Новости из США. Главное к концу недели. Пятница, 28 июня 2024 года
• Сегодня только одна тема. Дебаты кандидатов в президенты
▶ Кажется, еще только совсем ленивый не высказался по поводу вчерашних дебатов Байдена и Трампа. Я не отношу себя к числу ленивых, но был занят целый день на работе, а теперь могу спокойно высказаться, тем более, когда страсти уже частично улеглись.
Я относился к числу тех, кто вообще не ожидал услышать во время дебатов что-либо новое. В сущности, ничего нового, что проясняло бы мнения кандидатов по тем или иным вопросам, я на президентских дебатах не слышал вообще никогда (а смотрел и слушал все дебаты, как минимум, начиная с 1992 года). Взгляды кандидатов на любые проблемы всегда известны заранее. Ничего нового они никогда во время дебатов не говорили. Поэтому дебаты, если и интересны, то не тем, кто и что на них сказал, а тем, как себя вели кандидаты, как смогли показать себя публике, даже точнее – как смогли «продать» себя этой самой публике.
Из всех виденных мною дебатов действительно понравились и запомнились только три серии дебатов Барака Обамы и Джона Маккейна в 2008 году. Это были дебаты политиков с разными взглядами на большинство проблем, но политиков очень достойных, с уважением относившихся и друг к другу, и к модераторам дебатов, и ко всем зрителям. И, я бы сказал, что дебаты тогда никто не «выиграл» в том смысле, какой в этой слово вкладывается.
Дебаты 27 июня 2024 года были крайне неудачными, самыми провальными за всю историю проведения дебатов. Джо Байден был не похож на себя – выглядел очень слабо, скованно, был несосредоточенным, говорил, запинаясь, часто не мог четко сформулировать то, что хотел сказать. Был бледным, уставшим, голос его был слабым, сиплым, «сухим», то есть был он, что называется «не в форме». Дональд Трамп был обычным Дональдом Трампом – за полтора часа он сделал больше 30 ложных заявлений (это подсчет организатора дебатов – телеканала CNN, опубликовавшего на своем сайте все эти ложные заявления с фактологическими опровержениями, несколько из этих заявлений Трамп повторял многократно), вообще не отвечал на большинство вопросов (на некоторые вопросы модераторы заставили его ответить с 3-й попытки, но на большинство вопросов его так и не заставили ответить вообще), оскорблял Байдена, нападал на него, а вместо ответов на вопросы повторял громко и с темпераментом обычные свои заученные лживые тирады, которые не стоят того, чтобы их цитировать.
Выяснение оппонентами, кто из них лучше играет в гольф и спал ли Трамп с порнозвездой, было вообще совершенно удручающим с учетом того, что это были дебаты кандидатов в президенты США, страны, от которой слишком много зависит в мире.
Интересны ли такие дебаты? Нет, не интересны. Могут ли они что-то рассказать о взглядах кандидатов? Нет, вообще не могут. Могут ли они влиять на настроения избирателей? Могут. Потому что их транслируют буквально все телеканалы, как когда-то программу «время» в ссср, и те, кто живут тем, что смотрят телевизор, дебаты смотрят, поскольку больше смотреть нечего – идут дебаты на всех каналах. Как показали замеры вчерашней телевизионной аудитории, дебаты полностью или частично только по ТВ в США смотрели 49 миллионов человек (сколько смотрели их онлайн стрим в интернете, неизвестно, но, очевидно, тоже много людей).
Этих дебатов, в принципе, не должно было быть. Трамп отказался от дебатов в том формате, в котором их уже почти 50 лет организовывала федеральная комиссия по президентским дебатам. Байден предложил новый формат – дебаты, организуемые общенациональными телеканалами, с модераторами – ведущими популярных новостных или аналитических программ, с жестким форматом и регламентом (когда говорит один, микрофон его оппонента отключен, нельзя говорить больше двух минут, отвечая на вопрос и больше минуты, комментируя ответ оппонента), без зрителей в студии, где проходят дебаты. Трамп неожиданно на это предложение откликнулся положительно. Вот так эти дебаты и были организованы. И получилось, что, выражаясь футбольной терминологией, Байден, предложив дебаты, забил гол сильнейшим и не берущимся ударом в свои ворота. Можно было ждать, что без публики в зале плохо чувствовать себя будет привыкший эпатировать публику Трамп. Но он чувствовал себя прекрасно и был сам собой – врал, врал, врал, хамил, гримасничал и паясничал. Как во время любого своего выступления перед своими сторонниками. А Байден без публики был не похож на себя.
Еще вчера вечером, и сегодня целый день нет отбоя от тех, кто говорит, что Байден стар, ментально слаб, что у него нет больше сил и энергии. Байдену 81 год. Как следует из сообщений из его окружения, он простужен, оттого чувствовал себя в четверг не лучшим образом, голос его был слабым, сиплым, и ему мешало общее недомогание.
В пятницу днем Джо Байден выступал на митинге своих сторонников в городе Роли, в штате Северная Каролина, голос его был значительно лучше, чем в четверг, он был несопоставимо более энергичен, чем в четверг, говорил четко и говорил правильные вещи – и читая их с телесуфлера, и отвлекаясь от суфлера, говорил под одобрительные аплодисменты и под скандирование публикой лозунга «Еще четыре года!»
Словом, в четверг был один Байден, в пятницу – другой Байден.
Но четверг, дебаты, оставили свой тяжелый отпечаток на ходе предвыборной кампании. До выборов еще далеко, однако впечатление от дебатов у среднестатистических избирателей, смотревших в четверг вечером телевизор, осталось устойчивым.
