Цена Венесуэлы в головах

Светлана Самборска

Отбросив эмоции после продления депутатами моратория на рынок земли, давайте попробуем разобраться, где здесь корень зла. Потому что винить во всем депутатов/Президента/сына Порошенко – это наш типичный инфантильный подход к поиску причин неудач.

И ответ на поверхности – в данном случае критичная масса (я не беру тимошенковцев и ляшков) проголосовала именно так, потому что в Украине в общественном мнении относительно рынка земли превалирует незамутненные суждения совершенно карикатурных бабушек-сталинисток: «Проклятые демократы все разворовали, теперь хотят продать нашу землю гнусным буржуинам на поталу, шоб народу ничего не осталось!»

Почему так вышло? Почему в других областях общественное мнение давно сдвинулось вплоть до возможности провести декоммунизацию – никто же не сомневается, что сохранись у нас прокомми-настроения на уровне конца 90-х, никакая декоммунизация не была бы возможной, правда? Так почему в отношении рынка земли общественное мнение застряло как раз во временах конца 90-х?

И этот ответ тоже на поверхности. Потому что это выгодно.
Это выгодно тем, кто выводит землю из сельскохозяйственной;
это выгодно тем, кто покупает выведенную;
это выгодно тем, кто придумывает и проворачивает эти схемы;
это выгодно тем, кто за копейки арендует ее у владельцев паев.
А главное, политикам-популистам очень выгодно иметь вечную тему для пиара – ничего делать не надо, достижений не надо, просто рви на себе рубаху «Не дадим нашу святую землю!», прикрывай этим свои провалы и собирай голоса на выборах.
Это выгодно всем, кроме, собственно, тех, на кого направлена эта пропаганда, – кроме народа.

Именно народ, владеющий этой землей, вместо рыночных цен получает от агрохолдингов копейки за аренду. Именно народ, владеющий этой землей, получает дулю с маком, когда райрада выводит сотни гектаров из-под моратория и за копейки продает землю Януковичу или Тимошенко (оформляя на зятя).

Все довольны: райрада положила взятку в карман, Тимошенко получила землю за копейки, народ доволен, потому что прослушал выступление Тимошенко о том, как она грудью защищает народное добро. И единственный способ сломать этот порочный круг – выпихивать людей из состояния удовлетворенности тем, что его так ловко дурят популисты. Выпихивать просвещением и контрагитацией.

Как это делать, понятно. Кто может и хочет писать разъяснительные статьи / записывать видео – те занимаются разъяснениями. Кто может и хочет вести контрпропаганду – ведет ее. Ну или хотя бы называет шариковщину шариковщиной, вавку в головах – вавкой в головах, а Венесуэлу – Венесуэлой, а не политической целесообразностью.

И здесь я обращу внимание на скриншот поста и камент к нему. Ведь в посте речь шла не столько о победе в судах, сколько о громкой пиар-кампании, имеющей целью сдвинуть общественное мнение относительно рынка земли и относительно оценки действий депутатов, голосующих за продление моратория.

Сам такой судебный процесс вне зависимости от результата – мощнейшая контрпропаганда. Что касается результата, то это еще вопрос, какой удар мощнее – выиграть процесс или его проиграть по причине «Депутаты-убийцы неподсудны из-за неприкосновенности, снятия которой общество требует многие годы!»

Любой исход такого судебного процесса, даже просто! пиар-кампания! без судов!, хоть и в меньшей степени, но будет работать на результат: на решение проблемы с общественным мнением, застрявшим во временах конца 90-х. Мнением, выгодным кому угодно, кроме тех, кто продолжает цепляться за эту ВАВКУ в своей голове.

Вавка “Венесуэла в голове” всегда бьет по ее носителям. Любая из этих вавок – хоть в форме «Не дадим продать нашу святую землю!», хоть в форме «Отнять и поделить – и наступит счастье!», хоть в форме «Расстрелять всех буржуев/барыг – и наступит счастье!», хоть в форме «Напечатать много денег, всем раздать – и наступит счастье!» – любая из этих вавок вместо обещанного счастья всегда приносила народу только нищету, страдания, кровь, голод, смерть. И эффективно лечить вавку можно только просвещением и контрагитацией.

Тыкать пальцем в Венесуэлу, в Кампучию, в Зимбабве, в себя же столетней давности и повторять: «Цена популизма – инфляция, катастрофа, нищета, война, голодомор. Ничего другого популисты никогда и никому не приносили, не приносят сейчас, и никогда не принесут». Повторять во всех доступных формах.

И плакаты «Долой депутатов-убийц!», «Популизм убивает», «Убийц из Верховной Рады – к ответу», «Мразей, считающих себя господами, а людей крепостными, в тюрьму пожизненно за измену депутатской присяге!» вполне могут помочь в этом богоугодном деле. Ибо что может быть более богоугодно, чем врачевание вавок в головах.

 

Автор