Igor Aizenberg: Новости из США. 11-17 июня 2018 года

Igor Aizenberg

Доброго времени суток всем друзьям. Об основных новостях, находившихся в центре внимания в США и в ведущих американских СМИ в течение последней недели.

Неделя началась, как известно, со встречи в Сингапуре Трампа с Ким Чен Ыном, состоявшейся во вторник. Хочу остановиться на единственном официальном документе, касающемся встречи. Этот документ – «Совместное заявление президента Соединенных Штатов Америки Дональда Дж. Трампа и председателя Корейской Народно-Демократической Республики Ким Чен Ына на саммите в Сингапуре». Пользуюсь текстом, опубликованным пресс-службой Белого дома.

Заявление начинается с того, что два лидера называют свой саммит «историческим» и сообщают о том, что у них состоялся «всесторонний, углубленный и искренний обмен мнениями по вопросам, связанным с установлением новых отношений США и КНДР, а также с установлением прочного и надежного мира на Корейском полуострове. Президент Трамп обязался предоставить гарантии безопасности КНДР, а председатель Ким Чен Ын подтвердил свою твердую и непоколебимую приверженность полной денуклеаризации Корейского полуострова».

Убедившись в результате переговоров, что «установление новых отношений между США и КНДР будут способствовать миру и процветанию Корейского полуострова и всего мира, и что взаимное доверие будет способствовать денуклеаризации Корейского полуострова», лидеры двух стран заявили, что

«1. Соединенные Штаты и КНДР обязуются установить новые отношения между США и КНДР в соответствии со стремлением народов двух стран к миру и процветанию.

  1. Соединенные Штаты и КНДР объединят усилия по установлению прочного и стабильного мира на Корейском полуострове.
  2. Подтверждая Панмунджомскую Декларацию от 27 апреля 2018 года, КНДР обязуется добиваться полной денуклеаризации Корейского полуострова.
  3. Соединенные Штаты и КНДР продолжат выявление военнопленных и останков погибших (в Корейской войне), включая немедленную репатриацию тех, кого уже выявили».

Далее лидеры двух стран заявили, что будут стремиться выполнить все намеченное в заявлении «полностью и как можно быстрее».

И наконец: «Соединенные Штаты и КНДР обязуются провести последующие переговоры, которые пройдут между госсекретарем США Майком Помпео и соответствующим высокопоставленным должностным лицом КНДР в кратчайшие сроки для реализации результатов саммита США и КНДР».

Большинство комментаторов в США, включая экспертов по Северной Корее (бывших дипломатов и бывших аналитиков ЦРУ, которые комментировали итоги встречи), считают, что совместное заявление не содержит вообще ничего конкретного. В нем не оговорены никакие сроки даже для последующих переговоров, не указан уполномоченный представитель КНДР, который эти переговоры будет вести.

Американские журналисты активно спрашивали госсекретаря Помпео после саммита, а где же в заявлении слова «полная, необратимая и верифицируемая денуклеаризация» Северной Кореи? Майк Помпео сказал, что такие слова там есть. Журналисты возразили, что их там нет. Помпео сказал, что там сказано «полная денуклеаризация Корейского полуострова», а это, по его мнению, и означает необратимую и верифицируемую денуклеаризацию. Журналисты с Помпео не согласились, он за это на них обиделся и на дальнейшие вопросы отвечать не стал.

О гораздо более конкретном и серьезном, причем одностороннем решении, по сравнению с расплывчатым заявлением с абстрактным обязательством Северной Кореи «добиваться полной денуклеаризации Корейского полуострова», заявил Трамп на пресс-конференции сразу после встречи. Американский президент заявил о прекращении совместных учений американской и южнокорейской армий, проводившихся ежегодно после окончания Корейской войны. Трамп назвал такие учения «провокационными» (или «провоцирующими», если перевести мягче), повторив характеристику этих учений, которую я, например, слышал еще где-то в середине 70-х годов прошлого века в программе «Время». Газета «Уолл Стрит Джорнал» со ссылкой на свои конфиденциальные источники в Белом доме сообщила, что прекратить совместные учения с Южной Кореей Трампа настойчиво просил Путин во время встречи в Германии летом 2017 года, во время встречи во Вьетнаме в ноябре 2017 года и во время телефонного разговора 20 марта 2018 года. В том, что прекращение совместных американо-южнокорейских военных учений было вожделенной мечтой империи зла, сомневаться не приходится. Пентагон уже объявил о «приостановке учений», использовав более мягкое слово чем «прекращение».

