Абсолютно незаметный подвиг на фронте приватизации

Антон Швец

Увидел у Светланы Панаиотиди, что в результате демонополизации и приватизации спиртовой отрасли государство получило уже миллиард гривен.

Не уверен, что прям вот уже миллиард, так как последний, на момент получения миллиарда, лот был продан за 234 миллиона гривен (десятикратный рост от стартовой цены). Столько эти руины (ну ладно браунфилд) могут стоить, только если под ними нашли нефть, так что есть определенные сомнения, что аукцион состоится.

Миллиард крутая цифра, но надо понимать, что это только начало, так как Фонд Госимущества по сути прокачивает рынок, и сначала идут лоты похуже, а самое дорогое пойдет потом. Цифра поступлений в итоге вырастет.

Но раз уж у меня неделя раскрытия очевидных либеральных истин, то самое главное в приватизации спиртовой отрасли – это не суммы, поступающие от приватизации (хотя они приятны и показывают реальную стоимость рынка), а сама по себе приватизация.

Просто отдать все это в частные руки и регулировать отрасль – это уже огромное благо по сравнению с тем, что было. И само по себе отдельная задача адовой сложности, за которую всей команде реформаторов из ФГИУ поставят памятник когда-нибудь.

К делу.

Госмонополия на производство и реализацию спирта, действовавшая в Украине, – это в чистом виде коррупционная и бандитская схема. Потому что заводы в госсобственности автоматически тянули за собой такой формат (отсутствия) рынка, который помогал этим заводам держаться на плаву. А этот формат автоматически порождал вокруг отрасли такой уровень коррупции, решалова и криминала, какой не снился даже нашей нелегальной добыче.

Первая проблема госмонополии в том, что это монополия управляемая чиновниками в интересах чиновников. По сути, чиновники-ноунеймы имели возможность устанавливать практически ЛЮБУЮ отпускную цену на спирт. В теории они там должны были плясать от какой-то статистики, но по факту цену брали с потолка.

В результате вся производимая легально в Украине частниками водка (хоть даже та, про которую в рекламе рассказывали, что она делается из особого спирта семерной очистки на стружке гинкго билоба) по сути разливалась из одной бочки, которая дотировала бандитский схематоз. Потому что любой частник был обязан купить спирт у государственного Укрспирта по фиксированной цене.

Так формировался банк схематоза и одновременно нелегальный рынок. Дальше вся эта прибыль из спиртов расхищалась. Почему я уверен, что расхищалась?

Весь государственный спирт принес государству 92,2 миллиона гривен прибыли в 2011 году при выручке в 2,8 миллиарда гривен. В 2012 году уже всего 23,5 миллиона гривен при выручке 2,1 миллиарда гривен. Лень искать полную статистику по годам, но ситуация не сильно поменялась и потом – чистая прибыль Укрспирта составила 21,6 миллиона гривен в 2018 и 40,3 миллиона гривен в 2019 году.

При этом производство легального спирта и водки в стране могло существенно меняться в широком диапазоне, хотя реальное потребление оставалось более-менее стабильным. Что как бы уже говорит, что статистика и отчетность рисовалась методом ринопенисуального вариатива от реальности.

Какие механизмы для расхищения существовали?

Основной механизм – производство нелегального спирта для дальнейшего производства нелегальной водки. Как мы помним, отпускная цена на легальный спирт была завышена. Плюс при легальном производстве приходилось платить все виды акцизов, сборов и налогов.

По сути, за счет завышенных цен на спирт, Укрспирт имел задел, чтобы произвести налево целую кучу нелегального спирта и продавать его нелегально (и дешевле) за нал для производства нелегальной водки (никаких акцизов и налогов).

Это черный нал тек в карманы руководства Укрспирта, а также бандитов и мусоров, которые крышевали реализацию нелегальной водовки без акцизов и даже без РРО (лол).

Объемы нелегального спирта в реализации колебались от 20% до 40% в разные годы. Производителям было выгодно покупать нелегальный спирт, потому что он был дешевле, и с ним можно было вообще работать под радарами, не показываясь в легальном поле или показывая только то, что хотелось.

От 2 до 3 миллиардов гривен в год прибыли от действия схемы расползалось по правильным карманам. Основной бенефициар этого схематоза до Майдана – Юра Енакиевский. Внизу постоянно бегали люди поменьше, включая известных «успешных успехов», которые любят вам рассказать, как они умеют делать бабки. Умеют, сомнений нет. Побывать директором Укрспирта успел даже Алексей Савченко, будущий глава Николаевской ОГА. Сразу после увольнения с главы Укрспирта он отправился записывать свой самый известный сингл «Испытание поражением».

После Майдана в спирте начался странный замес всех против всех. Так бывшего директора Лабутина обвиняли в госперевороте и подготовке покушения на Авакова, а сам Лабутин из Румынии обвинял яценюковских в том, что они хотели отжать госпредприятие и в организации политических убийств. Где-то по орбите бегал Шокин с Чеботаревым (тот самый, который похищал Луценко и Вербицкого), но отбегался. Чеботарев, впрочем, все еще в игре. Потом возник Кауфман с Грановским. Уже при Зеленском опять появился Черняк. Короче, это такая адская коррупционная клоака, что даже попытки разобраться, кто там кому доктор, выводят вас на кучи нелегального нала, трупов и коррупционные цепочки длиной с галактику.

Были и другие схемы. Часть даже легально произведенного спирта выводилась из под акциза якобы через передачу его на переботку в биоэтанол (которого у нас производят кот наплакал). На самом деле этот спирт опять-таки использовался для производства паленой водки.

Плюс почти традиционная для коррупционного госпредприятия закупка оборудования и расходников по завышенным ценам. Ну, это на фоне всего остального так – мелочи.

Как вы понимаете, починить все это просто невозможно.

Не дадут, не пустят, всех подкупят, запугают или убьют. Такой бизнес. Госмонополия – это всегда проблемы, госмонополия на психоактивные вещества – это проблемы втройне. Даже выставить все это на продажу – отдельный подвиг, о котором когда-нибудь мы прочитаем в книгах.

Важен результат. Трогательная забота о здоровье употребляющих алкоголь украинцев (шоб було под контролем государства) закончилась тем, что 20-30% украинцев годами пили контрафактную водку из левого спирта, который в лучшем случае воровали, а в худшем гнали в ночную смену, поплевывая на технологию. Водку эту разливали безо всякого контроля и норм в подпольных цехах, разбодяживая спирт в лучшем случае водопроводной водой. Прибыль от этой схемы коррумпировала наши спецслужбы, милицию-политицию и политиков первого эшелона. Ну и понятно, что коррумпировала сам Укрспирт, но он сразу рожден был таким.

Миллиард, полученный за продажу всего этого в частные руки, – это приятный бонус в дополнение к тем миллиардам, которые дополнительно начнут ехать в бюджет каждый год в результате приватизации за счет повышения прозрачности рынка.

Это абсолютно незаметный подвиг, за который мы должны благодарить:
Фонд Госимущества в лице Dmitry Sennychenko, как основного организатора приватизации;
саппорт в лице Svitlana Panaiotidi из МЭРТ;
Олексій Соболев из Прозорро.Продажи, который и проводит все эти аукционы.
Вы крутые, крутые как пздц.