Урок экономики: НнВК и валютная дерегуляция

Дана Яровая

Окей, дорогие мои. Продолжаем серию наших экономических обзоров, в разрезе мега скоростных (практически на уровне скорости света) украинских экономических реформ.
Садитесь удобней, будет как обычно долго, но познавательно.

Сегодня мы затронем две сферы экономики: обещанный законопроект по валютной дерегуляции и обещанный законопроект по НнВК.

«Как эти две сферы взаимосвязаны?» – спросите вы. Сейчас объясню. Есть такая норма в законодательстве Украины (ЗУ «Про порядок здійснення розрахунків в національній валюті»), согласно которой товар, оплаченный по ОФИЦИАЛЬНОМУ белому и пушистому контракту, должен пересечь границу Украины не позднее чем 90 календарных дней, иначе кирдык. «Зачем это нужно?» – опять же спросите вы. Я предполагаю, хотя, конечно, сложно понять, что происходило в голове у тех, кто эту норму прописал, это делалось для того, чтобы по внешнеэкономическим контрактам не выгоняли валюту из страны. НО! Задумка, может, и правильная, реализация huevaya. Объясню почему.

При заказе, например, как у меня, сырья в Китае на нормальной фабрике нужно перечислить 30% предоплаты, чтобы тебя поставили в очередь на производство. Итак, ты заплатил, срок пошел, постоял ты в очереди дней 20-30, 30-50 дней твоя продукция производится, и, минимум, 30 дней она плывет морем, потом еще дней 10 растамаживается. Берем по минимуму: 20+30+30+10. Это тютелька в тютельку ты успеваешь, но если где-то произошел сбой, контейнер на 2 дня задержали, или, например, как у нас, в 2015 году была очень холодная зима, и порты дней 5 не работали – ты попал. В итоге, наш товар должен был пересечь границу Украины 29.12.2015 года, а пересек 06.01.2016 года (ну, праздники же). Мы честно с него заплатили пошлину+НДС. И тут, не прошло и 3 года, нам приходит штраф, не хилый такой, от Печерской налоговой. «Почему сейчас?» – опять спросите вы. Да я вам отвечу, любознательные мои, скорее всего, господин Грося, посмотрев остатки на едином государственном счете казначейства, подумал : «Hey, guys, труханите налогоплательщиков, нам денег на выборы не хватает».

Но суть даже не в этом, а в том, что те, кто хотят выгнать валюту за границу, делают это совершенно спокойно. Например, многие транснациональные компании, которые выводят прибыли с помощью роялти. Или материнская компания дает кредит дочерней компании на территории Украины под сумасшедшие проценты. Вариантов масса.

Есть еще одна очень веселая тема. Это 7-й километр и Барабашово. О, это мое любимое. Знаете, что такое на 7-м километре безналичный расчет? Это перечисление денег на карточку Привата. Что такое НДС – они ни сном ни духом не знают. Может, что-то слышали, но их это не касается. Все, что продается там, – это контрабас. А обороты там огогогогогогого. Зато их никто не может оштрафовать за нарушение сроков пересечения границы товара по внешнеэкономическому контракту.

«К чему тогда НнВК?» – опять же, спросите вы.

Ну, во-первых, бедный Минфин, убиваясь с фразой «дайте нам компенсаторы, и мы перевернем землю», продолжает, убиваясь, их искать, но никак не находит. Можно им предать «Ура, Яровая нашла компенсаторы». Закройте черную растаможку. Больно? Убыточно? Неприятно? Вы всегда так делали? Ну, “а шо робить?” Это не только перекроет иллюзорную дыру в бюджете, но еще и на мороженое детям останется.

Во-вторых, огромные транснациональные компании, в которых вы чаще всего делаете покупки, находятся в хронических убытках, выводя прибыль, которую они заработали на территории Украины, в другие страны, и ртом Анечки Деревянко рассказывают нам, что законопроект об НнВК – это говно. Да, им тоже больно, убыточно и неприятно.

Но, мне, например, на это плевать. Мне не плевать на мою страну. На обеспечение армии и мало защищенных слоев населения, на уровень медицины и государственного образования. А это все бюджет.

Мы, конечно, можем послать лесом крупные транснациональные компании. Но почему-то этого не делаем. И законопроект об НнВК все так же не внесен в ВР, как и не проголосован законопроект о валютной дерегуляции.

Ну, вот, урок экономики на сегодня окончен, продолжим в ближайшие дни.

Автор