На пути домой, находясь на борту самолета, и в пятницу на лужайке у Белого Дома Трамп дал два интервью своему любимому телеканалу Fox, в которых сделал ряд очень странных заявлений. Американский президент охарактеризовал северокорейского диктатора как «очень умного, очень любящего свой народ». Ушел от ответа на вопрос о том, что Ким Чен Ын лично отдает приказы о казнях, что в Северной Корее люди содержатся в концлагерях («Это сложно, очень сложно, он получил страну в наследство от своего отца, когда ему было 27 лет»). Трамп заявил о Ким Чен Ыне: «Когда он говорит, его народ его внимательно слушает» и добавил: «Я хочу, чтобы мой народ вел себя так же». Трамп сказал, что «тысячи родителей солдат погибших в Корейской войне обращались» к нему с просьбой помочь вернуть останки их детей домой. Несложный анализ, проведенный журналистами (его может провести и любой из нас), показывает, что самым молодым родителям солдат, погибших в Корейской войне, закончившейся в 1953 году, то есть 65 лет назад, сейчас должно быть минимум 102 года. Поэтому ни о каких «тысячах» и речи нет. Но даже если единицы из них сегодня живы, вряд ли они встречались с президентом и его о чем-то просили.

В пятницу, в том же интервью каналу Fox, и отвечая на несколько вопросов других подоспевших журналистов, Трамп снова заявил, что «G7 должна быть G8», что «там должен был быть Путин», что «плохо, что его там не было», что «если бы я мог с ним поужинать вместе, я бы с ним договорился, чтобы Россия ушла из Сирии, и договорился бы, чтобы Россия ушла из Украины».

На уходящей неделе было много шума в украинском сегменте ФБ по поводу того, что BuzzFeed News сообщил со ссылкой на два своих источника, что Трамп якобы заявил во время ужина с другими лидерами G7, что Крым должен принадлежать России, потому что его жители говорят по-русски. По этому поводу можно отметить два момента. Мнение о том, что BuzzFeed News – это «бульварная газета», «желтая пресса»,  совершенно абсурдно. Это такое же издание, как и любая другая газета, но уж точно не из разряда бульварных газет (кстати, именно в этом издании впервые появилось досье Стила). Я лично из всех американских газет доверяю всецело только одной – Вашингтон Пост (не считая раздела «Мнения», но в таком разделе в любой газете каждый пишет, что хочет, выражая свое, а не редакционное мнение), поскольку эта газета отличается очень высокой требовательностью к самой себе и очень высоким профессионализмом журналистов. Вашингтон Пост многократно доказывала это на протяжении долгого времени, начиная со времен публикации вьетнамского досье Элсберга (очень рекомендую тем, кто не смотрел, посмотреть фильм Спилберга The Post, как раз об этом), Уотергейта, в разоблачении которого эта газета сыграла основную роль, и заканчивая новейшими временами. Не знаю, в каком мире мы жили бы сейчас, если бы Вашингтон Пост не разоблачила в конце января-начале февраля 2017 года аферы Флинна с российским послом и его желанием снять все санкции с России. Я читаю, естественно, и другие газеты, и интернет-издания, но иногда даже Нью-Йорк Таймс в погоне за сенсацией может опубликовать что-то, совершенно не соответствующее истине (как Украина Северной Корее двигатели «поставляла», или «44 вопроса Мюллера для Трампа», оказавшиеся плодом фантазии адвокатов Трампа и не имеющие никакого отношения к спецпрокурору).

