Непредвзято о НАБУ

Serg Marco

Попробуем мы непредвзято о НАБУ поговорить.
Предупреждаю, будет много букв.

Вчера я написал довольно резкие каменты на странице у Ромы Синицина на тему того, что среди #небайдужих проявились Бутус и Женя Шевченко. Часть присутствующих на том видео я знаю и уважаю, и понимаю их желание сделать что-то независимое и невзаимосвязанное, но имеющее гражданский критерий оценки НАБУ. Потому что НАБУ надо улучшать, поддерживать и развивать. И как бы кому-то не нравилось НАБУ – это факт, и в случае организации подобной системы пользы для нашей страны должно быть, и немало. Потому что с коррупцией надо бороться, как ни крути.

Алэ.

Давайте разберемся, что такое НАБУ, и какие у него проблемы. Потому что когда говорят о том, что НАБУ «мешают» злочынни судьи, прокуроры, адвокаты коррупционеров (нужное подчеркнуть), – то как-то все забывают, что эти же элементы мешают, собственно, любой госструктуре – и МВД, и СБУ, и САП, и ГПУ…
С этим все они как-то бодаются, и никто не волает о злочынной владе.

Нет, реально, окружение НАБУ ставит им палки в колеса, и это надо признать на старте. Но дорогу осилит идущий. И да, в случае беспредела какой-то структуры, которая мешает посадке коррупционера, мы, общество, должно становиться на сторону НАБУ. Да и не только НАБУ. Потому что вор должен сидеть в тюрьме.

Но ведь это не единственные проблемы НАБУ. И давайте их для начала поймем.

Когда быстро и срочно набирали людей в НАБУ, то набирали тех, кто был. К сожалению, рынок у нас не был насыщен честными и опытными борцами с коррупцией. А по закону о НАБУ надо было набирать в том числе людей с опытом работы в силовых структурах, прокуратуре и т.д. Перевестись из, например, МВД в НАБУ нельзя, как впрочем и из СБУ, Альфы и т.д. Потому, как правило, эти товарищи, которые пошли в НАБУ, – это были или пенсионеры, или люди уволенные ранее из силовых структур или прокуратуры. И там разные очень персонажи, в том числе не совсем “сонечки” безгрешные, есть и люди с синдромом «обиженного Беркута». Пришли, конечно, и молодые, и честные (я это слово пишу без какого-то сарказма, в НАБУ хватает молодых и инициативных), но имеющие минимальный опыт. Как вы думаете, кого поставили над молодыми начальниками отделов и подразделения, более опытных товарищей? Правильно, осколки наших самых честных силовых структур.

И да, если вы думаете, что люди, всю жизнь крутившиеся в схемах, не могут создать схемы в НАБУ или сливать инфу своим друзьям в других силовых структурах, – то вы ошибаетесь. Потому очень важно, чтобы «молодняк», постепенно набравшись опыта, занял их место, не скурвившись в процессе. Но пока что процесс в этом плане идет нормально.

Далее. Закон о НАБУ. Не буду вдаваться в подробности, но краеугольный камень «палок в колеса» – это закон о НАБУ. Потому что там есть прое*ы, которые связывают руки НАБУшникам. Жаловаться НАБУшникам в этом плане особо некому, так как, вроде как, на своих «антикоррупционеров» и гонишь, вот же они рядом, как их заставить признать свою некомпетентность и исправить огрехи? В том числе «антикоррупционеры» делают морды кирпичом и не упоминают нигде о том, что если что в законе о НАБУ поменять, потому что если запустить этот процесс, то получится, что НАБУ два года работало с дырами в своем же законе, и какого хрена вообще?

Это тоже, как вы понимаете, сказывается на эффективности. Но когда-то антикоррупционной тусовке придется признать свои прое*ы в законе про НАБУ и их исправить, потому что нельзя заставлять коня бежать стреноженным, – и бежит не быстро, и падает периодически.

Ну, и, конечно, Антикоррупционный суд. Его надо сделать.
Во-первых, потому что это сделает действия НАБУ более мобильными, что ли. Потому что получить решение на обыск, прослушку и другие необходимые согласования, которые лежат на суде, – это с Антикоррупционным судом будет быстрее. Хотя, насколько я знаю, НАБУ неплохо с рядом судей сотрудничает и без этого. Но все-таки.

Есть еще один фактор, по которому нужен антикорсуд. Это тот факт, что отмазываться некуда будет. Видите ли, детективы в НАБУ пока еще малоквалифицированные. Потому что их этому никто не учил. Они учатся на своих ошибках. Системы обучения детектива-антикоррупционера у нас нет. Да. Им помогают. Особенно после того, как ФБРовец один, делая анализ для посольства США, покатался с НАБУшниками и понаблюдал за их деятельностью. Он прямо указал, что к УСО (это тот самый спецназ НАБУ, с которого ржали в сетях) вопросов нет, а вот с детективами – есть над чем работать. И надо сказать, что работа с ними идет, и эволюция тоже присутствует. Никто не бросил эту проблему на самотек. Но тем не менее, пока общественности непонятно, дело какого-то коррупционера развалилось потому, что судья взял денег за оправдание коррупционера, или детектив прооленил, собирая материалы для дела. А ведь коррупционеров защищают очень дорогие и квалифицированные адвокаты. Там не получится делать прое*ы, надо быть действительно специалистом. Так вот, антикорсуд уберет эту отмазку. Станет ясно, что тут налажал детектив, и только к нему претензии, почему коррупционер уходит с улыбкой из зала суда.

