Вести с фронтов. 03.06.2022

Костянтин Машовець

На Херсонском направлении противник стремится нивелировать негативные последствия контрнаступательных действий Сил обороны Украины, предпринимая целый комплекс срочных мер. С целью замедлить (остановить) дальнейшее продвижение подразделений Сил обороны Украины.

В частности…

– В районе Трифоновки командование войск противника сосредоточило не менее 2-х мотострелковых БТГр, а также арт-группу из 2-х гсадн. Всего порядка 1800 туловищ, при 150 единицах вооружения и военной техники (ВВТ), включая как минимум 15-17 танков. Судя по всему, эта тактическая группа предназначена для стабилизации положения в районе Высокополья или же в районе Большой Александровки (второе – вероятнее).

– В районе Снигуривки, где идут упорные бои за сам посёлок, командование войск противника сосредоточило также до 2-х БТГр (порядка 180 единиц ВВТ, включая не менее 20-и танков, до 1500 в\сл), в частности – в самой Снигуривке и её окрестностях мотострелковая БТГр (до 36 БМП\БТР, до 12-и танков), в районе Евгеньевки – ещё одна такая же – до 40 ББМ и порядка 8-10 танков) + как минимум 2 арт-группы, каждая из которых состоит из 2-х гсабтр и 1 реабтр.

– В полосе действия передовых подразделений тактической группы Сил обороны Украины на Каховском и на Херсонском направлениях противник продолжает удерживать значительную группировку артиллерии, а также усиливать её дополнительными силами. При этом особое внимание командование войск противника уделяет именно Херсонскому направлению.

И понятно почему. Обозначившиеся в течение крайних 2-х дней активные действия подразделений Сил обороны Украины на этом направлении пришлись “очень некстати” в контексте упорных и ожесточённых боёв в северо-восточной части Херсонского плацдарма противника.

Так в районе Томиной Балки командованием войск противника дополнительно развёрнута гсабтр на 152-мм САУ типа “Мста-С”, в район Кисельовки переброшен ещё один огневой взвод на 152-мм САУ тиап “Мста-С”. В свою очередь, юго-восточнее Благодатного фиксируется реабтр на 122-мм РСЗО типа БМ-21 “Град”.

Кроме того, в рамках усиления левого фланга своего плацдарма противник активно усиливает свои подразделения, развёрнутые вдоль дороги Херсон – Лиманы, дабы воспрепятствовать выходу тактической группы ВСУ прямо на западные окраины областного центра. Так в районе посёлка Разлив отмечается сосредоточение ещё одной БТГр противника (всего до 24 единиц ББМ, до 6-и танков).

– Командование войск противника на Херсонском направлении, юго-восточнее и восточнее Снигуривки, также активно перебрасывает на угрожаемые участки мобильные резервы с целью замедлить продвижение передовых подразделений Сил обороны Украины. Так в районе посёлков Безводное и Ветровое отмечается развёртывание по усиленной мотострелковой роте (по 25-30 единиц ББМ, включая средства усиления в виде танков и САУ ).

– В рамках директивы гш вс рф от 11-го мая о развёртывании в частях и соединениях округов так называемых “резервных” батальонов, в командовании ЮВО принято решение ускоренными темпами закончить доукомплектования и развёртывание в полках и бригадах третьих (мобилизационных\кадрированных) линейных батальонов с целью формирования дополнительных БТГр или доукомплектования уже существующих непосредственно в зоне боевых действий, в полосе ответственности 49-й и 58-й ОА, а также 22-го АК. Предполагается переброска их на Херсонское и Запорожское направления в течение ближайшей недели.

Однако, исходя из объективно складывающейся обстановки во всей Таврийской операционной зоне, дальнейшее проведение командованием противника оборонительной операции в северной части своего плацдарма наверняка будет сопряжено с целым рядом трудностей. В первую очередь, связанных со вполне вероятным прорывом ВСУ или в район Берислава, или в район Мылового, Червоного Яра.

По сути, использование противником достаточно порочной практики по “затыканию дыр” с одновременным стремление удерживать “во что бы то ни стало” рубежи и территории, в высшей степени малопригодные для эффективной обороны, приводит к тому, что его тактические резервы, которые вводятся в бой, что называется “с колёс”, просто-напросто “сжигаются” в плохо подготовленных контр-атаках, а те или иные тактические группы постоянно влипают в “трудное положение”.

