Как МОЗ становится «тормозом» медреформы

Дмитрий Подтуркин

Много букв о том, как МОЗ становится «тормозом» медреформы и торпедирует процесс автономизации лечебных учреждений, о том как МОЗ пошел на прямое нарушение закона, или о том, как иногда слова «реформаторов МОЗа» расходиться с их реальными делами.

Одним из главных реальных достижений 2017 года в реформировании здравоохранения является принятие парламентом в апреле прошлого года закона №2002, об автономизации медицинских учреждений. Именно этим законом коренным образом изменяется организационно-правовая основа функционирования медицинских учреждений, вводится их хозяйственная самостоятельность (право хозяйствующего субъекта распоряжаться своими ресурсами), и они начинают получать деньги в соответствии с объемом услуг по медицинскому обслуживанию населения, оказанных ими. В общем, именно этим законом и вводится принцип – «деньги идут за пациентом», и он является основополагающим для дальнейшего реформирования.

Напомню, что данный закон предусматривает следующий механизм финансирования медицинских учреждений:

  1. реорганизацию учреждений здравоохранения и создание на их базе коммунальных предприятий;
  2. организацию их финансирования путем заключения между ними и заказчиком (госорганами или органами местного самоуправления) договоров на медицинское обслуживание населения.

Второе наиболее важно, ведь именно получение медицинскими учреждениями (теперь уже предприятиями) денег по договорам (т.е. не по смете, а одной суммой за оказанный объем услуг) и обеспечивает возможность для них самостоятельно управлять полученными средствами, т.е. составляет суть автономизации.

Для органов местного самоуправления именно заключение договоров на медицинское обслуживание населения и является механизмом, обеспечивающим возможность и платить непосредственно за оказываемые медицинские услуги, и обеспечить контроль над процессом их оказания. Именно переход на договорные отношения при оказании медицинских услуг для населения и является основой реформы.

Не случайно в законе вопросу организации финансирования на основе договоров на медицинское обслуживание населения посвящена целая статья, вернее, им вносились соответствующие изменения в Статью 18 «Основ законодавства України про охорону здоров’я», в которой прямо указываться:

«Медична допомога надається безоплатно за рахунок бюджетних коштів у закладах охорони здоров’я та фізичними особами – підприємцями, які зареєстровані та одержали в установленому законом порядку ліцензію на провадження господарської діяльності з медичної практики, з якими головними розпорядниками бюджетних коштів укладені договори про медичне обслуговування населення.

Договори про медичне обслуговування укладаються у межах бюджетних коштів, передбачених на охорону здоров’я на відповідний бюджетний період, на підставі вартості та обсягу послуг з медичного обслуговування, замовником яких є держава або органи місцевого самоврядування….»

По-моему, написано четко и однозначно. Именно так законодатели нашей страны определили механизм финансирования учреждений здравоохранения после их автономизации с 01.01.2018 года (хотя сам закон был введен в действие 06.11.2017, изменения в Статью 18 вступили именно с первого января этого года) и на дальнейшую перспективу.

Казалось бы, законодатель сделал свое дело, изменения вступили в силу, и теперь просто необходимо внедрить новый механизм финансирования и пользоваться всеми его преимуществами. Тем более, что всю вторую половину года «реформаторы от МОЗа» активно пиарились на этом законе, рассказывали и о его значении для реформирования здравоохранения, и о том, какие преимущества по свободному управлению средствами получат медицинские учреждения после его внедрения. В общем, сплошная «перемога»!!!

Но 2 февраля 2018 года в регионы из МОЗа пришло инструктивное письмо за подписью самого главного реформатора Павла Ковтонюка, в котором вдруг жестко врубили заднюю скорость реформе автономизации и в прямое нарушение норм реформаторского закона №2002 и статьи 18 «Основ законодавства України про охорону здоров’я» предложили регионам организовать финансирование уже автономизированных медицинских учреждений не на договорной основе (путем заключения с ними договоров на медицинское обслуживание населения), а по старинке – прямым перечислением бюджетных средств на основе предоставляемых смет расходов. Т.е вновь созданное на базе бюджетного медицинского учреждения коммунальное предприятие включается в сеть получателей бюджетных средств финансирующего его распорядителя (например, районная больница включается в сеть органа местного самоуправления) и получает их просто по предоставленной этому распорядителю смете своих расходов. Только меняется статус с распорядителя на получателя бюджетных средств. И никакого, даже маленького намека на необходимость заключения договоров на медицинское обслуживание населения. Не письмо, а просто наглядное пособие по тому, как можно «реформировать» ничего не меняя!!!

Данная схема прямой передачи бюджетных средств предприятиям, не являющимся бюджетными учреждениями давно существует в Украине. По ней получают средства государственной поддержки и дотации угольные шахты, по ней города финансируют своих коммунальщиков, всякие зеленбуды и прочие ЖКХ. И т.д. и т.п.

Только какое это имеет отношение к реформе здравоохранения? Ведь в результате только созданные медицинские предприятия (вроде уже автономные) не получают возможность оперативного управления полученными средствами – сохраняется сметный принцип их финансирования, и они должны расходовать средства исключительно в соответствии с утвержденной сметой. Т.е, собственно не получают такой желанной автономии. Не получат выгоды от проведения автономизации и органы местного самоуправления, ведь они, как и раньше, будут платить не за оказанные населению медицинские услуги, а покрывая смету расходов, но уже не бюджетных медицинских учреждений, а своих коммунальных предприятий.

В общем, кто захочет более глубоко понять предлагаемый МОЗом механизм финансирования созданных на базе медучреждений коммунальных предприятий может почитать приказ Минфина №938 от 23.08.2012. Там все детально описано.

Только у меня после прочтения этого инструктивного письма МОЗа возникает несколько вопросов:

  1. Так в чем же смысл тогда, по мнению МОЗа, в проведении автономизации медучреждений, если сохраняется их сметный принцип финансирования?
  2. Как соотносятся данные рекомендации МОЗа с нормами закона №2002 и статьи 18 «Основ законодавства України про охорону здоров’я»?
  3. Кто ответит за прямое нарушение законодательства, к которому подталкивает МОЗ своими письмами?
  4. Как относятся народные депутаты к такому грубому и неприкрытому нарушению законодательных норм?

Особенно интересно мнение авторов этого законопроекта – членов профильного парламентского комитета.

Р.S. Я хорошо понимаю, что МОЗу глубоко насрать и на эффективность работы медицинских учреждений после их автономизации, и на эффективность использования средств местных бюджетов.

Единственное, что интересует МОЗ в разрезе автономизации и всего процесса проведения «медреформы», – возможность заключения создаваемыми медпредприятиями договоров с Национальной службой здоровья. В остальном, хоть трава не расти…

Но так нагло нарушать нормы закона, наверное, всё-таки нельзя.
Или если очень хочется, то можно?

Автор