Новости из США. 8-13 февраля 2021 года
Доброго времени суток всем друзьям. Об основных событиях, находившихся в центре внимания в США в течение последней недели.
Вместо эпиграфа.
Последняя вечерняя новость субботы. Комитет республиканской партии штата Луизиана на срочном заседании в субботу вечером единогласно проголосовал за объявление выговора луизианскому республиканскому сенатору Биллу Кассиди за то, что он проголосовал за признание Трампа виновным на судебном процессе в Сенате.
Честно говоря, я очень сожалею, что снова приходится говорить о Трампе. Уже 25 дней он является частным лицом. В стране есть новые президент и вице-президент, начала активно работать формирующаяся новая администрация (хотя в ней пока всего лишь 7 утвержденных Сенатом членов кабинета из 23-х), но на протяжении всей уходящей недели в американских новостях были только три ключевых слова – Трамп, суд, импичмент.
⇒ Ровно месяц назад, 13 января, Палата Представителей объявила импичмент тогда еще президенту Трампу, предъявив ему обвинение в подстрекательстве к мятежу.
13 февраля завершился судебный процесс по этому обвинению в Сенате, продолжавшийся 5 дней. Как и ожидалось, Трамп был оправдан по итогам процесса, хотя за признание его виновным проголосовало довольно ощутимое большинство – 57 сенаторов против 43-х, голосовавших за его оправдание.
Раздел 3 Статьи 1 Конституции говорит о том, что на процессе в Сенате для признания виновным обвиняемого по обвинению, предъявленному в результате импичмента, необходимо не менее 2/3 голосов от числа присутствующих сенаторов. Это означает, что, если в голосовании принимают участие все 100 сенаторов (как было сегодня), для признания обвиняемого виновным необходимо 67 голосов.
• Тем не менее, закончившийся четвертый в истории США судебный процесс по обвинениям, предъявленным президенту в результате импичмента, примечателен тем, что впервые за признание президента виновным проголосовали 7 сенаторов из его собственной партии. В 1868 году на процессе Эндрю Джонсона и в 1999 году на процессе Билла Клинтона таких не было вообще. Год назад, 3 февраля 2020 года на первом процессе Трампа за признание его виновным голосовал один представитель его партии (Митт Ромни).
Сейчас таких сенаторов оказалось семь: Ричард Бурр (Северная Каролина), Билл Кассиди (Луизиана), Сюзан Коллинс (Мэн), Лиса Мурковски (Аляска), Митт Ромни (Юта), Бен Сасс (Небраска), Пат Туми (Пенсильвания).
Остальные 43 республиканских сенатора считают де-юре, что это нормально – не признавать результаты выборов, готовить и направлять мятеж для опрокидывания их результатов и узурпации власти.
⇒ А теперь можно поговорить о том, почему так происходит. Собственно, это разговор не о Трампе, а о республиканской партии образца 2021 года и ее сторонниках. Ибо, как уже много раз приходилось повторять, Трамп является не причиной того, что республиканская партия – такая, какая она есть, а является естественным следствием этого, следствием тех процессов, которые привели республиканскую партию к тому, чем она стала, привели ее к Трампу.
• В том, что не найдется 17 республиканских сенаторов, готовых признать Трампа виновным, тем самым отстранив его от активного участия в политической жизни и отстранив его от своей партии, можно было не сомневаться. В чем при этом обвинялся Трамп – не важно. Единственно важно то, что после четырех лет пребывания в Белом Доме, после двух импичментов, после его отказа признать поражение на выборах, после организации им попытки государственного переворота его популярность среди рядовых республиканцев продолжает бить рекорды. Только 9% зарегистрированных республиканцев неделю назад поддерживали вынесение Трампу обвинительного приговора.
Трамп стал знаменем и символом ультраправых сил и таких же настроений, доминирующих в республиканской партии. После выборов и попытки государственного переворота 6 января республиканский истеблишмент в лице лидеров партии в Палате Представителей и в Сенате должен был решить для себя, куда будет двигаться дальше республиканская партия, пойдет ли она по пути серьезных реформ, возвращения к своим истокам, станет ли снова классической консервативной, праволиберальной партией, опирающейся на основополагающие ценности. Или же будет продолжать двигаться по пути правого и ультраправого популизма, опираясь на сложившийся в последние 27-28 лет в основном провинциальный электорат, играя на его ресентименте – на зависти по отношению к больше зарабатывающим и лучше живущим жителям больших городов, на желании вернуться в прошлое, чтобы «все было как раньше», на ксенофобии, расистских предрассудках, боязни любых перемен.