Более того, тот факт, что командование украинских войск на этом направлении имеет возможность своевременно обнаруживать и отслеживать весь этот процесс, начиная с переброски, сосредоточения и развёртывания этих резервов (по сути, как только “что-то” пересекает Днепр на Херсонском плацдарме, оно тут же попадает в поле зрения командования ВСУ), приводит к тому, что эти резервы противника постоянно попадают под массированное огневое воздействие дальнобойных средств поражения ВСУ ещё до своего ввода в бой.

Кроме того, следует учитывать ещё один фактор – логистический. По сути, снабжение и обеспечение своей группировки войск на Николаевском направлении для командование войск противника на сегодняшний день представляет собой достаточно сложную и трудоёмкую задачу. По сути, у неё самое протяжённое “плечо” подвоза. Таскание через Крым в больших объёмах топлива, боеприпасов, резервов и прочего занимает ВРЕМЯ и требует дополнительных ресурсов. Более того, оно всё “висит” всего лишь на нескольких хорошо известных украинскому командованию “коммуникациях” с заранее известной пропускной способностью, особенно касаемо самого Херсона и железнодорожной ветки, идущей из Крыма к нему. Не думаю, что “пошатать” всё это будет составлять для ВСУ особую трудность.

Теперь непосредственно о ситуации…

Тот факт, что в районе Республиканца и Мылового в правый берег Днепра вдаются достаточно протяжённые “заливы”, отнюдь не улучшает положение войск противника, которые продолжают цепляться за район Высокополья, отнюдь.

Это же касается и той группы войск противника, которая нынче окопалась в районе Большой и Малой Александровок. Учитывая, что дорога Т-2207 уже перерезана украинскими войсками, и они также продвигаются к Золотой Балке вдоль Днепра и, соответственно, вдоль дороги Т-0403, в самое ближайшее время вопрос снабжения (не говоря уже про своевременный отход) того стада, что пытается изображать из себя “угрозу Кривому Рогу”, встанет для командования войск противника со всей остротой.

Резюмируем…

Можно долго и со вкусом рассуждать о перспективах, дальнейших планах и прочем умозрительном бреде касаемо “переваривания” Кремлём оккупированных южных регионов Украины. Всё это вторично в сравнении с тем, что нынче происходит в степях Херсонщины между Ингульцом и Днепром.

Впрочем, это так же справедливо и для территории между Ингульцом и Днепровским заливом. Тем более что, судя по тому, что вчера был зафиксирован отход части сил противника из района посёлка Правдино в юго-восточном и восточном направлениях, реальных возможностей удерживать Херсонско-Бериславский плацдарм в тех же границах, в которых противник его удерживал ранее, у него в действительности немного.

Мне сейчас сложно что-либо утверждать однозначно касаемо развития ситуации на Херсонском направлении. Там идут весьма сложные бои с переменным успехом. Противник пытается отчаянно контратаковать наши передовые подразделения, причём с самых разных направлений. И чем всё закончится в реальности, сейчас мало кто может себе представить. Однако, одно сказать можно уже сейчас – единственный правобережный плацдарм противника, имеющий оперативно-тактическое значение, явно сегодня находится под определённой угрозой.

* * *

Как я и писал позавчера, начиная со вчерашнего дня противник приступил к практическим мероприятиям по подготовке к возобновлению активных наступательных действий на Славянско-Краматорском направлении.

И первое что он сделал:

– Атаковал нашу тактическую группу войск в районе Святогорска с целью выбить её с левого берега Северского Донца.
– А также приступил к практической подготовке форсирования Северского Донца в районе Брусовка – Райгородок и прорыву к Николаевке.

Другими словами, как я и предсказывал, командование войск противника явно выбрало для дальнейших действий нечто весьма похожее на тот сценарий, о котором я писал 2-го июня.

В частности…

Вчера противник силами БТГр 228-го мсп и 239-го тп 90-й тд, при массированной артиллерийской поддержке со стороны Ставки и Заречное, начал активные наступательные действия против Святогорской группы войск ВСУ, стремясь прорваться через Яровую прямо на Святогорск.

Результаты этих атак мне ещё не известны, однако сам факт ввода в бой на Святогорском участке основных сил Лиманской группировки выглядит весьма показательно. По крайней мере, бои в Национальном природном парке “Святые горы”, по целому ряду сообщений, идут весьма упорные и ожесточённые. В связи с этим, думаю, в самое ближайшее время в значительной мере оживится и Изюмская группировка в направлении на Богородичное, Сидорово и Маяки.

