Монетизация субсидий – демократия или популизм?
Итак, господа, лонгридик про дела в монетизацией. Все, что вы хотели спросить, но не знали где и как.
Слезай с лошади путник, садись поудобнее, испей кумыса и нарежь махан. Слушай же мою историю.
Тут уже весь субсидиантский нарид готовится получать денежки, телевизор считает суммы, но вот что скажу вам я – глас документов и юстировки.
ПОКА НЕТ ДАЖЕ ПРОЕКТА (!) ПОСТАНОВЫ КАБМИНА о новой монетизации взамен старой “монетизации”. Ничего нет, я не знаю, что можно обсуждать предметно.
Что есть и что все обсуждают?
Обсуждают все встречу (встречи) Президента с представителями общественности, Кабмином и участниками рынка. Я узнал об одной встрече из фейсбука Татьяны Бойко, например, которую Президент позвал туда, по ее словам, лично. Когда была встреча – точно не известно, но вчера Президент и Рева заявили, и понеслась.
Вспомним же хронологию.
О монетизации субсидий говорилось давно. Очень давно. Но мало что делалось. И вот Кабмин в лице могучего батыра Ревы таки разработал проект “монетизации”, о котором я писал ранее. Если кратко, то проект Ревы НЕ БЫЛ проектом монетизации. Именно этот проект был принят 27 декабря 2018 года. Критика, про которую мы писали, была, конечно, учтена Ревой, но это были косметические изменения.
“Монетизация” Ревы была просто схемой изменения взаимозачетов и сравнения баз между Минфином, Минсоцем, Ощадом и частными\мунуципальными монополиями – облгазами, облэнерго, облгазсбытами, водоканалами, теплоэнерго и т.д.
И еще было два минуса. Первый состоял в том, что НИКТО не мог и не имел ни задачи, ни возможности верифицировать выставленные монополиями субсидиантам счета. И значит облгазы и облэнерго могли Минфину и Ощаду рисовать любые счета. Второй минус – остаток на руки, если он и мог возникнуть, субсидиант мог бы увидеть, если бы не пропустил СМС от Ощада.
Но это было крайне маловероятно, поскольку был установлен порядок расчета по субсидиям, где на каждом этапе тот, кто выставляет счета, осваивал 100% полагающихся ему средств. То есть сначала облгазы получали ВСЕ, что им должны, потом облэнерго все, и так далее. Самые последние в ряду стояли ОСББ, которые при такой схеме не получали бы никаких денег НИКОГДА. Для этого никогда при Минсоце и была создана рабочая группа, которая и должна была определять сколько денег выделять, так чтобы тем, кому надо, хватило, потому что денег не хватает никогда.
Как только я разобрался в проекте постановы, я выкатил пост, набравший кучу перепостов, и начал пояснять что это не монетизация, это “монетизация” имени Мадуро. Начал пояснять, что я верю в украинцев, если украинцы воюют за свое. И что если дать каждому человеку украинцу деньги, то украинец будет ОЧЕНЬ заинтересован их экономить и будет крепить всех вообще за то, сколько ему счетов выписывают и за что.
И эта критика и это давление, как я уже сказал, повлияли на постанову, но не сильно.
Естественно, аналогичные действия (и намного более эффективные) предприняли и представители ОСББ, и активисты. Самая системная работа по теме была выполнена сообществами ОСББ, огромная им благодарность, отличный пример низовой демократии в чистом виде. Люди бились сами за свои деньги. Те самые украинцы, в которых я верю, УЖЕ пошли воевать за свои деньги и победили.
Понятно, что ко мне пришли фанаты Ревы и начали говорить, что народ не тот, что деньги давать на руки нельзя, что Минсоцу и Реве видней, а ты вообще кто, и прочие вещи. Мне в каменты писать можно. Влияет это на людей, которые будут воевать за свои деньги, никак. Эти люди пошли в бой и победили.
Эта победа заключалась в том, что по словам Татьяны Бойко, Президентом было принято ПОЛИТИЧЕСКОЕ решение о том, что субсидии будут монетизированы в формате выдачи на руки денег людям. Будет это в марте, раньше никак не успеть потому, что до этого Рева рисовал совсем не ту монетизацию, а рисовал какую надо “монетизацию” понятно для кого.
Причем, по словам Татьяны, Порошенко был настроен еще более радикально чем она в вопросах монетизации. Это к слову о том, что Рева был молодец, ага. Дословно – “Позиція Президента навіть більш радикальна, ніж моя – досить дурити людей і називати монетизацію те, що нею не є”. Я бы назвал это выдачей 3,14юлей соцблоку.
Это победа, но это промежуточная победа. Во многом пока декларативная.
Минцсоц в кратчайшие сроки должен будет подготовить проект реальной монетизации. При этом текущая “монетизация” Ревы будет действовать до марта (судя по всему включительно). Точный механизм монетизации еще предстоит разработать, и в этот законопроекте еще предстоит разработать кучу механизмов и подвинуть монополии. Там еще куча работы, и мы будем ее вести и будем вас информировать. Я больше чем уверен, что Минсоц опять выкатит х*ню. Там еще хватает подводных камней, о которых я напишу позже, когда появятся хотя бы первые драфты постанов.
Тут же раздался вой о том, что монетизация и выдача денег это популизм, что бабушки-субсидиантки эти деньги прокутят в Монако, и мы получим долги. Предвыборный популизм.
Я уже говорил, что демократия – это не когда хорошие люди сделают для вас какие-то вещи. Потому что хороших людей не бывает. Я уже говорил, что демократия – это когда мы все вместе вынуждаем любых людей во власти делать то, что выгодно нам в большей части и в меньшей части то, что выгодно им.
Это называется, ребята, вин-вин и это называется демократией. Субсидианты получат деньги на руки и мотивацию контролировать выписанные им счета, потому что будут воевать за реальные деньги. Все мы получим сокращение схематоза фирташей, бойко, ахметовых и много кого еще, им будет тяжелей высасывать наши налоги. А кто-то получит предвыборных баллов как от тех, кто понимает, зачем нужна настоящая монетизация, так и от тех, кто РЕАЛИЗУЕТ СВОЕ ПРАВО РАСПОРЯЖАТЬСЯ СВОИМИ ДЕНЬГАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Это и есть вин-вин, это и есть победы, которыми строится демократическое общество людей, которые отвечают за свои поступки сами.
А теперь выпьем, дорогой путник, сделаем репост и отправимся дальше. Впереди у нас еще долгий путь и много битв.