Очевидно, что республиканский истеблишмент, его большинство выбрало именно второй путь. За исключением заместителя лидера республиканцев в Палате Представителей Лиз Чейни, голосовавшей за импичмент Трампу и назвавшей совершенное им преступление – худшим в истории примером измены своей присяге президентом США.
• Вы не забыли, с чего начался этот обзор, с какого сообщения вместо эпиграфа? Если забыли, вернитесь к началу.
В этом вся суть того, что происходит в республиканской партии.
За признание Трампа виновным проголосовали 7 республиканских сенаторов. Из них трое – Кассиди, Коллинс и Сасс в ноябре выиграли свои перевыборы на новый шестилетний срок и не опасаются немедленной мести на праймериз перед следующими выборами. Бурр и Туми объявили, что не будут добиваться переизбрания на очередных выборах в 2022 году. Ромни и Мурковски лично очень популярны в своих штатах, и их популярность никак не связана с Трампом.
Все остальные республиканские сенаторы во главе с их лидером Макконнеллом провели свой, как говорят в Америке «political calculus», политический анализ и расчет и решили, что будут добиваться голосов избирателей на ближайших выборах на базе тех же идей, которые ставятся ими во главу угла все последние годы, тех идей, которые по душе подавляющему большинству их нынешних избирателей, идей, олицетворением и знаменем которых стал Трамп. И поэтому разрыв с Трампом для них невозможен.
Для подавляющего большинства из них, если не вообще для всех, Конгресс стал средой обитания, местом, где проходит их жизнь, которую они не мыслят никаким другим образом. И боязнь получить в соперники на праймериз в своей партии «истинного трамписта», проиграть такому сопернику и лишиться своей среды обитания представляется им катастрофой. Личной катастрофой, которая для них гораздо страшнее, чем президент, впервые в истории США не признающий своего поражения на выборах, впервые в истории США препятствующий мирной передаче власти и впервые в истории США организующий мятеж с целью узурпировать власть.
• Члены Конгресса (и сенаторы, и члены Палаты Представителей) получают высокую зарплату – $174000 в год. Это очень большая зарплата. Медианная зарплата по стране в 2019 году, по данным министерства труда, составляла в 2019 году $35977 в год. Это означает, что половина работающих в США получала в 2019 году меньше медианной годовой зарплаты. Больше, чем члены Конгресса, зарабатывают совсем немного людей. Врачи, практикующие адвокаты, менеджеры среднего и высшего звена в компаниях. Кроме того, членство в Конгрессе дает и доступ без очереди к бесплатной и высококачественной медицине. Дает, естественно, и связи, возможности. Далеко не все члены Конгресса при потере своего насиженного места смогут найти, чем заниматься. Телевидению не нужно столько комментаторов, не каждый человек умеет писать книги, не все имеют способности к тому, чтобы заниматься успешным бизнесом, да и не каждый может стать даже лоббистом. Ну, и ведь никуда не денешься от нарциссизма, присущего всем людям в той или иной степени, но усиливающегося у многих из тех, кто начинает ощущать себя тем, от кого зависят вещи никак не меньшие, чем, по их мнению, судьбы всего мира.
• Они боятся Трампа, очень боятся, панически, как своего самого большого ночного кошмара, все 43 республиканских сенатора, голосовавшие за его оправдание.
Макконнелл, быть может, даже презирает его, но боится, что Трамп, протолкнув на следующих республиканских праймериз в Сенат еще нескольких своих сторонников, сместит его из лидеров.
Круз, еще 5 лет назад утверждавший, что Трамп – «патологический лжец, врущий всякий раз как открывает рот», все еще мечтает о новом походе в президенты и демонстрирует свою верность нынешнему знамени партии – Трампу, потому что иначе ведь нынешний республиканский электорат обидится и не простит, и прощай мечты о Белом Доме. Ну, и что с того, что Круз окончил юридический факультет Гарвардского университета, если он потерял всякое достоинство? Ничего. Достоинство – это что-то такое эфемерное для 43 республиканских сенаторов. Они давно забыли, что это такое.
