Новости из США. 27 сентября – 2 октября 2021 года

Igor Aizenberg

Доброго времени суток всем друзьям. Об основных событиях, находившихся в центре внимания в США в течение последней недели.

▶ На протяжении всей недели внимание в США было полностью сосредоточено на том, удастся ли Конгрессу принять закон о бюджете и не допустить шатдауна, остановки работы федерального правительства, поднять потолок государственного долга, чтобы не допустить дефолта, и удастся ли демократам договориться между собой о принятии Палатой Представителей законопроекта об инвестициях в реконструкцию инфраструктуры, ранее одобренного Сенатом, и о принятии голосами одних демократов в Сенате законопроекта об инвестициях в гуманитарную инфраструктуру и зеленую энергетику.

● Решить, и то очень временно, на два месяца, удалось только первую из проблем – Конгресс принял закон о временном бюджете с 1 октября по 3 декабря. Президент этот закон подписал. Решение остальных проблем повисло в воздухе.

● Республиканцы по состоянию на сегодня отказываются поднимать потолок госдолга и твердо предпочитают отправить страну в дефолт 18 октября. Госдолг США составляет $28,8 триллионов. При этом госдолг вырос на треть за четыре года президентства Трампа (долг составлял $20,2 триллиона в момент прихода Трампа в Белый Дом и вырос почти на $8 триллионов за четыре года его правления. При этом республиканцев не смущало ни регулярное поднятие потолка долга, ни регулярный рост дефицита бюджета, который с момента прихода Трампа в Белый Дом до начала пандемии вырос почти в три раза. Сейчас республиканцы очень озаботились сокращением расходов и дефицита бюджета.

● Демократы не смогли уговорить сенаторов Манчина и Синема проголосовать за законопроект об инвестициях в гуманитарную инфраструктуру и зеленую энергетику. Не смогли лидеры демократов в Конгрессе договориться и со своей группой прогрессистов в Палате Представителей, чтобы те проголосовали за принятие законопроекта об инвестициях в реконструкцию инфраструктуры. Не смог помочь развязать этот гордиев узел и Джо Байден, который в пятницу приехал в Капитолий, где встречался с большой группой демократов.

Впрочем, сенатор Синема, например, никакие переговоры с коллегами-законодателями и с президентом в пятницу вести и не собиралась. Она улетела в родной штат, в Аризону. Ее пресс-секретарь сказал, что у нее был давно назначен прием у врача. Объяснение неубедительное. Тем более что, по другим сведениям, которыми располагает от своих источников, например, газета Нью-Йорк Таймс, сенатор Синема отправилась в Феникс, чтобы пообедать со своими крупными финансовыми донорами и провести мероприятия по сбору средств в свой предвыборный фонд.

● Президент Байден, улетая в субботу утром в родной штат Делавэр на выходные, сказал, что уверен, что рано или поздно демократы в Конгрессе договорятся, найдут компромисс по законопроекту об инвестициях в гуманитарную инфраструктуру и зеленую энергетику, и оба закона будут в конце концов приняты. Не называя по имени Манчина и Синема, Байден сказал, что «нам не хватает двух демократических сенаторов». А в пятницу, после бесед с законодателями в Капитолии, президент также выразил уверенность, что компромисс будет найден, не важно, через 6 часов, 6 дней, или 6 недель.

● На самом деле то, как работают законодатели от правящей партии, когда у нее в руках не только Белый Дом, но и большинство в обеих палатах Конгресса, имеет большое значение. Среднестатистические избиратели, голосовавшие за кандидатов от этой партии, всегда ожидают, что исполнительная власть, опираясь на большинство в Конгрессе, сможет выполнить самое важное из своей предвыборной программы и своих предвыборных обещаний. Если ожидания не оправдываются (а они практически никогда полностью не оправдываются), правящая партия теряет места на промежуточных выборах в Конгресс – в первую очередь на выборах в Палату Представителей, нередко бывает, что и на выборах в Сенат. За примерами далеко ходить не нужно. Республиканцы потерпели в 2018 году чувствительное поражение на выборах в Палату Представителей, потеряв более 30 мест, и утратили большинство. В первую очередь потому, что колеблющиеся избиратели, надеявшиеся на то, что как обещали им Трамп и республиканцы, они в два счета улучшат их жизнь, разочаровались. Жизнь не улучшилась. Республиканское большинство в Конгрессе снизило налоги на доходы 1% самых богатых американцев и корпораций, попыталось, но не сумело отменить Obamacare (поскольку против этой отмены проголосовали три республиканских сенатора из 52-х – Маккейн, Мурковски и Коллинс, против этой отмены было и большинство избирателей). Больше никаких существенных законопроектов республиканцы не предложили. И в результате выборы в Палату Представителей в 2018 году проиграли.

