23.10.2018. За Порошенка було краще

Джейн Доу Джонс

23 октября 2018 украинский лоукостер SkyUp запустил продажу билетов на первые международные рейсы. Украинская компания открыла маршруты в Тбилиси, Софию, Попрад (это в Словакии) и Барселону. И, ради бога, прошу не считать этот текст рекламой – потому, что речь не столько о лоукостере, сколько о том, почему его появление стало вообще возможным в Украине.

«Украинский лоукостер» само по себе звучит гордо. До последнего времени в небе над нашей страной царили компании Коломойского – «Международные авиалинии Украины» и «Windrose». Они напропалую пользовались своим монопольным положением, выкручивали цены до невменяемости, а их руководство ещё и куражилось. Всем ведь известно интервью одного из топ-менеджеров «МАУ», в котором он называл бюджетные авиакомпании «летающими маршрутками, убивающими саму идею авиации как транспорта для избранных». И тут вдруг – украинский лоукостер.

А ведь до 2017-го большинство украинцев если и знали, что это, то, в основном, теоретически. Полететь в Европу (про более отдалённые уголки мира и говорить нечего) могли позволить себе лишь обеспеченные граждане – желательно с белой зарплатой и хорошей кредитной историей. Всё дело было в визовых ограничениях – в особенно «жирные» дни под посольствами западных стран выстраивались длинные очереди, а в «визовых центрах», за солидную мзду стряпавших клиентам липовые справки с места работы и из банка, не умолкали телефоны. И вдруг всё это исчезло, как с белых яблонь дым, благодаря… Ну, вы знаете, конечно, тому самому Безвизу.

Тогда-то украинцы поняли, что не рождены ползать, и принялись летать. Да так активно, что даже отечественные бизнесмены проснулись и спроворили собственную, отечественную бюджетную авиакомпанию.

Знаете, что сделал Коломойский первым делом, едва только его ставленник возложил руку на Пересопницкое Евангелие, иную, менее пристойную часть тела – на законы, Конституцию, совесть, здравый смысл и собственных избирателей? Попытался в судебном порядке, через подставное лицо, под глупейшим предлогом запретить украинскому лоукостеру летать. Ибо, с точки зрения новой власти, небо должно было быть либо коломойским, либо безлюдным. Тогда, правда, не фартануло, – возможно, олигарх слишком поторопился, и зе-режим ещё не успел укрепиться настолько, чтобы выкручивать руки апелляционным судам. Но пример крайне показательный. Да и безвиз нынче под большим вопросом. Трудно сказать, какой из «коников» человека, называющего себя президентом Украины, переполнит чашу терпения евробюрократов. Но то, что эта чаша почти полная, ясно всем, кроме Зеленского.

Автор