Космос будет или наш, или безлюдный (видео)
Соседи с таким удовольствием натягивают на нас виртуальные шаровары, рассказывают анекдоты и прикручивают чубы лишь потому, что мы играли огромное (если не ключевое) значение в империи и не перестаем быть потенциальным региональным лидером после её распада. Это касается и космоса – вклад Украины в космическую гонку СССР и США, в создание линейки кораблей «Энергия–Буран», в пилотируемые полеты трудно переоценить.
У КБ «Южное» с момента его создания – 876 успешных запусков, это колоссальная цифра! После обретения Независимости, несмотря на проблемы в экономике, мы сохранили статус космической державы. Наш Леонид Каденюк в числе граждан всего четырех десятков стран Земли, побывавших в космосе. Украина при помощи своего конверсионного ракетоносителя «Днепр» запускала на орбиту спутники для Японии, Южной Кореи, Саудовской Аравии, Аргентины, Испании. Мы выводили их кластерным методом по 14 штук за раз, запускали отечественный аппарат «Сич-2», собирали спутник по заказу Египта, активно сотрудничали с США и Китаем.
«Морской старт» с платформы в Тихом океане, «Наземный старт» с Байконура, аппаратура стыковки для МКС, участие в проекте «Вега» Европейского космического агентства, работы над созданием украинского «ракетного щита». Именами Королева, Кибальчича, Засядько, Кондратюка названы лунные кратеры и астероид. Несмотря на сворачивание сотрудничества с Бразилией, продолжается работа с Канадой – в 2020 году запланирован первый запуск «Циклон 4-М» с космодрома в Новой Шотландии.
Космос будет или наш, или безлюдный, и пока все идет, как мы обещали 🙂
Украина для совка всегда была центром разработки, источником мозгов и кадров. Как ни старался совок раскидать и размазать конструкторские бюро, институты, заводы и фабрики по всей стране, но в Украине их была максимальная концентрация на душу населения.
В этом плане особенное место занимал Днепр, который стал одним из центров советской космической программы. Тот же Кучма, ставший Президентом и взявший под опеку космическую программу в Украине, был руководителем днепропетровского “Южмаша”.
Мы были достаточно успешными в космической области, но это часть прошлого. Илон Маск со своими Фалконами – серьезный и большой вызов для всех ракетостроителей по всему миру. Хочется верить, что мы не уступим, и тот же совместный проект с Канадой, в рамках которого в 2020 году полетит первая ракета, – один из способов остаться на этом рынке.
Но с другой стороны, у нас есть одно большое преимущество. Наши ракеты и наши разработки прошли массу итераций, значительно больше, чем совсем свежие проекты Маска. Он, конечно, – молодец, но рано или поздно, совершенствуя и развивая свой проект, он столкнется с дефицитом инженеров. И Украина – одна из стран, которые могут их дать. Вопрос – на каких условиях. Или в виде утекающих мозгов, или в виде совместных проектов, когда часть прибыли проекта остается у нас.
Четвертая технологическая революция сделает мир еще больше неравным. Или мы впрыгнем в уезжающий поезд, или мы провалимся в страну третьего мира в обнимочку с северным соседом.
Какую бы современную и технологическую область вы не взяли – везде сплелись воедино и технологии, и финансы, и политика, и ценности.