Партия

Юрій Гудименко

Я за свои три десятка лет побывал в некотором количестве политических партий и движений, а первую попытку построить что-то своё предпринял, если не ошибаюсь, десять лет назад в Запорожье, и было это что-то националистическим, бодрым и не всегда действующим в рамках чинного законодавства, поэтому обойдём эту тему стороной, ибо срок давности ещё не истёк.

Так вот. За эти десять лет я понял некий набор истин о политике вообще и об украинской политике в частности. Они совершенно не сложны для понимания и доступны для понимания окружающими.

Истина первая. Никто не любит политиков.

Это факт, это аксиома, это нерушимая истина. Сегодня ты хороший, всеми любимый человек, блогер, активист, няшка, лайки-овчарки, завтра уже политический пидор, предатель и агент Кремля, Банковой и Сороса, когда по очереди, а когда так.

И это нормально. Это сложно принять, но это нормально. Когда ты просто пишешь и критикуешь, твои враги в основном критикуют то, что ты пишешь. Когда ты идёшь в политику, критике подвергаешься ты как личность. Это следствие ошибочного мнения общества о том, что политик должен быть идеальным человеком. Толпы великих политиков от Цезаря до Генриха ІV и от Ататюрка до Черчилля доказывали обратное. Доказывали алкоголизмом, глупостями, ошибками, предательствами, жестокостью, просто непроходимой в ряде моментов тупостью. Но это не имеет значения. Это просто факт, с которым стоит смириться. По-другому не будет. Не здесь, не сейчас, и, возможно, никогда.

Истина вторая. Люди в массе своей не понимают, как работает политика.

Они забывают, за кого голосовали, и не видят взаимосвязи между своим голосом, проданным за гречку, и низкой пенсией. Не видят разницы между словами и делами, программами и их выполнением. Не знают о подводных течениях, о которых, возможно, знаете именно вы. Не знают разницы в полномочиях между обл- и горсоветом, президентом и кабмином, партией и фракцией, фракцией и фрикцией, сессией и санацией. Это им по большому счету не очень интересно. Из десятков миллионов человек, имеющих право голоса, во всех минимальных тонкостях разбираются десятки тысяч. Остальные просто ненавидят всех, не разбирая во власти партия или в оппозиции, представлена во власти или нет. Это неважно.

И это тоже нормально. Это просто факт. Нельзя спорить с фактом, это плохо заканчивается.

Истина третья. Украинская политика, как и любая политика ХХІ века – это в некотором роде шоу.

Это пост-политика в эпоху постмодернизма, в эпоху упадка классических механизмов власти, в эпоху прыжков на ещё не остывшем трупе Дюверже. Новые, неклассические механизмы перетягивают на себя власть, блоггер с телефоном весит больше медиахолдинга, церковь падает под ногами тысяч неоцерковных организаций, Первый Ангел вострубил и получил пятьсот ретвитов. Всё херня, давай по новой. Ляшко целует корову, Тимошенко становится принцессой Леей, и не говорите мне, что эти события не взаимосвязаны. Шоу. За кадром – работа, переговоры, пиарщики, стратегии, на поверхности – аудитории, внимание которых всё сложнее привлечь. А привлекается она в основном негативом и популизмом. И шоу. Так проще зацепить. Пост-политика по инерции использует серьёзную обертку (названия партий, дорогие костюмы, скучные плакаты) и шоу-начинку для привлечения внимания неядерной аудитории (см. раздел про корову и принцессу Лею). И это тоже часть шоу.

Для меня лично партия «Демократична Сокира» – это проект с беспроигрышным выходом. У нас есть читатели – партию создавали топ-блогеры, как ни крути. У нас есть потенциальная (пожалуй, уже кинетическая) ядерная аудитория – тысячи человек, которые разделяют наши идеи или их часть. Мы способны сами формировать повестку дня. Нам не нравится говорить про коров Ляшко, который, кстати, занял третье место на президентских выборах и удерживает уверенные 6% голосов. Нам хочется поговорить о налоге на выведенный капитал. О праве на самозащиту. О легализации казино. О выведении в правовое поле марихуаны и проституции. О газовых схемах Фирташа. Много о чём.

И у нас есть для этого механизмы. Далеко не идеальные. Далеко не самые массовые. Но они есть. И мы их используем с самым большим КПД в современной украинской политике.

Мы делаем шоу, чтобы о нас писали бесплатно, потому что мы принципиально не платим СМИ за публикации, а на яркое шоу журналисты приходят сами. Мы делаем повестку дня, и соцсети говорят о нас, хотят они этого или нет, разнося новость о самом факте нашего существования дальше и дальше бесплатно, без «Любиш Юлю – тисни лайк». Всё идёт по плану. В мае соцсети смеялись и говорили, что у нас ничего не получится. Сейчас соцсети на полном серьёзе обсуждают, в каких отношениях наша партия с Президентом, и не хотим ли мы повлиять на отношения Украины и МВФ. Далее будут обсуждать наш список в парламент, далее – обсуждать, почему наша фракция проголосовала именно так, а не иначе. В каждом городе, куда приезжает наш патимобиль, мы собираем сотни подписей. На наши акции приходят сотни людей. Две тысячи донаторов, поклон им до пояса, жертвуют нам сотню тысяч гривен ежемесячно на операционную деятельность. И на каждую из этих гривен приходятся тысячи баксов, сэкономленных государству на том, что мы обломали многомиллиардную газовую схему Фирташа. За ваши деньги, да. За те самые пятьдесят гривен, которые вы закидываете нам на счёт.

Неплохо для промежуточных итогов встречи Гудыменко, Швеца, Щедрина, Нойнеца и Трегубова весной в крымскотатарском кафе, где Швец сбил с каждого из нас по сто долларов для первичного запуска партии.

Я рассматриваю «Демократичну Сокиру» как систему вин-вин. Войдём в следующем году в парламент – вин. Не войдём – продолжим поднимать праволиберальные темы, качать информационное поле, привлекать внимание к рынку земли, НнВК, легалайзу, правам человека, ломать схемы, поднимать общественную дискуссию, ломать схемы старых политиков, унижать пигдогов – и войдём в следующий созыв. А в промежутке – региональные выборы, Киеврада, другие местные советы, туда мы войдём гарантированно. Это игра в долгую. Игра, в которой мы побеждаем.

Привыкайте к нам. Мы пришли надолго.

И мы только начали играть как следует.