Вывод – НАБУ нам надо, эволюция НАБУ идет. Быстро слепить на коленке структуру, которая будет аполитичной, иметь систему обучения, опыт работы и пиковую эффективность, – ну, нельзя. Тут хорошо подходит пример с патрульной полицией. Там тоже кто-то молодой-горячий, но неопытный, а кто-то опытный, но перекрасившийся. Сами знаете, что из этого вышло. И да, там тоже работа идет. Но тут все признают эти прое*ы. А с НАБУ почему нельзя признавать? Конструктивная критика – это путь к правильным изменениям.

Ситуация с кадрами – это вообще проблема любой структуры. Мы можем лепить какие угодно названия и говорить о борьбе с коррупцией, но работу делают кадры. Я в этой теме затрону двух, но там на самом деле можно рыть и рыть.

Тот же «ветеран» Евгений Шевченко, который представляется экс-бойцом батальона Донбасс. Он такой же экс-боец батальона Донбасс, как я экс-боец 36-й бригады. И то я, наверное, больше «экс-боец», так как мои обязанности при морпехах не состояли в том, чтоб писать постики о Воронченко или Делятицком, как у Жени была работа пиара Семенченко. Он не был в штате Донбасс НГУ/ВСУ никогда, он никогда не участвовал в боевых действиях. Но он «экс-боец». Ну-ну. Его деятельность под Семеном в разрезе фирмы «Донбасс-Охорона» – это отдельная тема для наших правоохранительных органов, так как эта фирма создана не для охраны, у нее другие задачи. И вот, этот человек ломится во власть, легитимизируясь через НАБУ. Да, он, скорее всего, станет депутатом, а все грехи будут списаны. И да, я считаю, что это неправильно, и для НАБУ это зашквар.

Конечно, Шевченко не самый токсичный внештатный агент. Взять ту же ситуацию с «агентом Катериной». Девушкой, обладающей домом в Конче-Заспе за пару миллионов долларов и имеющей автопарк из «поршей» и «ренджей». Там интересная семейка, которая свое состояние заработала в пресловутом 7-м отделе. Ну, вы знаете что такое 7-й отдел, да? Это менты, которые следят за ментами. Это элита коррупции в МВД. И семья «агента Катерины», и она сама имела (а может и имеет) там нехилые связи. И, конечно же, все деньги этой семьи были заработаны честно, ага.

Собственно, абсолютно понятны истерики Сытника на тему того, что вскрыли «агента Катерину». Потому что там зашквар на зашкваре, и эта фигура в мире коррупции находится прямо у верха коррупционного Олимпа. И да, «агент Катерина» не просто так, она реально работает с НАБУ, потому что она знает систему от и до, и может указывать, где и как можно кого подловить и добыть информацию. Она ценный кадр для Сытника, так как подобных опытных игроков среди молодых у него нет.

Но давайте тогда или крестик снимать, или трусы надевать, элитный коррупционер Катерина тоже легитимизируется через НАБУ, делая в том числе полезное дело. И не она одна. Потому с учетом того, какие «агенты» привлечены для того, чтоб плавать в мире коррупции, полезный «антикоррупционер» Лещенко или Залищук со своими квартирами – это так, мелочь. Глаза в НАБУ закрываются на людей гораздо более зашкваренных,  и которых считают для себя полезными. И да, я считаю это хреновым. Потому что отличия в методах работы с нынешним зашкваренным по самое не хочу МВД становятся очень зыбкими.

Тут критиковать Сытника, не думаю, что стоит, пианист играет как умеет, а работу делают кадры. Ну, что поделаешь, если на рынке труда антикоррупции только такие кадры. Но, ребят, давайте как-то очищаться от них, иначе они же станут частью системы, и Сытник в итоге сядет, как сел первый руководитель НАБУ в Польше за такие же, собственно, прегрешения.

Потому такие, как #небайдужі, для НАБУ очень нужны. Это люди, которые должны стать сторонним маркером. Да, я против того, чтоб среди них был Шевченко, как аффилированное зашкваренное лицо НАБУ. Да и Бутусов, которого позвали как информподдержку. Помнится, когда-то Бутусова уже раз позвал Корбан для информподдержки освобождения Иловайска, мы все помним, что по итогу произошло. По счастливому обстоятельству, кстати, Бутусов прекрасно трет с шефом Жени Шевченко Семеном Семенченко еще со времен того самого совещания у Корбана. Но это детали.

Сама-то идея правильная.

Потому пускай #небайдужі работают, и я желаю им удачи. Так же желаю удачи НАБУ, работы у них непочатый край, и я верю, что они наберутся опыта и начнут эффективно рубить коррупционные путы.

А вам советую, если критиковать НАБУ, то конструктивно. Им на самом деле непросто. Эта структура только в периоде становления, и это становление продлится не один год. Наша задача поддержать их, помочь с назначением независимого аудита и реагировать на попытки системы ставить им палки в колеса. И не дать в том числе укатиться вниз под давлением зашкваров.

Ну, а первые шаги, которые помогут НАБУ, я в принципе уже указал. Субъективно, конечно, но это мое мнение.
Довести до ума закон о НАБУ, назначить независимый аудит, избавиться от зашкваренных персонажей и запустить Антикоррупционный суд. И я верю, что все это получится.

Автор