положено находиться.
Очевидно, что эта история не сравнима с историей намеренного вывоза Трампом из Белого Дома к себе домой более 160 секретных документов, 60 совершенно секретных документов и нескольких совершенно секретных документов особой важности с отказом их добровольно возвратить, с обманом Национального Архива, что якобы этих документов у него нет, с препятствованием расследованию.
Но эта история с очевидностью выбивает почву из-под ног и у спецпрокурора Джека Смита, и у генпрокурора Мэррика Гарланда, поскольку делает для них значительно более затруднительным предъявление Трампу обвинений в намеренном похищении секретных документов и в препятствовании расследованию этого похищения.
Да, это разные истории. И достаточно очевидно, что помощники Байдена перепутали личные документы президента с официальными секретными документами случайно, а, обнаружив это, немедленно передали секретные документы в Национальный Архив и сообщили о происшествии в Белый Дом и в прокуратуру. Но факт, что эта история может помочь Трампу избежать ответственности.
▶ Палата Представителей в понедельник приняла новый регламент, в который были внесены изменения по требованию группы ультраправых республиканцев, поставивших эти изменения условием своей поддержки кандидатуры Маккарти на пост спикера. За принятие нового регламента проголосовали 220 республиканцев (при необходимых 218 голосах), против – все 212 демократов и 1 республиканец.
Наиболее абсурдных изменений в регламенте два: любой член Палаты в любой момент может потребовать голосования о недоверии спикеру и его отставке, и такое голосование должно обязательно состояться по требованию даже единственного члена Палаты. Еще одно совершенно безумное изменение – обязательная увязка подъема потолка государственного долга с сокращением расходов по всем статьям бюджета, в том числе расходов на оборону (именно по этой причине единственный республиканец – конгрессмен Гонзалез из Техаса – голосовал против нового регламента).
▶ О том, чего ждать от республиканцев в Палате Представителей, о состоянии экономики США и о том, почему Украина победит в войне с Россией, а Россия потерпит поражение в этой войне, в двух статьях лауреата Нобелевской премии по экономике профессора Пола Кругмана в газете Нью-Йорк Таймс от 10 и 6 января, соответственно.
«Отрицатели выборов являются также отрицателями экономики»
«Люди, которые будут управлять Палатой Представителей в течение следующих двух лет – а в эту группу, насколько можно судить, не входит Кевин Маккарти, который, похоже, будет спикером только по названию – верят в ряд неправдивых вещей.
Многие, возможно, большинство, считают, что выборы 2020 года были украдены, или, по крайней мере, что Джо Байден каким-то образом не является законным президентом.
Многие считают, что вакцины от ковида приносят больше вреда, чем пользы, и это убеждение способствовало тысячам лишних смертей среди республиканских приверженцев.
Довольно многие подписываются или, по крайней мере, дружественно относятся к убеждениям культа QAnon, который утверждает, что миром правит огромный заговор педофилов.
И почти все они, опять же, насколько я могу судить, считают, что экономика США находится в ужасном состоянии, а федеральное правительство подвергается большому риску банкротства.
Вы, вероятно, много читали о политических заблуждениях республиканских экстремистов – и в наши дни подавляющее большинство республиканцев в Палате Представителей являются либо экстремистами, либо оппортунистами, готовыми идти на поводу у экстремистов. Важно, однако, понимать, что экономические взгляды республиканской партии почти так же оторваны от реальности, как и их политические фантазии.
Давайте сначала поговорим о текущем состоянии экономики США.
Республиканцы провели большую часть прошлого года, крича о «рецессии Байдена». И, честно говоря, многие прогнозисты действительно ожидают, что недавнее повышение процентных ставок приведет к замедлению экономического роста и росту безработицы в этом году – хотя я все чаще слышу разговоры о возможности «мягкой посадки», которая может нарушить правило Сахема для рецессий (рост уровня безработицы на полпункта), но не будет похожа на серьезный спад.
Однако одно можно сказать наверняка: в 2022 году рецессии не было. Действительно, экономика США закончила год с продолжающимся уверенным ростом числа рабочих мест, а уровень безработицы вернулся к тому уровню, который был до ковида.
А что насчет инфляции? Резкий рост цен в 2021-22 годах после десятилетий низкой инфляции был неприятным шоком, и я не хочу преуменьшать ни размер этого шока, ни степень, в которой многие экономисты, включая меня, не смогли его предвидеть. Республиканцы, само собой разумеется, пытались сделать инфляцию, которую они связывали с чрезмерными федеральными расходами, центральной темой промежуточных выборов.
Но заметили ли они, что инфляция снижается? Признал ли кто-нибудь из видных республиканцев хотя бы изменение ситуации?
Цифры действительно поражают. За год, закончившийся в ноябре (последние доступные данные), индекс потребительских цен вырос на 7,1%. Но годовой темп инфляции составил всего 4,8% за последние шесть месяцев, 3,6% за последние три месяца и 1,2% в ноябре.
