ТрО – это легкая пехота

Кирило Данильченко

Смотрите, господа и леди.

Работа ТрО – это работа легкой пехоты:

Охрана мостов и путепроводов (да, мост должен охранять не мужик с СКС, а достаточно сильный отряд, способный потягаться с десантом). И это тоже не курорт – выйдет спецназ из вертушек и придется тащить.

Война патрулей, то, что на западе называется “skirmishes” – подвинуть линию вражеских глаз, секретов и малых групп подальше от позиций махры, чтобы не наводили туда арту, не проводили рекогносцировку.

Всевозможные инженерные работы – от минирования до просто стать на лопату и от забора и до обеда.

Охрана коммуникаций – блокпосты, чекпоинты, физическое сопровождение лент.

Да, тупо залезть в бортовой грузовик автобата, завесить борт плитником и просунуть пулемет. Без энлоу и без джавелинов.

Действия на вражеских коммуникациях – обстрелять колонну, поставить мины, навести свою арту на хвост батальонной группы.

Крепить вторую линию и фланги – обозначая присутствие, уплотняя линию для частей постоянной готовности.

ОРБ (отдельный разведывательный батальон – ред.) на минималках. И там должна быть психология ОРБ – ты один, тебе никто ничего не привезет, тебе не на кого надеяться. Нельзя сидеть на заборе в блиндаже, нужно шариться вокруг – ставить свои мины и снимать чужие, обнаруживать лежки, следы, вести войну патрулей, кошмарить. В первую очередь, самим бойцам ТрО нужно. Потому что подлезут, затянут все ПМН и ОЗМ, наведут минбатр, загонят под землю, зайдут одновременно на позиции и убьют.

Если бы Украина могла дать ТрО тяжелое вооружение, то мы бы сразу формировали новые мехбригады, а не игрались с кадрированной легкой пехотой.

Но у нас нет такой такой возможности. Нет денег содержать части постоянной готовности, нет мощностей коробки крутить сотню в год, нет на зарплаты всему штату.

Поэтому можно снимать видео, что командование слило, сдало, послало на танки с автоматом.

А можно изучить опыт того же 54 ОРБ, как они держали забор от теплиц в Широкино до Пищевика. На секундочку, 18 км. И на эту полосу у них было 3 миномета 120-ки, несколько ПТРК советских и несколько сапогов. Всё. Никаких танков, никаких гаубиц. А у противника все это было. От боя с техникой наши уклонялись, зарывались в землю, маневрировали, на запасные позиции уходили. Было такое, что несли потери от приходов, а сами не могли достать врага. Мина прилетела, погибли офицеры управления батальона в “Ниве” в самом Широкино – остальные выскочили да и в щели попрыгали. Не снимали тик-токи – дайте нам арту завтра. Не работа легкой пехоты держать линию на заборе, но была критическая ситуация и пришлось.

Как сейчас пришлось черкасским в Попасной и винницким под Изюмом. А на севере, вообще, проснулись, а танки едут к Ахтырке.

Было 8 лет, чтобы собирать сводные роты от батальонов при военкоматах, отправлять их на линию соприкосновения, пропускать через работу легкой пехоты. Чтобы они передавали опыт после ротации дальше в батальоне. Но мешали то яйца, то концепция, то ОДА деньги не выделяла на ремонт, а как ты в оружейки минометы 60-мм передашь, если оружеек еще нет.

Вот и дотянули.

И люди немножко охренели от разницы между шутками про Чернобаевку-24 и реальностью, где за час пришло сотню приходов, а в ответ можно скрутить только дулю. Поэтому их можно понять.

И командование кое-где считает, что можно забивать микроскопом гвозди, все тащат – и вы будете.

Но ТрО – это легкая пехота, да, с её плюсами и минусами. Ровно вот как вы говорите – вот у нас только автоматы и два “Фагота”. В тютельку так.


Віктор Трегубов

Мене дещо дивують скарги окремих ТрОшників на те, що їх-де не навчили воювати на третій місяць ескалації.

Водночас, я знаю, що в низці частин ТрО справді відбувається триндець зразка 2014-го року. І що там справді командування, в найкращому разі, вайлувате.

Але є два моменти.

Момент перший: навіть вайлуваті командування часто можна попинати та все ж змусити проводити тренування.

Момент другий. Так сталося, що низку навичок можна опанувати і без нього. Зараз, з одного боку, безліч людей, які готові провести навчання з того ж такмеду. З іншого, безліч інформації про те, як використовувати те чи інше озброєння. Так, воно не замінить бойового досвіду, але може стати у нагоді. Навчитися користуватися тим самим NLAW можна і з відеороликів. Основи тактики чи банальні принципи пристрілки стрілецької зброї можна взяти й з підручників, які гугляться за хвилини, а в низці випадків не гріх і в статути зазирнути.

Так, це не зробить з вас Рембо, але дасть вам більше розуміння, ніж було у багатьох з тих, хто відстояв країну у 2014 році.

І так, навіть якщо вам сьогодні відмовили у військоматі, це не означає, що ви вже на війну не потрапите. Наші хлопці зараз б’ються, як леви, але вони виснажуються та несуть втрати. Рано чи пізно потрібне буде поповнення, і в нього можете потрапити й ви. Навіть раптово.

Краще готуватися до цього заздалегідь, а не розстраюватися ©, що держава не встигла зробити з вас рекса перед відправкою в бій. Бо так, справді, може статися.