Так вот, дело вообще не в том, какая газета BuzzFeed, плохая или хорошая. Вопрос в данном случае не в том, можно ли верить этому изданию или нет. Вопрос в том, что нужно анализировать факты, которые достоверны. Мы не присутствовали на ужине лидеров G7. И раньше, чем его участники поделятся в мемуарах воспоминаниями, не узнаем, что там было сказано на самом деле.

Но совершенно достоверно известно, что в интервью ведущему телеканала ABC Джорджу Стефанополосу 1 августа 2016 года официальный тогда уже кандидат республиканцев в президенты Трамп сказал: «Народ Крыма хочет быть в России, а не там, где он был раньше». Посмотрите видео, оно есть в YouTube. Если сравнить это высказывание с тем, о котором сообщил BuzzFeed, никакой разницы между теми словами и приписываемыми Трампу сейчас, не видно.

Газета Вашингтон Пост сообщила в пятницу, 15 июня, со ссылкой на свои конфиденциальные высокопоставленные источники в Белом доме, что Трамп очень хочет после встречи с Ким Чен Ыном провести встречу с Путиным, причем настаивает на том, чтобы это была официальная двусторонняя встреча (последняя подобная официальная двусторонняя встреча президентов России и США (а не неофициальная встреча в кулуарах какого-то саммита) состоялась в июне 2012 года). Сообщается, что активным сторонником такой встречи является посол США в России, близкий к Трампу, Джон Хантсман. Сотрудники Совета национальной безопасности скептически относятся к возможной встрече и не проявляют рвения в ее подготовке. Эксперты СНБ считают, что договориться о чем-либо на такой встрече вряд ли возможно, а Трамп и Путин все равно встретятся осенью на саммите G20. Однако, по возвращении Трампа из Сингапура снова ведутся разговоры о возможности отдельной официальной встречи, когда Трамп поедет в июле на саммит глав государств НАТО или в течение этого лета в поддерживающей хорошие отношения с Россией Австрии.

Также Вашингтон Пост сообщает, что посол США в России Хартман договаривается об организации визита в Москву делегации республиканских сенаторов. После выборов 2016 года в США американские законодатели никаких официальных встреч с российскими представителями до сих пор не проводили.

Во вторник, 12 июня состоялась очередная серия праймериз в нескольких штатах – выборы кандидатов от двух ведущих партий, которые будут баллотироваться на выборах в Конгресс 6 ноября. Май-июнь в год промежуточных выборов, выборов в Конгресс, – традиционная пора праймериз. В год президентских выборов они начинаются в феврале, но в разных штатах происходят в разное время и заканчиваются тоже в июне.

Выборы в Конгресс состоятся 6 ноября. Сейчас еще очень рано судить о шансах большинства кандидатов в конкретных штатах и округах. Но есть одна очевидная тенденция, которую невозможно не отметить. Тенденция, подтверждающая слова, сказанные две недели назад бывшим республиканским спикером Палаты Представителей Джоном Бонером о том, что «республиканской партии больше нет, есть партия Трампа».

Еще в прошлом году ряд республиканских законодателей, самые видные из которых сенаторы Коркер и Флэйк, заявили о своем отказе от переизбрания на новый срок в связи с тем, что они не видят для себя шансов выиграть праймериз в своей партии и, соответственно, стать ее кандидатами на выборах из-за своей оппозиции лично к Трампу и к разным аспектам проводимой им политики. И они совершенно правы. Их правота наглядно подтверждается на проходящих сейчас праймериз. Вот типичные и совсем не единственные примеры. В прошедший вторник в Южной Каролине на праймериз в одном из округов по выборам в Палату Представителей нынешний конгрессмен от этого округа республиканец Марк Сэнфорд проиграл праймериз в своей партии активной стороннице Трампа Кэти Аррингтон. При этом Сэнфорд – более чем традиционный республиканец, член Фракции Свободы – Freedom Caucus, фракции наиболее консервативных республиканских конгрессменов. Но он критиковал президента, отказывался поддержать его кандидатуру на выборах 2016 года, требовал, чтобы Трамп обнародовал свои налоговые декларации. Трамп открыто поддержал Аррингтон, очень резко, в оскорбительной форме критиковал Сэнфорда. И вот он, результат – Сэнфорд становится политическим аутсайдером, а на выборах в Конгресс от республиканцев в его округе будет выставлена кандидатура Аррингтон, которая сделала оппозицию Сэнфорда Трампу центральным пунктом своей предвыборной кампании. Ничего удивительного в этом нет. Популярность Трампа среди рядовых членов республиканской партии, которые и выбирают на праймериз кандидатов на выборах, достигла 87%. Поэтому победить на праймериз, не поддерживая громко Трампа и не имея его поддержки, в нынешней республиканской партии просто невозможно.

