Почему СНГ – технологически и экономически отсталый регион

Йож Туманный

Окей, как и было обещано ранее, давайте поговорим про экономику РФ. Точнее, не только РФ, а вообще о том, почему СНГ – технологически и экономически отсталый регион, который где-то стагнирует, где-то активно деградирует.

Для начала, давайте определимся с терминологией и рамками дискурса. Возьмем определение из Вики, благо, оно достаточно просто для восприятия:

Стагнация выражается в нулевых или незначительных темпах роста, неизменной структуре экономики, её невосприимчивости к нововведениям, научно-техническому прогрессу.

То есть если экономика растет медленно, а технологический прогресс задевает ее слабо, то это – стагнирующая, или, хуже того, деградирующая система.

Итак, рассмотрим экономическую структуру стран СНГ. Сделать это можно с помощью отличного инструмента “атлас экономической сложности”. Лежит он тут.

Зрелище довольно печальное: абсолютно ВСЕ страны пост-совка – сырьевые экономики, исключить – с натяжкой – можно разве что страны Прибалтики, но там, скорее, это связано с крошечными размерами самих стран. Остальной пост-совок – это чистой воды сырьевая база для более развитых соседей. Это легко можно определить по структуре экспорта этих стран. Международная торговля – это показатель того, что страна способна производить востребованный продукт. Если из всей продукции востребованы только минералы, лес и камень, то у меня для вас плохая новость: вы торгуете ресурсами, и, стало быть, вы – банановая республика. Конечно, в теории, у вас может быть замкнутая экономика, и вы все производите сами (на практике это невозможно, но допустим). В таком случае, единственное, что вам может быть необходимо от внешнего мира – это недостающие ресурсы и еда.

Однако, взглянув на структуру импорта пост-советских стран, мы видим, что они ввозят все – электронику, машины, химию, еду и т.п. То есть о самодостаточности речи быть не может. Причем там, где у развитых стран разница между экспортом-импортом какой-то категории незначительна, то у стран СНГ – лютый перекос в сторону импорта у ВСЕХ сколько-нибудь сложных технических изделий. Например, РФ (самая экономически сильная страна региона) экспортирует машин на 7.5 млрд, а импортирует на 33 лярда. То есть – в 4 раза больше! Для сравнения США импортируют авто на 330 лярдов, а экспортируют на 193 – в 1.7 раза больше (а объемы вообще несопоставимы – если брать объемы, то американские авто в 25 (!) раз более востребованы в мире, чем российские).

То же самое касается экономики Украины, Беларуси и прочих стран бывшего Союза – мы продаем ресурсы, за которые покупаем сложные изделия других стран мира, причем перекос в сторону импорта просто чудовищный (для Украины 0,75 млрд экспорта против 4,83 млрд импорта, или в 6.5 раз больше).

Почему я привязался к автомобилям? Потому что это – технологически сложная продукция, требующая огромного спектра разной продукции – от лампочек и проводов до сталелитейных заводов и лазерных станков для резки / гравировки металла. По мере развития технологий все эти вещи становятся ДЕШЕВЛЕ, и, следовательно, изготовление машин становится ЛЕГЧЕ, что должно выражаться в росте их качества и, следовательно, росте экспорта.

С 1996-го по 2014-й экспорт машин в Украине вырос с 0.72 млрд до 1.6 млрд. Для России эти цифры составляют 3.13 млрд и 6.73 млрд соответственно. То есть в два раза. Упреждая вопрос, поясняю, почему 2014-й. В 14-м году Украина потеряла часть промышленного потенциала и крупную промышленную агломерацию, после чего результаты стали еще плачевнее. Однако так как война с РФ – это таки форс-мажор, я считаю уместным сравнивать исключительно мирный период с мирным периодом.

То есть объем экспорта для РФ и Украины вырос аж в два раза за 18 лет. Причем доллар за это время девальвировал в полтора раза, а, значит, фактически значения роста колеблются в районе 10-15% роста за 18 (!) лет. Китай за то же самое время вырос с 3,3 млрд до 100 миллиардов долларов экспорта. Что даже с учетом инфляции дает весьма впечатляющие цифры прироста.

Таким образом, мы можем зафиксировать факт номер раз: технологический прогресс НЕ ВЛИЯЕТ на экономику стран СНГ или влияет, но НЕЗНАЧИТЕЛЬНО. Там, где Китай добился двадцатикратного роста (с учетом инфляции доллара), мы топчемся на месте. И это не потому, что у нас тут постиндустриальное общество, производящее услуги. Мы производим их смехотворно мало для страны с население 35-40 млн. Судите сами: 14 млрд экспорта услуг на 35 млн населения (исключим Крым и Донбасс) – это 0,4 млрд на один миллион населения. Для России эта цифра 58 млрд на 140 миллионов, или 0,41 лярда на миллион населения. В США это 800 млрд на 330 млн населения, или 2,4 лярда на миллион людей. Это в ШЕСТЬ раз больше, чем у нас или у РФ. Это говорит о том, что нам до постиндустриального общества – как до Китая раком. Потому что страны СНГ производят ДЕШЕВЫЕ услуги, а, значит, их сложность либо качество оставляют желать лучшего.

