Не Наташей Влащенко единой

Светлана Самборска

Налетай! Торопись! Покупай журнались!

Полгода назад, после ареста Гужвы, тема торговли свободой слова поймала хайп. На несколько дней был прорван заговор молчания СМИ относительно цен на размещение заказухи, на срачи друг с другом в стиле «Вы продажные, за 300 долларов Новинского печатаете» – «да вы сами за 250 хоть черта напечатаете!» [Upd. И вот уже пишут, что интервью Портнова стоило $50 тыс.] И по сей день, поковырявшись в гугле, можно найти вываленные тогда прайсы на размещение джинсы в разных СМИ.

Под сурдинку общего хайпа Христина Бондаренко, генпродюсер честнейшего канала ATR (принадлежащего, кстати, экс-заму главы крымской оккупационной администрации и по совместительству московскому миллионеру Ленуру Ислямову), пребывая на отдыхе в Турции в расслабленном состоянии, выдала с курортной прямотой, что, цитирую, «медіа ринок витравлений, і прожити без заказух, навіть дрібних, не зможе». В общем, не стріляйте в пианиста, пианист любит вкусно покушать, а Портновы, Колесниковы (анонс следующего интервью на ZIKe) и Новинские готовы кормить. А Путин – вкусно кормить, более того, его бюджет на пропаганду сопоставим с нашим бюджетом на армию.

«Медиа-рынок вытравлен» – и это очень большая и крайне критичная проблема. Даже если не касаться того, что они берут российское (или курченковское/януковическое) бабло. Сотрудничество со страной-агрессором – это отдельная тема, которой должно заниматься СБУ. Но даже вне этого вытравленный медиа-рынок – это очень большая и крайне критичная проблема , потому что СМИ, как и гражданская активность, – важнейший элемент обратной связи в обществе. И пока у нас этот элемент подменен бизнесом по разгону заказухи и/или бизнесом на распиле грантов, никакого толку не будет, хоть по уши уреформируйся.

Журналистика не выполняет функцию обратной связи от общества к элитам, и в этом тупике мы находимся уже ровно 100 лет. И сделать ничего нельзя – с поломанной обратной связью система не работает и РАБОТАТЬ НЕ НАЧНЕТ.

Это как с воспитанием. Вот растите вы ребенка, но при этом ваши похвалы или порицания никак не связаны с действиями самого ребенка. Ребенок сделал что-то хорошее, а родитель отругал. Сделал шкоду – похвалил. А в следующий раз отругал за шкоду. А потом похвалит вообще ни за что. Причем, сравнение элит с ребенком – это не самое удачное сравнение, потому что ребенок – индивидуальность, и можно вырабатывать подходы. А элиты – это широкий набор разных индивидуальностей, и подход должен быть таким, чтоб весь набор всех реакций понимал одинаково. Т.е. подход должен быть примитивным. Как при дрессировке собаки не самой умной породы, например. Представьте, что реакции хозяина на действия собаки случайны. Что получится? Ничего. Собака будет писать в диван.

Так и с элитами. Мы ни на шаг не продвинемся, если обратная связь от нас к элитам никак не будет зависеть от действий самих элит. Более того – в этом случае МЫ ТРЕБОВАТЬ ОТ НИХ НЕ ИМЕЕМ ПРАВА. Ведь как может что-то требовать общество, реакции которого подобны реакциям генератора случайных чисел? Такая обратная связь неадекватна и ведет укоренению коррупции. Потому что, если реакции на твои действия непредсказуемы, то забей на реакции и пили бабло.

Наше общество больно. Больно коррупцией. Но главная проблема в том, что таблетки, которыми мы пытаемся лечиться, – подделка. На коробочке написано «Журналистика, расследования, свобода слова, независимые СМИ», а внутри джинса, выполнение заказов и банальная проституция. Бутусовы со гужвами, гнапы со станками и свежевзорвавшаяся Влащенко сверху в качестве листика мяты для декора. С таким набором лекарств шансов на выздоровление нет. Это надо закапывать. Вниз на 2 метра, а лучше глубже.

Люстрация СМИ – это полноценный Berufsverbot, отлучение от профессии нынешних представителей СМИ с запретом занимать должности, способные оказывать какое-либо влияние на процесс реформирования страны. Законодательный запрет на профессию с уголовкой для собственников СМИ, нарушивших запрет. Могут работать только те, кто никогда ранее в СМИ не работал. И могут работать иностранцы, прошедшие комиссию и доказавшие отсутствие связей со СМИ, сотрудничавшими с инструментами российской пропаганды.

Жестко? Да. Но мы уже миновали ту стадию, когда консервативное лечение могло быть эффективным. Этот медиа-рынок вытравлен до состояния единой сплошной помойки, и, пока это место занято помойками, никакие другие СМИ, в смысле – принципиально другие СМИ, просто не вырастут.

Поэтому – “резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита” ©. Тем более, что перитонит и так давно цветет буйным цветом.