И Рубио, также 5 лет назад называвший Трампа лжецом, а Трамп его в ответ – «маленький Марко», не знает, что такое достоинство. Да какое уж там достоинство. Раньше он хотел в президенты, а теперь, как утверждают, Трамп грозится выставить против него на республиканских праймериз во Флориде в 2022 году свою дочь Иванку. Если это произойдет, не думаю, что у Рубио есть шансы сохранить место в Сенате, даже если он будет чистить Трампу туфли.
Хаули, «восходящая звезда» республиканской партии, как его называли, когда он избирался в Сенат в 2018 году, метящий, как и Круз, в президенты, полностью сделал ставку на верный электорат Трампа. Именно поэтому и он, и Круз, играя с огнем, поддерживали 6 января непризнание результатов выборов, даже после неудавшегося мятежа.
Грэм, объявивший, что в ближайшее время отправится к Трампу в Мар-а-Лаго, чтобы «обсудить будущее республиканской партии».
Мне кажется, что много чести для них для всех, чтобы их перечислять.
Можно отдельно сказать разве что еще о Портмане, который неделю назад объявил, что не будет переизбираться в Сенат в 2022 году, но… проголосовал за оправдание Трампа.
• Когда читаешь, что люди пишут в сердцах, на эмоциях, что «республиканская партия подписала себе приговор», что в «республиканской партии раскол», что «это не республиканская партия», что «эта партия не имеет права называться республиканской», то, честно говоря, с грустью думаешь, что людей, переполненных в своей искренности праведными эмоциями много, но, к сожалению, понимающих, что республиканская партия в 2021 году – она вот такая, какая есть, гораздо меньше.
Нет там раскола. Потому что когда в партии среди ее рядовых членов 90% сторонников правого авторитаризма, попросту говоря обыкновенного фашизма (или во всяком случае людей, принимающих такую идеологию), и 10% всех остальных, то это не раскол. Это означает, что есть абсолютно доминирующая сила и остальные, не играющие реальной роли.
И то, что сегодня произошло, зафиксировало тот факт, что большинство истеблишмента партии решило не искать другой электорат, не предлагать новые идеи, а опираться на эти 90%, знаменем и символом которых стал Трамп.
• На уходящей неделе состоялась зум-конференция 120 республиканцев, которые не согласны с истеблишментом партии, среди которых бывшие сотрудники администраций Рейгана, обоих Бушей и даже Трампа. Обсуждали, что им делать – пытаться создавать новую партию или пытаться бороться за изменение нынешнего курса республиканской партии. К единому мнению они не пришли.
Такой третьей партии, если будет создана, понадобится очень много денег для того, чтобы вести предвыборные кампании и годы для того, чтобы попытаться приобрести вес в политике и провести хоть сколько-то заметное число своих членов в Конгресс.
А в рамках нынешней республиканской партии тем, кто не поддерживает Трампа, и тем, кто не хочет играть на ресентименте нынешнего базового электората республиканцев, тем, кто являются традиционными консерваторами, праволиберальными политиками, просто не остается места. Шансов на то, чтобы устоять против «истинных трампистов» на любых праймериз в партии, у них нет.
Проблема ведь не в Трампе. А в том, что десятки миллионов американцев сделали Трампа своим знаменем, своей идеей и путеводной звездой, поскольку нашли в нем то, к чему, собственно, их привели такие явления как «революция Гингрича» начала 90-х.
Отказ республиканского истеблишмента от этой платформы точно стоил бы партии поражения на ближайших выборах – и в 2022 году, и в 2024 году. Но такой отказ и возвращение к истокам позволили бы республиканской партии изменить свой состав, привлечь новых избирателей, заставить по крайней мере часть своего сегодняшнего базового электората задуматься, провести переоценку ценностей. Этого не произошло и в обозримом будущем не произойдет.
⇒ А на судебном процессе сторона обвинения, прокуроры из Палаты Представителей во главе с конгрессменом Джеми Раскиным, профессором конституционного права до своего избрания в Конгресс, очень убедительно доказали вину Трампа.
Доказали, что он методично готовил мятеж 6 января, радикализируя своих сторонников, отказываясь заранее признать результаты выборов, призывая к насильственным действиям, массированной кампанией по непризнанию результатов выборов, начатой сразу после их проведения, кампанией дезинформации. Мятеж 6 января был заранее намечен. Для того чтобы собрать десятки тысяч людей в Вашингтоне именно в этот день, когда, согласно Конституции, Конгресс должен утверждать результаты выборов, проводилась активная кампания, только в рекламу для этого было вложено около $50 миллионов. Выступая перед многотысячной толпой своих сторонников, Трамп призвал ее «идти на Капитолий», «драться как в аду», пугал «потерей страны», натравливал толпу на вице-президента Пенса.