Ну так, может быть, экономика выросла ого-го – ведь (по состоянию на 2014) РФ входила в топ-5 экономик мира! Это ли не показатель?!

Правильный ответ: нет, не показатель. Да, ВВП рос, и где-то даже было сытно жить, но это – рост нефтяной ренты, который к самой РФ никакого отношения не имеет. Главным драйвером роста был Китай, и его инфраструктурный бум. Именно он подстегивал цены на нефть, металлы и прочие РЕСУРСЫ и примитивные изделия, которыми барыжили страны постсовка.

Экономика стран СНГ могла бы вырасти, если бы полученные от халявы деньги были направлены на форсированное развитие собственных производств и технологий. Например, если бы грязьпром вложил бабло не в безумные инфраструктурные проекты типа потоков, а в технологии добычи “тяжелой” нефти, которые сейчас один плешивый лох хочет “цап-царап”. Инвестиции в технологии породили бы (или подстегнули развитие) целый пласт экономики: машиностроение, металлургию, химпром. Тоже самое касается наших коломойских – вместо реинвестиций Беня, Ахметов и ко тупо все с3,14дили, и инвестировали во всякий хлам на Западе. Промышленность, получив огромные бабки за просто так, не была модернизирована, не перешла на более эффективные методы работы и не была дополнена никакими более сложными технологическими циклами. И потому, когда халявный фонтан денег иссяк, внезапно оказалось, что крепкие хозяйственники нихрена не умеют. Кто бы мог подумать!

Потому нет, не было никакого роста экономики, так как ее база осталась НЕИЗМЕННОЙ, а ее КПД – предельно низким (Украина, например, обладает одной из самых энергоемких экономик В МИРЕ). Кратковременные доходы от китайского проекта – это просто найденные на улице сто баксов, которые были успешно проедены и пропиты с максимальным шиком и минимальной пользой.

Таким образом, констатируем второй факт: роста экономики не наблюдается либо он чрезвычайно низок. Бравурными репортажами о небывалых темпах прироста падения можно вытереть жопу – это обыкновенное очковтирательство, не имеющее ничего общего с реальностью.

Третье – структура экономики. Она неизменна, либо демонстрирует тенденции к УПРОЩЕНИЮ всю дорогу с 1996-го и по сегодняшний день. Все сложные производства – в лучшем случае – топчутся на месте. В худшем – скукоживаются до неразличимых процентов. Тут цифры давать не буду – просто поиграйтесь временной шкалой атласа, и сами увидите, почем в Одессе рубероид.

Итак, мы наглядно, с цифрами и фактами видим: экономика СНГ пребывает в стагнации столько, сколько существует СНГ, а фактически – где-то с 70-х годов прошлого века.

Что же касается технологической деградации, то тут все тоже довольно очевидно и просто.

Способность выстрадать замкнутый цикл какой-нибудь вундерваффе – это не показатель. Можно строить АЭС, можно “Гром-2”, можно делать хорошую по мировым стандартам оптику. Проблема в том, что это все – точечные успехи, обеспеченные сверхусилиями всей системы. За примером ходить далеко не надо: одна частная компания из США уделала ВЕСЬ РОСКОСМОС за каких-то 17 лет.

Когда страна, кряхтя и сопя, рожает на свет божий вундерваффе, которое еще деды строить научились, это значит, что она с трудом дотягивает до их уровня. Учитывая, что деды строили компьютеры размером с дом, а про Интернет или современные технические достижения мечтать не могли, то это – деградация в чистом виде.

Ни одна страна СНГ не создала ни одной прорывной технологии за последние 30 лет. Всякие гении-изобретатели действительно были, есть и будут, но технологическую и материальную базу для реализации своих проектов они получают на Западе. Это означает, что Запад ускоряется и усложняется, а СНГ – нет. Да даже упомянутый “цап-царап” – это ОТКАЗ ОТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, озвученный на высшем уровне.

Научно-техническая работа ценна не только тем, что можно копать нефть дешевле, она ценна тем, что попутно могут быть достигнуты новые, неожиданные результаты, которые изменят нашу цивилизацию до неузнаваемости. Примеров тому масса – от микроволновок до пенициллина. Отказ от исследований, отказ от развития – это просто вручение ВСЕХ потенциальных находок конкурентам. И именно это дружно делают страны СНГ, уничтожая науку в угоду политике и быстрой выгоде.

Автор