Стране придется прыгнуть выше головы, чтобы снова привлечь инвестиции

Светлана Самборска

Инвестиционные процессы – одни из самых инерционных. С обеих сторон – и старта, и финиша. Особенно это касается стран с высокой степенью экономических рисков. Сначала непросто принимается решение инвестировать средства в такую страну, потом, если все пошло плохо, еще более непросто принимается решение о выходе и выводе инвестиций, ведь это всегда сопряжено с потерями.

И если уж это произошло, то такой стране придется прыгнуть выше головы, чтобы снова привлечь инвестиции.

У нас этот процесс пошел. После фокусов квартальных реформаторов Арселор не намерен вкладывать средства в развитие. Авиакомпании закрывают рейсы. Табачники закрывают бизнес. И это только за полгода работы развеселой труппы бабушки Бени.

Что дальше? Нет смысла прогнозировать, что они еще наделают за следующие 4,5 года, – не думаю, что этот концерт продлится столько времени. Все закончится раньше, а слова “новые лица” и “реформаторы”, увы, неизбежно станут ругательными.

Важно другое: как восстанавливать потом страну? Как делать страну инвестиционно привлекательной, если каждый возможный инвестор будет думать: “Ну да, я вложу сюда деньги, а потом в следующем цикле они опять выберут очередного Зеленуковича, и снова начнется беспредел”. Как это перебороть?

И ответ на этот вопрос есть. Он такой же, как и в любой области, где источник проблем – некомпетентность. И лечится это ВСЕГДА ОДИНАКОВО: обучением и аттестацией.

Вот с тех времен, когда человек научился изготавливать каменные топоры, с тех времен проявилась деятельность, требующая какой-никакой квалификации, с тех времен появились проблемы, обусловленные некомпетентностью, и тогда же человечество научилось их решать: объяснил, попросил повторить, попросил продемонстрировать усвоенные знания, не вышло – аттестовал рукояткой топора по лбу и оправил работать приманкой для мамонта. Или баристой. Обучение и аттестация.

Я уже развивала мысль, что всеобщее избирательное право – это следствие всеобщей грамотности и ошибочного предположения, что грамотный человек может самостоятельно разобраться, где правда, где ложь, кто способен, кто нет. А ошибка здесь заключается в том, что разобраться-то он может, вот только не хочет тратить время и усилия. Зачем такие сложности, если можно просто включить 1+1.

Когда-то свидетельство о получении среднего образования называлось “Аттестат зрелости”. Хорошее название. И изменение избирательного законодательства со всеобщего избирательного права на всеобщее право пройти обучение и сдать экзамен (по типу ЗНО) на Аттестат гражданской зрелости, каковой Аттестат и будет давать право голосовать на выборах, баллотироваться на выборах, претендовать на вакансии в госсекторе и так далее.

Программа обучения, на мой взгляд, должна включать самые базовые знания об экономике (на уровне понимания, что будет, если просто напечатать много денег и раздать их всем), о политике (на уровне понимания, кто такие правые и кто такие левые, и если “правые” требуют не открывать рынок земли, то кто это на самом деле), базовые знания в истории, информационной гигиене, логике (хотя бы на уровне понимания, что люди, принципиально прививающие своих котов и так же принципиально не прививающие своих детей, – это люди патологически глупые). Самые, повторюсь, базовые знания, дающие пусть очень среднюю, но компетентность.

Возвращаясь к началу поста. Такие изменения в законодательство покажут миру – инвесторам, союзникам, противникам, всем – что Зеленуковичей здесь больше не будет. Если уж нам самим плевать на свое будущее и будущее страны, то, может, хотя бы необходимость продемонстрировать внешнему миру, что Украина по крайней мере за говорящих собачек больше не станет голосовать, нас мотивирует на решение проблемы тотальной некомпетентности.


Алла Комарова

Колись давно, щє коли бульо красти гріх ©, а Президентом – фактичним, а не тільки ментальним – в нас був Петро Порошенко, я вела щоденну рубрику про гарні новини. Адже вони в нас справді були, хоча й хворі на сліпоту та жадібність ЗМІ роказували бідним та тупим людям, як їм погано живеться за “чоколядного панування бариг та свінарчуків”.

Я пам’ятаю (та й ФБ не дає забути, щодня нагадуючи “а от рік тому ви тут писали…”), як раділи всі, хто здатний то осягнути, повідомленням про IKEA, яка нарешті дішла до найбільшої країни Европи; про Ryanair, які нарешті занесли нас до своїх мап польотів та про все таке інше, типу DECATHLONE на Почайні чи нових заводів BMW на Закарпатччині, чи ще щось.

Але тупі люди на те й тупі, що користуються не власним мозком (чи що там в них у черепі міститься?), а бєніною риганиною, яку їм, наче ті бджілкі, згодували просто у шлунок “самі чесні Г+Г” і замість Президента поставили гумову надувну ляльку, яка вміє тільки гундосо гундіти “я прєзідєнт, я не нижче вас, я прєзідєнт, я нє лох, я прєзідєнт”. Бідні тупі люди, мабуть, таки справді надіялися, що зараз миттю їм заводів стане ще більше, DECATHLONE зайде у кожне село на 35 душ, Ryanair полетить навіть з колгоспного поля, де останній раз техніку бачили у 80-ті роки і це була техніка віртуозного 3,14дінгу соляри з колгоспного трахтора, а не те, що ви подумали.

Але реальність, як завжди, перевершує усі наші уявлення про неї. Тому так, новини, де фігурують ті самі DECATHLONE, Ryanair чи IKEA, продовжують з’являтися щодня у інфополі. Але це тільки, якщо їх роздивлятися скалярно. Бо векторно це вже не гарні новини, а “гарні”. Бо вектор змінився, чітко розвернувшись на 180 градусів, і тепер гарні новини може видавати хіба що моя потворная копія, яка певно десь існує у безлічі паралельних світів. Вона щиро радіє тому, що країна гігантськими стрибками несеться геть від Европи, просто у центр мокшанського болота; що будь-яки ознаки цивілізації злітають з нас і нація перетворюється на хтиво гигикаючих пітекантропів, гармонійно поєднаних із своїми фапаючими просто у прямому ефірі Ради народними ізбраннікамі.

І хотіла б я якось оптимістично це завершити, але, на жаль, нічим не здатна вас обнадіяти. Дива не станеться – Бог втомився нас рятувати.