Аналогичная ситуация произошла на праймериз в штате Вирджиния. Там ультраправый националист, обвиняемый многими журналистами сразу во всех грехах – в расизме, антисемитизме, исламофобии, но зато открытый сторонник Трампа Кори Стюарт выиграл республиканские праймериз по выборам в Сенат у традиционного республиканца Ника Фрайтаса.

Бывший республиканский губернатор Вирджинии Билл Боллинг высказал свое разочарование в Твиттере: «Я очень разочарован тем, что такой кандидат, как Кори Стюарт, может выиграть кандидатуру от республиканцев в Сенат США. Это явно не республиканская партия, которую я когда-то знал, любил и которой с гордостью служил. Каждый раз, когда я думаю, что ситуация уже не может ухудшиться дальше, она ухудшается, и этому нет конца».

Отказавшийся от переизбрания председатель сенатского комитета по международным отношениям республиканский сенатор Боб Коркер очень резко выступил 12 июня на пленарном заседании Сената, а затем в своем заявлении журналистам, прокрученном по всем телеканалам, назвал сложившуюся в республиканской партии ситуацию «ситуацией культа личности», «культа личности Трампа». Могли ли вы себе представить когда-либо, что подобный термин будет применим к одной из двух главных партий США? А Коркер прав, с ним невозможно не согласиться. Выступая в Сенате, Коркер резко критиковал лидеров своей фракции Макконнелла и Корнина, боящихся сделать что-либо, что не понравится президенту. В частности, Коркер предложил на прошлой неделе законопроект, который бы отменил действие введенных президентом тарифов на импорт стали и алюминия из стран – ближайших союзников. Замлидера республиканцев сенатор Корнин из Техаса сказал ему, что техасские республиканцы считают, что нельзя ставить этот закон на голосование, чтобы не расстроить президента перед выборами в Конгресс. «Я не могу поверить в это», – прокомментировал Коркер слова своего коллеги.

Так что, друзья, думающие об импичменте, забудьте о нем. В Сенате следующего созыва не будет ни Коркера, ни Флэйка. И среди республиканских сенаторов, похоже, не будет вообще никого, кто решился бы на оппозицию к президенту. Какой уж там импичмент, для которого в Сенате нужны 67 голосов (в нынешнем Сенате у республиканцев 51 голос)…

В пятницу произошло знаменательное событие в деле о Рашагейте. Бывший руководитель предвыборного штаба Трампа Манафорт по решению судьи Эми Берман был отправлен в тюрьму и теперь будет ожидать двух судебных процессов над собой, один из которых начнется в конце июля, а другой – в октябре, в камере предварительного заключения в федеральной тюрьме в штате Вирджиния. Манафорт был отправлен под стражу по требованию прокуроров за то, что совершил новое преступление – в сговоре со своим многолетним подельником Килимником и при его содействии оказывал давление на двух свидетелей по своему делу. Один из этих свидетелей сообщил об этом в офис спецпрокурора Мюллера. Манафорт, как и ранее, отказался в ответ на вопрос судьи признать себя виновным по ранее выдвинутым против него обвинениям, отказался он признать себя виновным и по новому обвинению. Теперь ему представилась возможность примерить на себя, в каких условиях он может провести остаток жизни, если не передумает и не начнет сотрудничать со следствием. По предъявленным обвинениям 69-летнему Манафорту угрожает 300 лет за решеткой.