Есть свой опыт и у демократов. В 2009-2010 годах они очень долго вели переговоры с умеренными республиканцами о том, чтобы те поддержали реформу системы медицинского страхования и проголосовали за закон ACA-Obamacare. Но переговоры были абсолютно тщетными. В результате закон был принят голосами одних демократов в марте 2010 года, на втором году президентства Обамы. Оценить, что именно этот закон дает, среднестатистические избиратели до промежуточных выборов в Конгресс в ноябре 2010 года не смогли – все положения закона вступали в силу не сразу, этот процесс был растянут во времени, закон заработал полностью только с 2014 года, когда, например, миллионы американцев узнали, что теперь не должны платить полторы-две тысячи за то, чтобы сделать колоноскопию, компьютерную или магниторезонансную томографию, что эти и другие обследования обязаны полностью оплачивать страховые компании. Однако выборы в Палату Представителей в 2010 году демократы проиграли, несмотря на личную популярность Обамы. Среднестатистические избиратели без устойчивых политических симпатий посчитали деятельность демократических законодателей неэффективной.

Именно поэтому для правящей партии, если у нее в руках и Белый Дом, и обе палаты Конгресса, очень важно принять в первый же год после президентских выборов законы, обеспечивающие выполнение главных предвыборных обещаний и положительно влияющие на повседневную жизнь широких слоев населения. Чтобы избиратели успели до промежуточных выборов в Конгресс почувствовать, что в их жизни что-то серьезно меняется к лучшему и не отворачивались от правящей партии.

И поэтому то, что принятие двух основных законов, обеспечивающих выполнение экономической и социальной программ Джо Байдена и демократической партии, застопорилось, на рейтинге демократов будет на самом деле сказываться очень отрицательно.

● Поскольку звучат вопросы о том, почему так себя ведут сенаторы Манчин и Синема, не купили ли их, почему они расходятся со своей партией, нужно заметить следующее. Создатели Конституции США в конце XVIII – в начале XIX века, когда задумывали структуру органов власти – систему трех равноправных ветвей власти, систему сдержек и противовесов, были абсолютно уверены, что в рамках этой системы не будет партий, что законодатели в Конгрессе будут представлять исключительно избирателей своих мажоритарных округов в Палате Представителей и штатов в Сенате и будут, соответственно, ориентироваться на интересы избирателей. Как и судьи будут исключительно квалифицированными, независимыми юристами, руководствующимися только законом и ничем иным. История показала, что все повернулось по-другому. Большинство законодателей очень тесно связаны со своими партиями более, чем с чем бы то ни было еще. Многие законодатели повязаны собственными бизнес-связями и зависимостью от финансовых вливаний в их переизбрание от тех или иных финансовых доноров. Предвыборные кампании в США – дело дорогое. А сидеть в Конгрессе многим хочется, если не пожизненно, то пока силы есть. Жить в Вашингтоне совсем неплохо.

Что касается Манчина и Синема, то, например, Манчин получает ежегодно $500 тысяч дивидендов от акций угольных компаний своего штата Западная Вирджиния (об этом сообщил, например, Business Insider в пятницу). И как же Манчин в таком случае поддержит законопроект о массированных инвестициях в зеленую энергетику, если ему лично угольная индустрия приносит устойчивый доход? Да и немало людей среди очень консервативных избирателей Манчина в штате, где Трамп получил около 70% голосов, тоже связаны с той же угольной индустрией (хотя не в качестве владельцев акций, а скорее в качестве шахтеров или бывших шахтеров и членов их семей).

О сенаторе Синема говорят, что она тесно связана с большими фармацевтическими компаниями, и, соответственно, не заинтересована в поддержке законопроекта, в результате реализации которого снизятся цены на лекарства по рецептам.

В общем, нынешняя американская политика очень отличается от того, как она виделась создателям политической системы.

● О том, что происходит, публикуется много статей, идут обсуждения по телевидению. Вот несколько цитат из статей очень известного журналиста и знаменитого ученого и публициста.

Пол Кругман, лауреат Нобелевской премии по экономике, Нью-Йорк Таймс, 28 сентября:

«Вчера все до одного сенаторы-республиканцы проголосовали за то, чтобы … спровоцировать глобальный финансовый кризис.

Конечно, они утверждали обратное. Митч Макконнелл, лидер меньшинства в Сенате, описал голосование против повышения лимита долга как испытание способности демократов управлять государством, а некоторые из его коллег утверждали, что выступают за финансовую ответственность правительства. Но все участники игры понимали, что это политический саботаж. И самое ужасное, что он может сработать.