Правда, инфляцию отчасти сдерживали события, которые, вероятно, больше не повторятся, например, резкое падение цен на бензин во второй половине 2022 года. С другой стороны, есть все основания полагать, что инфляция на рынке жилья, на которую приходится около трети индекса потребительских цен, резко снизилась, но это снижение пока не отражено в официальной статистике.
Добавьте к этому последние данные по заработной плате, которые серьезно обнадеживают, и можно сделать разумную оценку, что мы восстановили полную занятость при базовой инфляции, лишь на пункт или два превышающей допандемический уровень. Это не идеальная ситуация, и дожать оставшуюся инфляцию может (или не может!) быть трудно, но вряд ли это картина катастрофы.
Если уж на то пошло, финансовые рынки, по сути, объявили, что инфляционная угроза миновала: они неявно прогнозируют примерно 2% инфляции, насколько у них хватает глаз. Они также готовы покупать федеральные долговые обязательства по процентным ставкам, которые немного выросли, но все еще низки по историческим стандартам, не показывая никаких намеков на беспокойство по поводу платежеспособности США.
Тем не менее, республиканцы настроены на экономическую и финансовую катастрофу, и, как всегда, когда демократы занимают Белый Дом, они настаивают на том, что мы должны принять радикальные меры, чтобы сбалансировать бюджет.
Это после того, как мы разберемся с их первоочередной задачей: лишить налоговую службу ресурсов, необходимых ей для преследования богатых налоговых мошенников.
В любом случае, как обычно, республиканская партия настаивает на том, что бюджет может и должен быть сбалансирован исключительно за счет сокращения расходов. И, как обычно, это наталкивается на реальность, что такое большое сокращение расходов будет политически невозможным. На самом деле, оно, вероятно, будут политически невозможным, даже если республиканцам удастся полностью уничтожить демократию, чего, похоже, хотят некоторые из них.
Ведь федеральное правительство, как гласит старая фраза, по сути, является страховой компанией с армией. Кроме военных расходов, лишь небольшая часть которых, даже сейчас, идет на защиту демократии в Украине, федеральные доллары в основном идут на пенсионные программы и программы здравоохранения, от которых зависят десятки миллионов американцев, включая многих республиканцев.
Таким образом, новое большинство в Палате Представителей живет в мире фантазий, настаивая на совершенно невыполнимом решении в значительной степени воображаемого кризиса. К сожалению, как мы узнали 6 января 2021 года, политические фантазии могут иметь ужасные реальные последствия».
«Да, война – это мужество. Но это также и математика»
Пол Кругман, НЙТ, 6 января.
«Надо отдать должное: Make America Great Again (Сделаем Америку Великой Снова) был блестящим лозунгом именно потому, что никто не знал, что он означает. Речь шла о возвращении рабочих мест в обрабатывающей промышленности? О возвращении прямолинейных белых, христианских мужчин к тому, что некоторые из них считали своим естественным положением социального доминирования? MAGA стала универсальным кодом для изменения всего, что вас беспокоило в Америке 21-го века.
И одним из важных направлений MAGAизма была и остается вера в то, что заумь делает Америку слабой в военном отношении. Еще в 2021 году сенатор Тед Круз поделился знаменитым видеороликом, в котором сравнивалась российская военная реклама, где изображены мужественные мужчины, делающие мужественные вещи, с американской рекламой, рассказывающей о новобранце, которого воспитывают две матери. «Возможно, слабые, выхолощенные военные – не самая лучшая идея», – заявил Круз.
Примечательно, что идея о том, что воинственность делает нас слабыми, сохраняется, несмотря на неудачи явно не воинственных российских военных на Украине. Сенатор Том Коттон, опубликовавший книгу под названием «Только сильные: Переломить заговор левых по саботажу американской мощи», недавно заявил, что «солдаты идут в армию, чтобы убивать плохих парней – а не для того, чтобы научиться говорить так, как будто они находятся в факультетской ложе».
В этом мировоззрении так много неправильного, что трудно решить, с чего начать. Национальная мощь в современном мире имеет гораздо большее отношение к экономической силе, чем к военной мощи, а также отражает «мягкую силу» – влияние ценностей и культуры страны. Даже если говорить о военной мощи, современные войны не предполагают рукопашных схваток между парнями с накачанными мышцами. В основном, это стратегические дуэли с использованием дальнобойного оружия, чему способствует множество технологий. И победа в таких дуэлях, безусловно, отчасти зависит от наличия умного и хорошо информированного руководства – то есть офицерского корпуса, который действительно научился говорить так, как будто он находится в факультетской гостиной.
Я не говорю, что современная война похожа на видеоигру. Если вам нужны доказательства и этого, и важности умных, преданных делу военных, я бы порекомендовал недавнюю статью Ильи Пономаренко из The Kyiv Independent о жестоких, ужасающих боях, которые сейчас ведутся за Бахмут. Мужество и выносливость важны как никогда. А вот сгибание бицепсов и напыщенность – не очень.
