Таргетирование-шмаргетирование
Нашумевшее интервью СММщика Зе – очередная “гнилая селедка”, которую снова парят нам коломойские технологи. И парят так эффективно, что за ушами трещит и у 25%, и у 73%.
25% возмущаются бравирующим лохотроном. 73% пребывают в восхищении от креатива. Еще бы, король Артур вынул Экскалибур из камня посредством волшебного таргетирования, доказав свое право на трон! Сказка продолжается!
Но есть один нюанс: в интернет-опросах Порошенко выигрывал. Мы уже забыли, как сами носились со скринами Зе-страничек, где побеждал Порох?
И по зарубежному округу, который находится в интернет-части украинского информационного поля, но вне телевизионной его части, тоже выиграл Порошенко. Это зафиксированный факт.
Нет никакой волшебной технологии, которой “молодая креативная команда хакнула выборы за копейки”. Эта идея продвигается целенаправленно. Это идея о том, что Зе – новое лицо с новыми интеллектуальными (!) методами, а не продукт тотальной пропаганды старым добрым телевизором, контролируемым на 95% олигархами Коломойским, Фирташем, Пинчуком и Ахметовым. Пропаганды, стоившей не одну сотню миллионов долларов, и уже потому точно без олигархов не обошедшейся. Пропаганды, ведущейся с 2014 года, а самыми широкими методами, включая кинематографические, с 2015 года (или 2016, когда там начал сниматься “Слуга народа”).
Секрет победы Зе прост: “капитализация” антирейтинга Порошенко. Который начал скрупулёзно строиться с лета 2014. Я отчетливо помню момент, когда пошли первые фейки «в пайках армии РФ шоколад Липецкой фабрики Рошен». Я стала порохоботом как раз на этом фейке, когда “типа журналисту” писала и ссылки давала, что Липецкая фабрика не производит шоколад вообще, а “типа журналист” отмораживался. Потом уже был “Стоп-парад”, потом Бутусов, и пошла писать губерния. Зраду начали гнать в промышленных масштабах, как только Порошенко начал пытаться сдерживать аппетиты Коломойского. И гнали все 5 лет.
Вся кампания Зеленского имела единственное содержание – ненависть к Порошенко. Генерация ненависти и паразитирование на уже сгенерированной ненависти. Другого содержания там не было. Не было идеологии, не было политического вектора, не было внятного экономического курса, ничего не было кроме ненависти к Порошенко. Именно поэтому в лагере Зе поровну сторонников и противников НАТО, именно поэтому там и рыночники, и “отнять и поделить”.
Я уже писала о том, что генерация ненависти к Порошенко не закончится после выборов. За неимением другого содержания у победившей стороны. Просто нет другого содержания. Я уже писала, что когда потенциал ненависти к Порошенко будет исчерпан, ненависть будет генерироваться в отношении другого объекта. И этим объектом станем мы. Порохоботы. Или 25%. Когда исчерпывается потенциал ненависти к Троцкому, начинается борьба с троцкистами. И так продолжается, пока не находится что-то, что заполняет бессодержательность пустоты. Ничего нового.
Но вернемся к теме технологии. Нет никакого волшебного таргетирования. Не поможет ввалить бабла в инстаграм. Потому что нет у нас в стране такого проникновения не то что соцсетей, а даже просто интернета, чтоб интернет-технология, даже самая гениальная, стала бы решающим фактором. У нас средний возраст жителя – 44 года. Т.е. половина жителей Украины старше 44 лет. Сколько процентов этой половины активны в соцсетях? То-то и оно. Телевизор по-прежнему решает. И будет решать еще минимум 10 лет. Минимум.
Нет никакой волшебной таблетки. Надо ломать олигархический консенсус. Вот задача №1. И она точно не сложнее, чем успешно решенная задача расколоть Оппоблок, который, в отличие от олигархов, сплачивали обстоятельства.
И второе, но не менее важное. Бабло ввалить в исследование. Хорошее дорогое исследование реальных настроений избирателя, заказанное профессионалам, способным разработать опросник, вытягивающий реальные интенции. И не нашим социологам, после которых снова окажется, что «больше всего доверяют армии и церкви, поэтому надо делать ставку на армию и церковь», а профессионалам, способным вытащить правду, прячущуюся за социально-ожидаемыми ответами. Выработать варианты стратегии, обкатать на фокус-группах. И в телевизор. Доступ к которому и даст разлом олигархического консенсуса.
Суть победы Зе в успешно сгенерированной и успешно проданной ненависти, а не в ошибках Порошенко. Ошибки были, конечно. Вот только тот, кого действительно, на самом деле волнуют Свинарчуки, не пойдет голосовать за ставленника Коломойского, обокравшего Украину на миллиарды. Свинарчуки нужны для генерации эмоции. Ненависти. Для удара по одной из опор кампании Порошенко – “Армии”.
Свинарчуками били по “Армии”. Термосом били по “Вере”. Ну а по “Мове”, есть у меня подозрение, что и бить специально не надо.
Надо смотреть реальность. Надо проводить исследование, которое покажет, сколько людей, в опросах называющих украинский родным языком, в реальности на эмоциональном уровне сопротивляются его использованию. Да и в целом, надо смотреть, что там под вышиванками на самом деле. Чтоб потом не удивляться, почему 73%, из которых половина называет себя патриотами, проголосовали так, как они проголосовали.
Ітогі подведьом.
1. Выплюнуть волшебную таблетку. Никто не прилетит в голубом вертолете и не подарит победу на блюдечке таргетирования в инстаграмчике.
2. ПП необходимо поменять штаб. Я так понимаю, что штаб ПП уже увлечен темой таргетирования. Это понятно: это шанс сохранить места, потому что с волшебной таблеткой и дурак справится. Вот только нет никакой волшебной таблетки. Старый штаб – гарант повторения старого результата.
3. Все усилия ПП и союзников, включая потенциальных, и не только внутренних – на слом олигархического консенсуса.
4. Я бы даже сказала, не столько внутренних союзников. Надо объяснять Западу о планах преследования инакомыслящих, которые Зе-идеологи уже не стесняются публиковать даже в СМИ. Надо объяснять о грядущем конституционном кризисе и проводить параллели с Януковичем, который тоже начал с узурпации власти путем использования нечистоплотных судей Конституционного Суда. Надо уже сейчас показывать решения судов по ПриватБанку. Надо тыкать пальцем в олигархов. В общем, надо уже сейчас работать с Западом с позиции оппозиции.
И смотреть, с кем персонально идет разговор. Имея в виду, что на Зеленского работают – и не просто работают, а даже пишут тексты заявлений от его имени – идеологи (или просто представители, но вряд ли) российской оппозиции. Это можно было предполагать после “ФОП 6%” и “синего ведерка”, а стало очевидно после “ответа Зеленского Путину” о паспортах. Там всё: и “люди – новая нефть”, и “дам паспорта российской оппозиции”, и особенно “передам вам (РФ) список наших врагов народа” – всё орет о российском (не пророссийском) менталитете авторов.
Что ставит вопрос об эффективности контактов с западными политиками (группами), ориентированными на работу и поддержку российской оппозиции. Если персона сейчас видит Украину как “другую Россию”, эта персона видит в Украине часть пространства “либеральной России будущего”. Это не наш союзник.
5. Новая стратегия (или 2-3) на парламентские, выработанная для реального существующего украинского избирателя. И по крайней мере одна из них учетом того, что будет задача преодоления уже сформированной ненависти, продолжающей подогреваться.