Мы живем среди совка и его последствий

Віктор Трегубов

Цей пост буде російською, і я в ньому буду вживати інвективну лексику, малодушно запікуючи зірочками. Ви нижче зрозумієте, чого я так.

* * *

Давеча в меня с нескольких сторон сразу (под Новый Год обычно обостряется) прилетела логичная предъява. Вот, мол, ты ругаешь совок, ты везде рассказываешь, как ты хочешь его изжить, а совок-то ты толком и не застал.

Логично. Я 85-го года рождения, на момент выхода Украины из совка мне было шесть. Казалось бы, сколько моей жизни прошло в том совке?
ДА, БЛ*Ь, ВСЯ.

Давайте посмотрим на мое поколение. Поколение рожденных в восьмидесятые. А то, кажется, не все понимают, в чем мы росли.

Да, некоторые из нас разминулись с пионерством и даже октябрятством. Да, мы уже жевали жвачку турбо, а по выходным иногда попадали на Утиные Истории, когда вместо них не показывали “Играй *бучая Гармонь”. Да, счастливчики даже читали “Трамвай”. Но это была капля в теплом океане из сизых колготок, мира булыжного цвета и Людмилы Зыкиной.

Я был очень читающим ребенком. И так получилось, что практически все книги, которые удавалось достать читающему ребенку в девяностые, были советского издания. Я сраного Гайдара с *бучим Бонч-Бруевичем до сих пор напамять цитировать могу. К концу девяностых уже стало получше, до библиотек доносили переводную фантастику. Но детство мое начиналось с советской макулитературы и дедушкиных подборок журналов “Перец” и “Крокодил” за конец семидесятых – начало восьмидесятых.

Кстати, про эти журналы. В одном из них я нарвался на стишок:

“Спросили мы у руководства теле,
Что нового на музыкальном фронте?
Он же нам: все то, что вы хотели:
Ротару, Пугачева и Леонтьев.
Мы любим их. Но, может, есть другие?..
(вот эту строчку, каюсь, я забыл)
Но видим: снова наши, дорогие
Ротару, Пугачева и Леонтьев”.

То есть советский журналист был несколько задолбан Ротару, Пугачевой и Леонтьевым. В конце 70-х – начале 80-х считал, что их в телеящике как-то избыточно.

Я не смотрю телевизор с начала нулевых. Но, к сожалению, доносится. Я почти уверен: и в этом году, и в предыдущих, в каком-то из многочисленных голубых говноогоньков был кто-то из этих троих. Возможно, все трое.
Понимаете, да. В журнале, который был издан до моего рождения, уже выражали мысль, что они подза**али. Прошло сорок лет. Они с нами до сих пор.

Они со мной всю жизнь. Как и “Ирония зло**учей судьбы”. Я даже немного завидую вам, дорогие представители старшего поколения. В вашей жизни, возможно, был период без них. В моей – нет.

Так почему вы говорите, что я не застал совок? Я застал его в полной мере. Я живу среди него и его последствий. Мне кажется, только в 2014-м году вонь стала разрежаться, но многие стараются вернуть ее обратно.

И да. Мне противно. Потому что мне есть, с чем сравнивать. Меня одинаково тошнит от героических жанров советского кинематографа, где герои абсолютно картонные, и от его сентиментальных жанров, где герои либо полное ничтожество вроде Лукашина или Кузякина, либо социопаты вроде Гоши или Жеглова. Мне одинаково противна советская культура и советская контркультура, Кобзон и Грушинский фестиваль, Михалков и Рязанов, Райкин и Жванецкий. Потому что они все советские, а я, извините, нормальный. Возвеличивание советской действительности или протест против нее, сколь угодно тонкий, извините, одинаково требуют в нее нырять, а это противно. Я и так с трудом вынырнул.

Что же мешает перестать ее постоянно воспроизводить?
Возможно, кто-то из вас, друзья мои. С вашими “ах, оставьте нам”.
Не имеем права.

Меня-то не так жалко, поймите. Я родился в египетском рабстве. Но у моего поколения уже есть дети. И если за что мне эти голубые огоньки, я еще понимаю – за грехи отцов, то за что они им, я в толк взять не могу. Я так не нагрешил.

Поэтому хотя бы ради них одна из задач нашего поколения, злого такого, – замести всю эту крошку из-под разбитых Лениных куда-то, куда не жалко. Например, в Россию. Там на это дрочат, вот и замечательно. Закопать всех стюардесс и начальников транспортного цеха. Да, включая Рязанова с Гайдаем, хоть они и хорошие люди, и им есть за что сказать спасибо. В идеале – до трижды переваренного Цоя включительно, хотя последнего мне искренне жаль.

Но все это должно остаться сухими страницами истории без эмоциональных привязок. Без “это наша традиция”. Без “каждый новый год с друзьями”. Без ахов, охов и вздохов.
Не, сорри.
После развала совка была куча времени, чтобы вы успели налюбоваться и отрефлексировать по самые небалуйся. Собственно, ради этого мое поколение промучилось среди этих осколков розочки из оргстекла лучшие свои годы.
Следующие уже надо спасать.