Однако в таком случае, что определяет военную мощь? Очевидно, что я не эксперт в области обороны. Но я кое-что знаю о прикладной математике – а современные войны в значительной степени связаны с арифметикой.
Еще до вторжения Путина в Украину я был поклонником военного историка Филлипса О’Брайена, чья книга 2015 года о Второй мировой войне «Как была выиграна война» имеет запоминающееся вступительное предложение: «Во Второй мировой войне не было решающих сражений». Он имел в виду, что конфликт был в основном войной на истощение, в которой ни одна битва не могла существенно изменить баланс сил, особенно учитывая скорость, с которой все основные участники войны производили новое оружие до ее конца.
О’Брайен был, между прочим, одним из немногих комментаторов, отвергших идею о том, что Россия может захватить Украину за несколько дней. Вместо этого он предсказал, что война России против Украины превратится в войну на истощение – и что у Украины есть все шансы победить в этой войне.
Давайте посмотрим на несколько цифр.
Во-первых, если сравнить военные бюджеты России и Украины накануне войны, то нетрудно понять, почему многие аналитики ожидали быстрой победы России ($5,5 и $65 миллиардов, соответственно, в 2021 году).
Но быстрые, решительные победы даются труднее, чем это представляется генералам в креслах. Выступление России было подорвано тем, что, по-видимому, она совершенно не продумала все до конца, не оценила, насколько уязвимыми окажутся растянутые колонны техники для атак «бей и беги» со стороны защитников, вооруженных современными противотанковыми ракетами. Возможно, путинским генералам следовало бы проводить больше времени в факультетских гостиных.
И дело вот в чем: как только Украина отбила первоначальную атаку и вторжение превратилось в войну на истощение, оно также перестало быть простой войной между Россией и Украиной. Это правда, что с украинской стороны украинцы сражаются и гибнут. Но им не пришлось полагаться на собственную военно-промышленную базу.
Благодаря одной из форм мягкой силы – способности Украины представить себя защитницей демократии от жестокого тирана, страна получает много оружия от Запада. И если взглянуть на эти военные ресурсы шире, то картина российского доминирования исчезает (военные расходы только США в 2021 году составили $800 миллиардов).
Более того, российские вооруженные силы могут быть даже слабее, чем можно предположить. С одной стороны, военные технологии НАТО – в частности, способность наносить точные удары по целям, находящимся на больших расстояниях, – похоже, опережают время больше, чем большинство людей может себе представить, и Украина извлекает из этого выгоду, получая оборудование и разведданные от стран НАТО.
С другой стороны, украинцы проявили неожиданный талант, импровизированно создавая эффективные военные технологии из гражданского оборудования.
Но подождите, это еще не все. Опять же, одна вещь, которую я узнал от О’Брайена, заключается в том, что современные войны сжигают военную технику с невероятной скоростью. Россия начала эту войну с огромным количеством танков и огромным количеством артиллерии. Но многие танки были уничтожены во время катастрофической попытки захватить Киев на раннем этапе, и Институт изучения войны теперь считает, что русские «истощают свои запасы артиллерийских боеприпасов» до такой степени, что им «будет трудно продолжать нынешние темпы операций». (Справедливости ради следует отметить, что украинцы, которые до сих пор используют большое количество артиллерии советских времен, также испытывают проблемы).
Это означает, что производственный потенциал – в конечном счете, экономическая мощь – имеет тенденцию быть решающим фактором в войне на истощение. И по этому показателю Россия просто сильно уступает
При всем этом, речь не идет об открытой войне между Россией и либерально-демократическим Западом, в которой вся сила этих различий в ВВП и военной мощи была бы налицо».
«Во время Второй мировой войны военная мощь нацистов потерпела настоящий крах только в 1944 году, когда самолеты союзников добились господства в воздухе над Германией и смогли уничтожить большую часть боевого потенциала страны. Украина не сможет сделать это с Россией, равно как и Россия не сможет сделать это с НАТО, члены которого, предположительно, будут продолжать осуществлять поставки в Украину. Так что жестокий поединок может продолжаться еще очень долго.
Но дело, как я уже сказал, в основном в математике. И арифметика, кажется, складывается абсолютно в пользу Украины».
Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.
Зло будет остановлено. И Добро победит. Иначе быть не может.
Українські Друзі, обіймаю та люблю вас усіх. Бережіть один одного, дуже вас прошу.
Україна є і буде завжди. Світло повернеться в українські домівки.
А зло буде переможене та покаране. І це неодмінно.
І знову буду вам дуже вдячний, якщо напишете під цим дописом, як ви.
Сьогодні в Україні вирішується доля світу. І Україна переможе!
Слава Україні! Слава та низький уклін захисникам України!