• Обвинители показали, что Трамп хотел захвата Капитолия, радовался ему, выражал солидарность с захватчиками, называл их патриотами, выражал к ним любовь и ничего не предпринимал для того, чтобы изгнать оттуда мятежников даже в ответ на просьбы республиканских законодателей, обращенные к нему по телефону (лидер республиканцев в Палате Представителей Маккарти) и в эфире телевидения.
Трамп подстрекал толпу, ругая через Твитер вице-президента Пенса, и после его твитов толпа скандировала «повесить Пенса», «изменник», пытаясь найти спешно эвакуированного секретной службой вице-президента, которого отделяли от захвата толпой буквально секунды и считанные метры.
• Главным аргументом обвинения было то, что этот процесс – не процесс Трампа, который в случае признания виновным и дня бы не провел в тюрьме, а процесс о защите республики от посягательств на ее конституционный строй. О защите и от Трампа, и от любых будущих президентов, которым захотелось бы попробовать узурпировать власть и не признавать своего поражения на выборах.
• У защиты Трампа не было никаких внятных аргументов. Они утверждали, что процесс неконституционный, поскольку Трамп больше не президент и что любые слова Трампа защищены Первой поправкой к Конституции, гарантирующей свободу слова.
⇒ Послесловие к судебному процессу.
• Республиканский сенатор Кассиди, с рассказа о котором мы начали этот обзор, записал видеообращение, в котором сказал, что голосовал за признание Трампа виновным потому, что Трамп виновен.
• Лидер республиканцев в Сенате Макконнелл после голосования выступил в Сенате с очень длинной, минут на 30 речью, содержание которой, однако, можно передать короткой фразой из фильма «Берегись автомобиля»: «Он виноват, но он не виноват». Макконнелл подверг Трампа критике, даже весьма резкой, говорил об ответственности Трампа и за кампанию дезинформации, и за захват Капитолия 6 января, но… «он не виноват». А почему? Потому, что он уже не президент, а Конституция, по интерпретации Макконнелла, позволяет судить в Сенате только действующего президента. Поэтому поступками Трампа, как и любого частного лица, может теперь заниматься обычная юстиция.
Макконнеллу можно напомнить в связи с этим, что импичмент Трампу был объявлен Палатой Представителей 13 января, за неделю до окончания президентских полномочий Трампа. Но Макконнелл, тогда лидер сенатского большинства, предусмотрительно распустил Сенат на каникулы на две недели еще 6 января и отказывался собрать Сенат снова на сессию, чтобы начать судебный процесс незамедлительно.
А Америке придется жить с этим дальше. Зная, что десятки миллионов американцев являются сторонниками ультраправых идей и приветствовали бы установление в стране ультраправого авторитарного режима. И зная, что партия, которая эксплуатирует приверженность очень большой части своего электората таким идеям, будет продолжать эксплуатировать эту приверженность. И к чему все это приведет, никто не знает. И не предскажет.
⇒ О пандемии. Количество людей, у которых было диагностировано заражение коронавирусом в США, на 20:30 субботы по времени Восточного Побережья превысило 27616800.
• Число американцев, заразившихся коронавирусной инфекцией, в течение последней недели выросло примерно на 667800. Это на 190 тысяч меньше, чем неделей раньше.
• По состоянию на то же время 484031 человек скончались от осложнений коронавирусной инфекции с момента начала пандемии, в том числе 22266 человек ушли из жизни в течение последней недели (это меньше примерно на 250 человек, чем на прошлой неделе).
• По состоянию на субботу, 13 февраля, более 37,1 млн американцев (11% от всего населения) получили по крайней мере первую дозу прививки от коронавируса, в том числе 13,1 млн (3,9% от всего населения) получили две дозы. За неделю сделано около 7 млн прививок.
⇒ Очень хочется надеяться, что на следующей неделе слово «Трамп» не будет фигурировать в обзоре.
В следующую пятницу, 19 февраля, президент Джо Байден выступит на Мюнхенской конференции по безопасности. Это будет первое большое выступление Байдена на важном международном форуме со времени вступления в должность. Пройдет оно виртуально, как и сама конференция. Но такие сейчас, ковидные времена.
Спасибо всем, кто прочитал. Всем желаю здоровья, хорошего воскресенья и хорошей следующей недели. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга.