Доживем ли мы до рынка земли…

Олена Монова

Пока вы тут все расслабили булки и хвастаетесь видосиками «как я провел 2018 год», Ляшко прокрался в парламент и зарегистрировал законопроект по продлению моратория на продажу земли.

Ну чтобы под шумок и под шампанское попытаться пропихнуть его в Раде. Могу только пожелать беспокойной скотине пропихивать себе *вырезано цензурой цукерберга* и лучше пойти подергать корову за цыцьки, а нас оставить в покое. Потому что я уже не знаю, доживем ли мы до рынка земли и отмены этого е*учего моратория, ситуация давно и прочно зашла у безвихідь.

Запуск рынка земли фактически заблокирован мощными и непрекращающимися информационными кампаниями, которые ведутся в интересах арендаторов земель. ВРУ, начиная с 2002 года, находится под жестким лоббистским прессингом земельных баронов, исправно накладывая мораторий на продажу земли. Из месяца в месяц, из года в год.

Цивилизованный рынок земли с прозрачными правилами? Нет, не слышали. Хотя давно уже пришло время говорить и действовать в интересах не арендаторов, а владельцев земли. А ситуация на сегодняшний день такова, что 6 900 000 владельцев земельных паев в Украине, по утверждению специалистов Всемирного Банка, получают за сдачу в аренду своих земель едва ли не самую низкую плату в Европе.

Значительная часть этих владельцев — пожилые люди, среди которых многие не имеют наследников. Они оказались в ситуации, когда есть реальная угроза никогда не воспользоваться своей землей в полной мере, если подобная политика будет продолжаться. Именно эта прослойка населения больше всего потерпає от существующего положения дел.

Кстати, были уже и прецеденты обращений в ЕСПЧ: в 2015 году с иском в ЕСПЧ о нарушении их прав обратились галицкие пенсионеры 71-летняя София Зеленчук (Ивано-Франковск) и 79-летний Виктор Цицюра (Тернополь), которые получили небольшие участки сельскохозяйственных земель по наследству в 2000 и 2004 годах соответственно. И получили сертификаты собственности на них в 2007 и 2008 годах.

Оба участка были сданы в аренду компаниям. София Зеленчук получала «плату» по аренде в натуральном виде (!!!) — зерном или подсолнечным маслом, тогда как Виктор Цицюра получал арендную плату в размере от 20 до 36 евро за гектар. И вот результат: 22 мая 2018 года Европейский суд по правам человека признал, что имеющийся в Украине мораторий на продажу сельскохозяйственных земель нарушает права человека.

Судя по обнародованным результатам исследования GfKUkraine, проведенным весной 2018 года, в последнее время все заметнее стали тенденции к кардинальному изменению отношения среди украинцев к проблеме продажи земель с/х назначения.

Сейчас 43% от опрошенных граждан Украины соглашаются с тем, что из-за моратория землю обрабатывают не собственники, а арендаторы, которые выращивают культуры, истощающие землю. 37% украинцев соглашаются, что после отмены моратория возрастут инвестиции в хранение и обработку урожая, что приведет к увеличению рабочих мест на селе. А 39% согласны, что отмена моратория позволит фермерам получить кредиты на развитие бизнеса под залог земли.

Ну и еще интересно посмотреть, кто из политиков на сегодняшний день активно топит против моратория и требует его отмены, а кто вцепился в мораторий зубами. Уже и конкуренция образовалась: Юлия Владимировна с Олегом Валерьевичем сшибаются рогами и соревнуются, кто продлит мораторий громче.

Остается слабая надежда, что они друг друга нарешті забодают.

Автор