Как мирному населению выживать в городах во время боевых действий. Части 1 и 2

Андрей Шор

Ну что.

Похоже, пора начинать писать краткий курс лекций, как мирному населению выживать в городах во время боевых действий. Пожалуй, начну. Слишком многие делают все, чтобы это пригодилось.

Для начала, что нужно готовить в первую очередь.

1. В первую очередь – вода. Водопровод перестанет работать первым. А походы к природным источникам будут опасны – как по причине случайных или прицельных обстрелов, так и потому, что водные рубежи являются природными рубежами обороны.

2. Подготовьте бомбоубежище с расчетом на то, что в нем придется проводить несколько суток и ночевать. Кирпичные стены не являются достаточным укрытием, но обрушение здания целиком все же маловероятно, если не дойдет до ковровых бомбардировок или попадания ОТР. Однако, самыми опасными являются верхние и нижние этажи.

Если вы не смогли выехать, не надейтесь, что железные двери вас спасут – тому, кому надо войти, войдет. Очередь из АКМ открывает любую дверь. Так что двери лучше не закрывать на замок. Подготовьте табличку “здесь живут люди”, и есть вероятность, что войдут в другую квартиру. Несмотря на распространенное мнение, гражданских стараются не убивать специально.

Если вход в убежище не прямой, желательно отрыть или присмотреть несколько укрытий, в которых можно прятаться по дороге туда, например, канав.
Но в любом случае, ночевать лучше в укрытии. Учтите, что если разжигать в подвале огонь – можно угореть, как угорел дед в Песках, которого похоронили потом прямо под подъездом. Заготовьте одеяла, чтобы укрываться.

3. Запас продуктов. Как показала практика, предприимчивость людей неистребима, и даже на нуле минимум продуктов или алкоголь купить можно. Но платить придется наличными, позаботьтесь, чтобы был запас.

4. С огнем для приготовления еды проблем не будет, в любой квартире есть достаточное количество мебели и имущества, на котором можно готовить.

5. Отходы жизнедеятельности. Будьте готовы, что канализация работать не будет. Даже если на улице есть сортир, посещение его может быть небезопасно. Мочу можно выливать из окна, но выброшенный кал со временем будет накапливаться, поэтому заготовьте достаточное количество пакетов для мусора, чтобы его паковать, или выделите в квартире отдельную комнату. Запах можно пережить, осколок от мины в голове – нет.

Продолжение следует.

А, и да, в комментариях делают полезные дополнения, я что-то мог упустить. Я на все это смотрел все же со стороны военного.

* * *

Часть людей почему-то подумала, что я кого-то пугаю.

Даже известный кривомордый тролль Шамрай (с которым у меня почему-то 100+ общих) в комменты приперся с возмущениями и какими-то рассказками про эмиграцию.

Часть точно подумала “он пугает, а мы не испугаемся”.

Вот только на войне боятся все, даже самые отважные и подготовленные.

Кроме безмозглых.

Но те долго не живут, и их можно не считать.

* * *

Часть вторая

Поведение.

В комментариях к первой части написали, что надо постараться быть невидимкой. Если это возможно – то, конечно, да. Но у большинства мирного населения это не получится.

И пытаться “прятаться” – плохая идея. Как я написал, специально по мирняку стреляют уж только крайние отморозки. А вот по тени и непонятному движению – все. И если на стук в дверь никто не открывает и прячется – есть вероятность, что первой в выбитую дверь влетит граната.

Мирняк и в 15-м спокойно ходил из Марьинки в Александровку по дороге. А вот попытка незаметно просочиться ночью закончится печально – тепловизоров сейчас хватает.

Кроме того, “скрытные” маршруты, как правило, пристреляны и прикрыты минно-взрывными заграждениями.

Стоит учесть, что солдаты на передке всегда уверены, что в тылу – шпионы и корректировщики. Стоит избегать любых подозрительных сигналов и вопросов. Свеча в окне, визиты на позиции без приглашения, излишняя общительность – вызывают подозрения, как минимум.

С другой стороны, базовые потребности – вода, еда – вызывают понимание.

Попытка прорваться сходу, скажем, через блок-пост, или убежать – как правило, смертельна.

* * *

Кстати, местные власти Песок сбежали сразу.

В Красногоровке тоже, там назначили военного комиссара, и было сюром по пути на кирпичный наблюдать, как дворники метут шеренгой с асфальта зеленые листья, сбитые ночным обстрелом, разнесшим рынок.

А в Марьинке удалось найти несколько депутатов и назначить мэра.

Потом, уже после июньского боя, он поил нас с Гвоздем вкусным чаем, который приносила в кабинет ужасно красивая секретарша, и рассказывал, как после отхода 6-1 с трассы сидел и думал, что делать, сепары не пощадили бы.

А я в тот день взрывал дорогу у бывшей заправки, чтобы смогли продолбить траншею и дать хоть хоть какую-то воду в Марьинку. Трактор не справлялся с подушкой, и делать надо было быстро-быстро-быстро, один обстрел – и побьет осколками уже раскатанные дорогие пластиковые трубы, надо спрятать хоть в траншею.

Работал аккуратно, старался не разбить крыши и окна, и все равно местные лезли прямо на место работ, прячась по кустам от пары человек, которых нам дали для оцепления. Пытались снять взрывы на мобилки поближе (а работал я десятками килограмм ПВВ).

На следующий день по сепарскому ТВ сообщили, что укропы разрушают в Марьинке дороги.

Автор