* * *

По первому закону Фейсбукодинамики каждый пост после определенного количества комментариев превращается в маленький ад. Не стал исключением и мой пост про совок и желание наконец-то сменить советские киноленты и литературу на что-то поприличнее. В некоторый момент в комментарии на пылающих ранцах прилетели граждане, которые обвинили меня в том, что я-де сам совок.

Ну, понятно, величайший риторический прием “сам дурак”, он же проекция. Но каковы же ваши доказательства?

Довольно обычные для такой беседы. Дескать, вот большевики так же с царским наследием боролись, отменяя прошлую культуру. Следовательно, ты большевик.

С чисто логической точки зрения ошибка очевидна (сходство по одному признаку – не есть тождество, и то, что ты ешь огурцы и Наполеон ел огурцы, еще не делает тебя Наполеоном). Но, на самом деле, звучит достаточно часто, чтобы разобрать предметно. Потому что это очень смешной передерг, только нет.

Например, у некоторых ты – “фашист” просто по факту уважения к армии. Милитарист, значит? Фашист, значит?!
И вроде не поспоришь, что нацизм и фашизм были склонны к милитаризму. Да вот только, во-первых, не только они, а во-вторых, основные претензии к ним были не в этом. Так что недостаточно все-таки носить оливковые штаны. Нужно еще, как минимум, концлагеря построить или вторгнуться в Польшу. И даже с такими уточнениями определение налезет и на СССР.

Так давайте-ка обсудим, делает ли меня советским человеком стремление изжить из нашей жизни совок.
Э.
Нет.
И вот почему.

Стремление сменить культурную и эстетическую пластинку, дорогие, не было свойственно исключительно СССР, боровшемуся с царским наследием. Возможно, вы другого не помните в силу особенностей “самого лучшего в мире образования”. А оно было свойственно вообще всем постколониальным странам и нациям, переосмысливающим себя после важных изменений. От Французской, прости небо, революции, до чехов, пропалывающих культуру от немецкого влияния. Где-то это было сделано тонко, а где-то приобретало некрасивые черты, но это просто неизбежно. В смысле, не бывает так, чтобы евреи из Египта всерьез вышли, а египетские традиции с собой взяли.

Поэтому само стремление спустить, наконец-то, в утиль весь этот “культурный багаж” сомнительной ценности – это как раз вполне неизбежное желание любого человека, который просто не готов жить с головой в… прошлом.

Скажете, это роднит меня с большевиками? Ну, возможно. Вот только помимо большевиков, это роднит меня с очень длинным списком людей, которым повезло жить на сломе эпох. С немцами после денацификации Германии, например. Или с жителями стран Балтии еще недавно.

Окей, а давайте теперь поговорим о том, что меня с большевиками разделяет.

Возьмем, например, ноги оппонентов моей позиции. Если они не сломаны в нескольких местах, значит, наверное, вы сгущаете краски. Короче, кто-то должен хромать – или оппоненты, или сравнение. Потому что попытка вступить в дискуссию с большевиком о необходимости сохранить царское наследие неизбежно бы закончилась именно так – на подвале, в самом лучшем для здоровья случае.

В смысле, меня с моим желанием изжить с телеэкранов говнокино сравнивают с людьми, которые за “не такую” политическую позицию или просто не то происхождение истребили семи-восьмизначное количество человек. При том что я это желание реализую через увещевания, а не через насилие.

Мое желание поскорее отправить в прошлое одновременно Михалковых и Рязановых позволяет некоторым гражданам ставить меня в один ряд с людьми, устроившими красный террор, Голодомор, репрессии тридцатых, депортацию целых народов и оккупацию целых государств.

Я польщен, учитывая, что часть моих оппонентов фанатеет от всего вышеперечисленного, но все же нет. Ребята, аналогия несколько натянута. Истинно говорю вам. Даже больше, чем “от саксофона до ножа”.

Нет, не всякий, кто хочет вымести совок – совок. Нет, не всякий, кто хочет выключить Ротару, готовит построение концлагеря. Цвета штанов для вступления в НСДАП по-прежнему недостаточно.

Я понимаю, что такая аргументация исходит от беспомощности, но и я тут ничем помочь не могу. Думайте еще.


Олена Монова

Гляньте, на яку фублю я натрапила в отетіх ваших інтернетах сотонінських.

Знаєте, якби не рядочок «поздоровлення Зеленського», я би крепко засумнівалась, що це цьогорічна програма передач. Бо це такий лютий совкодрочний треш, шо аж очі порепалися.

Вірніше, Інтер мене аж ніяк не здивував, там по дефолту давно всі бігають в кокошниках і лаптях на голе тіло, але СТБ?! Та ви здуріли нах*р тим лайном обмазуватись, запроданці притрушені, скільки можна вже дрочити на труп есесесера?

Хто хтів поригать після вчорашнього, але стіснявся, то можна зараз.

Спали їм всім телевежі з космосу, Ілон Маск.

Автор