Лимит госдолга США – очень своеобразный институт, потому что в сочетании с филибастером он дает партии меньшинства возможность подорвать базовое управление страной. Вы можете подумать, что как только Конгресс примет налоговое законодательство – как только он примет законопроекты, устанавливающие уровни расходов и налоговые ставки – это будет концом истории. Но если этот должным образом принятый закон приведет к дефициту бюджета, который требует, чтобы правительство США брало деньги в долг, всего 40 сенаторов могут заблокировать необходимое денежное заимствование, создавая кризис.

И такой кризис может быть очень серьезным. Дело не только в том, что у федерального правительства закончатся деньги, что приведет к сокращению оказываемых им основных услуг. Государственный долг США играет важную роль в мировой финансовой системе, поскольку государственные казначейские ценные бумаги используются в качестве обеспечения финансовых операций по всему миру».

«Сделайте долг США небезопасным – сделайте правительство США ненадежным контрагентом, потому что его способность оплачивать свои счета зависит от прихоти безответственной оппозиционной партии – и подрыв мировых рынков может оказаться разрушительным».

«Уже давно стало ясно, что избиратели гораздо менее информированы о политических действиях партий, чем мы хотели бы представить, даже когда эта политика напрямую затрагивает их жизнь. Ранее в этом году большинство американцев получили чеки благодаря Американскому плану спасения, который был принят демократами в Конгрессе в результате голосования строго по партийной границе. Тем не менее, опрос провинциальных избирателей показал, что только половина из них считает, что получила эти чеки благодаря демократам; треть из них думает, что получила их благодаря республиканцам, ни один из которых на самом деле не голосовал за этот план.

Итак, на что же реагируют избиратели? Как правило, они склонны поддерживать правящую партию, когда дела идут хорошо, и выступать против нее, если дела идут плохо, даже если положительные или отрицательные события никак не связаны с действиями этой партии».

«Конечно, (такое) ретроспективное голосование – не новость. Новое – это полная безжалостность современной республиканской партии, которая целенаправленно сосредоточена на возвращении власти, не думая о последствиях для страны.

Поэтому спросите себя: если партия не заботится о состоянии страны, когда другая партия находится у власти, и она знает, что партия у власти пострадает, если происходят плохие вещи, какова ее оптимальная политическая стратегия? Ответ, очевидно, таков: она должна делать все возможное, чтобы плохие вещи случились».

«Иногда стратегия саботажа почти буквальна. Посмотрите на Рона ДеСантиса, губернатора Флориды. ДеСантис сделал все возможное, чтобы препятствовать эффективной борьбе с последней волной пандемии – попытался заблокировать требования носить маски и вакцинироваться даже для сотрудников частных компаний. Однако это не помешало ему обвинить президента Байдена в том, что он не смог покончить с Covid.

И вот наступает долговой кризис. Никто никогда не обвинял Макконнелла в глупости. Он хорошо знает, насколько катастрофическими могу быть последствия, если не поднять лимит долга. Но такая катастрофа случится прямо во время правления Байдена. И с его (Макконнела) точки зрения, все это хорошо».

● Томас Фридман, трижды лауреат Пулитцеровской премии, Нью-Йорк Таймс, 28 сентября:

«Практически все собрание республиканских законодателей (за исключением конгрессвумен Лиз Чейни и конгрессмена Адама Кинзингера, которые также рискует всем, присоединившись к расследованию 6 января, и нескольких других республиканцев, бросивших вызов Трампу в ходе импичмента), бесстыдно подчинилось воле Трампа или решило тихо уйти в отставку.

Все они замешаны в величайшем политическом грехе, который только можно вообразить: разрушении веры в самый священный процесс в нашей стране, мирную и законную передачу власти посредством свободных и справедливых выборов. Глядя на то, как Трамп и его культ сейчас закладывают основу – с новыми законами, фальшивыми проверками, обвинениями в мошенничестве и назначением более сговорчивых государственных чиновников, ответственных за выборы, чтобы обеспечить себе победу в 2024 году независимо от количества поданных голосов – нет никаких сомнений в том, что американский 245-летний демократический эксперимент находится в реальной опасности.

Наши следующие президентские выборы вполне могут стать для нас последними в качестве яркого примера демократии».

«У меня к ним (демократам в Конгрессе) только один вопрос: готовы ли вы рискнуть намного меньше, чем Лиз Чейни, чтобы сделать то, что необходимо прямо сейчас – с вашей стороны – для спасения нашей демократии?

