За что люди любили СССР

Віктор Трегубов

В недавнем обсуждении подняли вопрос, за что люди любили СССР. Мол, не потому ли это, что советскому государству удалось отчасти привить людям любовь к себе пропагандой?

Это предположение довольно просто опровергается: пропагандой обрабатывали всех, а подействовало только на часть. Мне вообще удивительно слышать, что для некоторых людей советская ностальгия необъяснима.

Ребята, вы меня извините, но все на поверхности.

Любят СССР те, у кого в жизни не было ничего лучше молодости. Ну и – в отдельных запущенных случаях – их дети, которых они ухитрились убедить в том, что незадолго до их рождения за земле царил потерянный рай.

Именно поэтому так жалко выглядят седеющие мужики, громко и напоказ гордящиеся “школой жизни” во время срочки в советской армии. Потому что это было первое и последнее место, где они хоть пару месяцев кого-то строили и что-то значили.

Ностальгия здесь понятна и естественна. Хоть и вредна.

АПД. Напомнили еще одну важную составляющую советской ностальгии. Есть такая штука – эффект монастыря. Человеку, привыкшему жить в среде, где не нужно принимать решения, очень больно выходить во внешний мир. Поэтому некоторые скучают даже по тюрьме.

* * *

И еще кое-что про совок. Но уже не про ностальгирующих старперов, а про персонажей до 30 с фантомными ностальгиями, часто привитыми папами-офицерами и мамами-товароведами.

Особенно весело среди них встречать убеждение, что многое из того, чего не было в СССР, даже в случае его сохранения, уже появилось бы у нас сейчас. Потому что научно-технический прогресс.

Ребята забывают, что в СССР научно-технический прогресс во всех сферах промышленности, кроме оборонки, упирался в возможность произвести продукцию в Перми, кое-как передрав реверс-инжинирингом у немцев, американцев или японцев. Поэтому отставание от мира составляло от семи-десяти лет до десятилетий. “Лучший советский пломбир” брежневской поры – это, буквально, американский пломбир 30-х. Фотоаппарат “Любитель-2” (снят с производства в 1979-м) – слегка доработанная копия немецкого Voigtländer Brillant теж же 30-х. Даже когда начали тупо копировать, вообще не стесняясь и не притворяясь, копию несчастной Nintendo MC-25 (“Электроника”, вы ее помните, там волк яйца ловит), которая на родине в Японии пережила бум в начале 80-х, в СССР/РФ выпускали до середине 90-х.

Про автомобили вы все в курсе.

У этих ребят в голове СССР, доживи он до наших дней, был бы эдакой огромной Беларусью. Вроде как цивилизация, только с колхозами.

ХРЕН ВАМ ПОПЕРЕК.

Нет, дорогие, никаких иномарок. На Ладах, только на Ладах. По распределению. Справки собрали?
Нет, дорогие, никакого свободного Интернета. Гласность – горбачевская ересь времен упадка. Только родимый Чебурашка.
Нет, дорогие, кинематограф – только свой, родимый. Не будут советские кинотеатры травить детские мозги голливудской пошлятиной.
Мобильные? Конечно! Разумеется! Сейчас как раз появился бы первый советский смартфон. Тяжеленький такой.
Текстиль? Хехе. Еда? Хехехехехехехехе. Средства гигиены? Лол, кек, чебурек.

Ну и, разумеется, поездки за рубеж – может быть, один раз в жизни, в соцстрану, под присмотром.

А вы как думали?

Нет, котики, это вы уже вознамерились из СССР сделать что-то, чем он просто не мог быть, и назвать это СССР. Так не было бы. Так и не могло бы быть, потому что при соблюдении ваших хотелок он бы рухнул нахрен.

Что, собственно, и произошло.

Автор