Трамп заявил в ответ на арест Манафорта, что это «жестокое наказание», но что Манафорт «не имел ничего общего с нашим штабом, он работал в нем 49 дней, что-то около этого».

Истина же состоит в том, что Манафорт был руководителем предвыборного штаба Трампа в течение 144 дней. Именно Манафорт предложил Трампу кандидатуру Пенса в качестве вице-президента. Именно Манафорт организовывал предвыборный съезд республиканской партии. Именно Манафорт если не сам организовал изменение, то точно знает, кто изменил предвыборную платформу республиканской партии, убрав оттуда пункт о предоставлении Украине оружия и смягчив все формулировки, касающиеся России. Именно Манафорт предлагал российскому олигарху Дерипаске «частные брифинги о ходе предвыборной кампании», именно Манафорт находился во время предвыборной кампании в частых контактах с Килимником, именно Манафорт наконец участвовал во встрече в июне 2016 года с Весельницкой и ее «друзьями». И теперь у Манафорта все еще есть возможность рассказать обо всем этом спецпрокурору Роберту Мюллеру. Или… оставаться там, где он сейчас находится, в течение очень долгого времени, если не всю оставшуюся жизнь.

В четверг был опубликован 500-страничный отчет генерального инспектора министерства юстиции, которому генпрокурор Сешанс поручил в ответ на требования Трампа расследовать, законно ли не было возбуждено дело против Хиллари Клинтон в 2016 году в связи с тем, что она пользовалась личным электронным адресом для служебной переписки. Генеральный инспектор констатировал, что дело не было возбуждено абсолютно законно, поскольку для его возбуждения не было оснований. Единственное нарушение, которое он обнаружил, состояло в том, что тогдашний директор ФБР Коми не должен был сам объявлять об этом, поскольку это было нарушением субординации. Он должен был сообщить о рекомендации ФБР не возбуждать дело за отсутствием состава преступления генеральному прокурору Лорете Линч, и генеральный прокурор затем должна была объявить об этом публично сама.

Генеральный прокурор штата Нью-Йорк Барбара Андервуд подала от имени штата Нью-Йорк судебный иск к Фонду Трампа и к его управляющим – президенту Трампу и его детям, сыновьям Дональду-младшему и Эрику, и дочери Иванке. Фонд Трампа, будучи по своему уставу благотворительной организацией, уличен в многократном использовании собранных средств не для благотворительных целей, а для целей и выгоды личного бизнеса Трампа и его семьи, а также в сборе денег для оплаты юридических расходов Трампа и для его предвыборной кампании под видом сбора средств для организаций ветеранов. В судебном иске перечислены все имевшие место подобные случаи. В иске также отмечается, что совет директоров фонда не собирался с 1999 года, а сам Трамп, именем которого назван фонд, не перечислил в него ни цента с 2008 года и фактически использовал все это время фонд в основном как средство аккумулирования денег для своих личных целей. Барбара Андервуд требует от суда принять решение о закрытии фонда Трампа, о штрафе в размере $2,8 миллиона и о запрете Трампу руководить некоммерческими организациями в штате Нью-Йорк в течение 10 лет, а его детям – в течение одного года.

Это дело может сулить неприятности не только президенту, но и тем, кто перечислял деньги в его «благотворительный» фонд, зная, что это фактически деньги на предвыборную кампанию Трампа. Дело в том, что пожертвования в благотворительные фонды можно списать из своей налогооблагаемой базы, а вот пожертвования на политические кампании – нельзя. Поэтому те, кто давали Трампу деньги на выборы через его «благотворительный» фонд и не платили налоги с этих денежных сумм, серьезно нарушили налоговое законодательство.

Спасибо всем, кто прочитал. Всем желаю здоровья, хорошего воскресенья и хорошей следующей недели.

Автор