Потому что, когда одна партия в нашей двухпартийной системе полностью перестает действовать, действовать приходится другой партии. Демократы должны делать три вещи одновременно: продвигать свою повестку дня, защищать честность наших выборов и предотвращать то, чтобы эта беспринципная культовая версия республиканской партии когда-либо снова обрела власть в стране.

Это сложная задача и во многих отношениях совершенно несправедливое бремя. Но если Чейни готова рискнуть всем, чтобы остановить Трампа, то демократы – как умеренные, так и прогрессисты – должны подняться до этого уровня и сформировать большинство, необходимое в Сенате и Палате представителей, чтобы принять двухпартийный закон об инфраструктуре, законопроект о защите прав избирателей и включить такое количество законодательных норм в Build Back Better Act (законопроект об инвестициях в гуманитарную инфраструктуру и зеленую энергетику – И.А.), с которым могут согласиться и умеренные и прогрессисты.

Если вместо этого демократы будут бороться друг с другом в замкнутом круге, и все три этих основных законопроекта будут развеяны по ветру, президентство Байдена войдет в штопор, а республиканцы Трампа снова получат большинство в Палате Представителей и в Сенате и вернут Трампа обратно в Белый дом, – то если это произойдет, шансов больше не будет. Будет слишком поздно для страны, какой мы ее знаем».

▶ И о пандемии.

● В течение последних 14 дней в США регистрировалось в среднем 108009 новых случаев заражения коронавирусной инфекцией в день, или в среднем 33 новых случая на 100 тысяч населения в день. Это уменьшение в среднем на 28% в день по сравнению с показателями двухнедельной давности. Новая волна пандемии, вызванная дельта-версией коронавируса и поразившая прежде всего красные, республиканские штаты, в которых меньше всего вакцинированных, пошла на убыль. Всего за неделю зарегистрировано более 756 тысяч новых случаев заражения коронавирусной инфекцией. Это примерно на 90 тысяч меньше, чем неделю назад. Вторую неделю подряд число новых случаев заражения уменьшается.

● От осложнений коронавирусной инфекции умерли с начала пандемии уже 701047 американцев. За последние две недели умирает в среднем 1882 человека в день. За неделю коронавирус унес жизни более 13000 американцев.

● Наибольший рост числа заболевших по-прежнему наблюдается в «красных», республиканских штатах, где наименьшее число людей вакцинировано. Аляска – 156 случаев в день на 100 тысяч населения; Вайоминг и Западная Вирджиния – по 82 случая в день на 100 тысяч населения; Северная Дакота – 81 случай в день на 100 тысяч населения, Монтана – 80 случаев в день на 100 тысяч населения.

Среди «синих», демократических штатов, где вакцинировано большинство населения, ситуация значительно лучше. Самыми «короновирусным» среди этих штатов сегодня является Делавэр – 47 случаев в день на 100 тысяч населения. В Нью-Йорке – 25 случаев в день на 100 тысяч населения, в Нью-Джерси – 19 случаев в день на 100 тысяч населения, в самом населенном штате страны, в Калифорнии – 19 случаев в день на 100 тысяч населения.

● В стране по состоянию на вечер субботы полностью вакцинировано 184,9 миллиона человек (56% от всего населения). 214,6 миллионов американцев (65% от всего населения) сделали по крайней мере первую из двух прививок от коронавируса. В среднем в течение последней недели делалось 741394 прививок в день, примерно на 90000 больше, чем неделей раньше.

Самый высокий уровень вакцинации – в «синем» Вермонте (полностью вакцинировано 69,5% населения), самый низкий – в «красных» Вайоминге (41,6%), Айдахо (41,7%), Алабаме (42,6%).

● В городе Нью-Йорке учителя и работники школ, не прошедшие вакцинацию, с понедельника не будут иметь права выходить на работу, согласно распоряжению мэра города ДеБлазио. При этом Верховный Суд отказался рассматривать иск невакцинированных сотрудников школ, требовавших отменить это решение.

Авиакомпания United Airlines потребовала от всех своих до сих пор не вакцинированных работников немедленно вакцинироваться. Авиакомпания объявила, что около 600 человек, отказавшихся от вакцинации, не имея для этого уважительных причин, будут уволены.

Авиакомпания Delta объявила, что те ее работники, которые не будут вакцинированы до 1 ноября, будут платить дополнительно из своего кармана $200 в месяц за свою медицинскую страховку.

В Калифорнии прививка от Covid-19 станет теперь обязательной, наряду с другими, традиционными прививками для школьников, начиная с 12-летнего возраста. Без прививки посещать школу ученики не смогут.


Спасибо всем, кто прочитал. Всем желаю здоровья, хорошего воскресенья и хорошей следующей недели. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга.

Автор