Очевидно, что наступление Лиманской группировки противника на Святогорск осуществляется исключительно в интересах левого фланга Изюмской группировки. А точнее, для устранения угрозы флангового противодействия её подразделениям непосредственно нацеленным на наступление вдоль дороги М-03 на Славянск. По сути, Изюмская и Лиманская группировки противника, поочерёдно действуя в интересах друг друга, пытаются обеспечить своё постепенное продвижение севернее и восточнее Славянска. Можем констатировать достаточно внятный уровень взаимодействия между ними.

В свою очередь, прощупывание “возможностей к форсированию” в районе Райгородка, на первый взгляд, выглядит вполне логично. Действительно, прорыв к Николаевке и фактически выход к дороге Славянск – Бахмут юго-восточнее Славянска – достаточно “стоящая” цель для такого рода усилий и жертв.

Но это только на первый взгляд. Дело в том, что само по себе “одиночное” форсирование Северского Донца в районе Райгородка имеет мало шансов на окончательный успех без ОДНОВРЕМЕННЫХ попыток форсирования реки в других местах или их достоверной имитации.

Так никто не делает… Ломиться всей ударной группировкой в лобовую через реку в ОДНОМ месте, не пытаясь обмануть противника, не сделав попытки растащить вдоль реки его силы и средства, не попытавшись отвлечь внимание его командования на другие участки, – это чистой воды кретинизм. Так сказать, повторение Белогоровки, только в ещё большем масштабе. И мне кажется, командование войск противника не настолько уже отупело, чтобы не понимать этого.

Посему, скорее всего, попытка атаковать непосредственно район Славянска – Краматорска начнётся не только с активизации Изюмской группировки, но и с попыток форсировать реку сразу в нескольких местах. Наиболее вероятными могут быть – район Пришиба (после взятия Святогорска), район Брусовки, район Закитного или Дроновки.

О том, что в самое ближайшее время противник резко активизируется на Славянском направлении, в том числе и с Лиманского направления, говорят многие факты. Например, некоторые подробности о сосредоточении целого ряда подразделений, в том числе достаточно специфической принадлежности.

Например, в районе Лимана фиксируется станция РЭБ типа Р-330Ж “Житель”, которая тут появилась явно не только с целью послушать переговоры украинских солдат по мобильным телефонам.

Южнее Заречного фиксируется появление ещё одной дополнительной усиленной мотострелковой роты противника до 16-и единиц ББМ, 4 танка, 6 САУ (надо понимать, на доукомплектование передовых подразделений Лиманской группировки, понесшей в предыдущих боях существенные потери ).

В свою очередь, юго-западнее Кременной артгруппа 120-й абр 41 ОА активно усиливается артиллерийскими подразделениями 2-й ОА с целью наращивания их совместных возможностей по огневому прикрытию собственных войск на гипотетических участках форсирования реки Северский Донец (от Пришиба до Шипиловки).

По большому счёту, прорыв ЗА реку противник может осуществить не только в районе Райгородка, но и попытаться ОДНОВРЕМЕННО проделать сей финт и в районе Кривой Луки. Для чего ему потребуется “окончательно зачистить” весь район Диброва – Озёрное, т.е. проделать точно такое же наступление, как и в районе Святогорска, только в другом направлении.

Резюмируем…

Лично у меня нет и тени сомнения, что командование российской группировкой в ближайшее время перейдёт к активным наступательным действиям в отношении Славянска. В этом контексте подчеркну, роль и значение Изюмской группировки противника при этом резко возрастёт.

Более того, какая-либо значительная оперативная пауза между боями в районе Северодонецка и началом более-менее масштабного наступление на Славянск вряд ли будет.

Однако, на сегодняшний день ключевыми пунктами для дальнейшего ведения боевых действий для противника остаются Северск и Бахмут.

Но об этом поговорим в следующем обзоре.


Уважаемые читатели!

Если вам нравится моя писанина, то вполне можете выразить своё расположение автору в трудный для него момент, не только лайком, но финансово. За что буду безмерно благодарен.

Реквизиты:

5168 7520 1584 7737 карта Приватбанка

PayPal: oksanam83@gmail.com

Установа банку: ПриватБанк
МФО банку: 305299
Отримувач платежу: МАШОВЕЦЬ ОКСАНА АНАТОЛІЇВНА
IBAN: UA343052990000026207680257240
Рахунок отримувача: 26207680257240
Валюта карти: UAH
РНОКПП отримувача: 3018811669
Призначення платежу: Поповнення рахунку МАШОВЕЦЬ

 

На фото: Последствия обстрела оккупантами территории базы отдыха «Старый замок», которая находится в Святогорске. Фото: Нацполиция Украины

Автор