Трамп никаких новых сторонников не приобрел, да, очевидно, и не ставил это своей целью. Его ядерный электорат, несколько десятков миллионов человек, проголосуют за него, за уголовного преступника, признанного судом виновным совершении 34 уголовных преступлений, за сексуального насильника (он признан судом виновным в изнасиловании и клевете по гражданскому иску и должен выплатить истице почти $85 миллионов), за многолетнего мошенника (он признан судом виновным в многолетнем финансовом мошенничестве и должен выплатить по решению суда около $450 миллионов), за лжеца, который, как сказал в 2016 году республиканский сенатор Круз, «врет каждый раз, как только открывает рот», за дважды подвергнутого импичменту – все его сторонники проголосуют за него несмотря на все это.
Новых сторонников должен был постараться приобрести в результате дебатов не Трамп, а Байден – сторонников среди независимых избирателей свинг-штатов. Но президент их не только не приобрел, но в результате своего крайне неудачного выступления он часть из таких потенциальных избирателей на сегодняшний день потерял. Это не значит, что они проголосуют за Трампа. Но они могут просто не прийти на выборы. Или проголосовать, в тех штатах, где это будет возможно, за кандидатов «третьей силы» – Роберта Кеннеди-младшего или Джил Стайн, лидера партии зеленых. А это будет только на руку Трампу.
Сейчас июнь. Выборы будут в ноябре. Случаев, когда кандидаты в президенты проваливали первые дебаты, но потом выигрывали выборы, было много. Рональд Рейган в 1984 году крайне неудачно выступил на первых дебатах с бывшим вице-президентом Уолтером Мондейлом. Вызвал разговоры о своем здоровье, неспособности сосредоточиться, но выиграл выборы и переизбрался на второй срок. Джордж Буш-младший на первых, да и на последующих дебатах в 2004 году с Джоном Керри выглядел хуже оппонента – хуже отвечал на вопросы, в чем-то путался, где-то нечетко что-то формулировал, но выиграл выборы. Барак Обама в 2012 году очень неудачно выступил на первых дебатах против Митта Ромни, однако исправился на последующих дебатах, а еще до них выступил с яркими речами перед избирателями в нескольких штатах. И выиграл выборы. В 2016 году Хиллари Клинтон была несопоставимо лучше Трампа на всех дебатах (Трамп и тогда врал напропалую, как врет сейчас, оскорблял соперницу), но проиграла выборы.
Что будет дальше, сейчас предсказать невозможно. В четверг вечером и в пятницу раздалось много голосов, в первую очередь известных журналистов, с призывами к Байдену снять свою кандидатуру, освободить делегатов съезда демократической партии, обязавшихся голосовать за утверждение его кандидатуры, от этого обязательства, и дать съезду возможность избрать нового кандидата.
Из самых известных журналистов с таким призывом обратился к Байдену трижды Пулитцеровский лауреат Томас Фридман (назвав при этом Байдена входящим в десятку лучших президентов в истории) и вся редколлегия газеты Нью-Йорк Таймс. Как сообщают журналисты со ссылками на источники штабе Байдена, выступлением Байдена на дебатах недовольны крупные финансовые доноры демократической партии. Не говоря об этом на микрофон, без записи, ряд демократических членов Конгресса, которым предстоит в ноябре переизбираться, также выражают опасение за судьбу выборов.
Рефрен, который при этом звучит: мы должны победить в ноябре, у нас нет выбора. Победа Трампа будет катастрофой для страны и мира, она будет означать конец Америки как демократического государства и лидера свободного мира.
В то же время, ряд ведущих демократических политиков – и вице-президент Камала Харрис, и министр транспорта Пит Буттиджич, и бывший президент Барак Обама, и губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом (которого целый ряд рядовых демократов считают альтернативой Байдену), и губернатор Пенсильвании Джош Шапиро, заявили о том, что никакой замены Байдену нет и быть не может, что он должен и будет баллотироваться, и никаких изменений не произойдет.
Из того, что было на митинге сторонников Байдена в Северной Каролине в пятницу, следует, что президент во всяком случае на данный момент сниматься с выборов совершенно не собирается. Без его добровольного заявления о снятии своей кандидатуры другой кандидат от демократической партии просто не может быть выдвинут. На съезд демократов на праймериз избраны делегаты, больше 80% которых избирались с обязательством голосовать за Байдена.
Если Джо Байден не собирается сниматься с выборов (а на данный момент нет никаких признаков того, что это произойдет), его предвыборному штабу нужно срочно менять стратегию. Нужно организовывать как можно больше его встреч со сторонниками и выступлений перед ними в свинг-штатах (как в пятницу в Северной Каролине), нужно как можно чаще организовывать его телеинтервью, нужно перебить впечатление от дебатов. Но сделать это будет очень непросто. Потому что другой такой телепередачи, кроме дебатов, которую бы смотрели сразу 49 миллионов избирателей, просто нет. А дебаты уже прошли. И их Джо Байден проиграл сам себе, к большому сожалению. Но время еще есть. Пока еще есть.
▶ Хочу снова обратиться к гражданам стран НАТО, поддерживающим Украину. Нам следует обращаться к своим президентам, канцлерам и премьер-министрам с настоятельной просьбой, настоятельным требованием – пригласить Украину в НАТО на Вашингтонском саммите в июле и предоставить ей реальные гарантии безопасности, аналогичные гарантиям по 5-й статье Вашингтонского Договора, до ее вступления в Альянс.
Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.
Зло будет остановлено. И Добро победит. Иначе быть не может.
Українські Друзі, обіймаю та люблю вас усіх. Бережіть один одного, дуже вас прошу.
Україна є і буде завжди.
А зло буде переможене та покаране. І це неодмінно.