Потенциал производства танков в россии

Олександр Коваленко

Российские оккупационные войска за полтора года полномасштабной войны с Украиной понесли потери в танках такого количества, какого не несла российская федерация за всё время своего существования. Более того, не нёс СССР после Второй мировой войны!

Уничтожено 4 396 ОБТ.

С другой стороны, при таких потерях постоянно возникал вопрос, а какие возможности у нынешнего российского ВПК по их компенсации. Иными словами, сколько танков российские предприятия могут производить в месяц?

Прежде чем ответить на этот вопрос, следует знать ответ на другой. А именно, сколько россия поставляла в свои войска танков до полномасштабного вторжения в Украину? Рекордное количество танков в российские войска было поставлено в 2019 году:

Т-72 – 217,
Т-80 – 217,
Итого – 434.

Но в этой поставке был нюанс.

Среди поставляемых танков преимущественно были модернизированные из числа снятых с хранения или действующих, которые условно назывались в отчётности “новыми”. А также были просто выведенные из консервации даже без модернизации.

Например, отдельная танковая рота 155-й бригады морской пехоты, сформированная в 2019, получила на укомплектование 10 танков Т-80БВ, снятых с хранения. Аналогично танковый батальон 39-й МСБр из состава 68 АК. Так о чём это должно нам говорить?

Во-первых, в россии десятилетиями работала прекрасная коррупционная схема, когда с хранения снимали старую советскую технику, ремонтировали, модернизировали её и сдавали как “новую”. Аналогично брали уже действующую модернизировали и возвращали назад с пометкой “новая”.

Так танк, на модернизацию которого шло до $300 тыс, подавался в отчётности как новый, на который из бюджета выделялось $2-3 млн. Отдельная категория поставок – это вообще без модернизации, просто снимаемая с хранения техника, прошедшая только восстановительный ремонт.

Но продолжим.

В 2020-м российские войска получили:

Т-90 – 40,
Т-72 – 240 (при этом 120 Т-72Б снятые с хранения),
Т-80 – 20.

Снятые с хранения Т-72Б были предназначены для комплектации 4 новых танковых батальонов из состава 127-й и 150-й МСД.

В 2021-м вести наблюдение за передачей техники в российские войска стало сложнее. Эта информация максимально скрывалась. Например, неизвестно было, сколько Т-90 получили российские войска накануне полномасштабного вторжения. Ориентировочно можно было сказать о передаче:

Т-72 – 90,
Т-80 – 80.

В любом случае, из этих данных можно сделать несколько выводов.

Первый – в россии отсутствует полноценное серийное производство танков. Практически все российские танковые предприятия – это в первую очередь ремонтные базы, но никак не производственные площадки, что подтверждает деградация технологических процессов.

Второй – даже в рекордный, пиковый год поставок танков, 2019-й, средний показатель выдачи танков составлял 36 в месяц. Но, опять-таки, это не производство новых танков, а модернизация и расконсервация.

Теперь же, после этой вводной части, вернёмся к нашим реалиям.

По разным данным у россии сейчас есть возможность передавать на фронт до 150 танков в месяц. С учётом нынешней интенсивности потерь этого достаточно для компенсации потерь впритык, либо компенсации “в минус”. То есть её отсутствие.

Очевидно, что показатель в 150 танков достигается путём расконсервации и отправки в зону БД более примитивных и простых в техническом плане восстановления Т-62 и Т-54/55, но морально ставить их в один ряд с Т-72/Т-80/Т-90… Извольте!

В то же время модернизация Т-72/Т-80/Т-90 не идёт феноменально масштабно.

Но что самое интересное. Показатель отправки в зону БД 150 танков в месяц звучал ещё в конце 2022-го и начале 2023-го. А не так давно ведущий алконавт всея россии дмитрий медведев отмечал, что российская армия в 2023-м получит 1 600 танков. Количество, возможно, кого-то и восхитило, но по факту это 133 в месяц.

В целом, слова медведева можно оценивать по-разному, но показатели 1 600 в год и 133 в месяц вполне коррелируются с тем, что выдавал российский ВПК с конца 2022 и что он так и не смог нарастить за всё это время, что в очередной раз доказывает факт деградации технологических процессов.

А потому переход на старый советский лом – это не только признак того, что более современные образцы на исходе и в дефиците, а и того, что производство не вытягивает нужды армии, и дыры затыкаются хоть чем-то, хоть как-то, лишь бы эта единица была на поле боя как цель, как преграда, как огневая точка.

На сегодняшний день в россии 3 основных танковых предприятия. Уралвагонзавод, который занимается танками Т-72 и Т-90. “Омсктрансмаш”, ориентированный на Т-80. И 103 БТРЗ в Чите ориентированный на Т-62. И всё это преимущественно не производство, а именно уровень ремонтных баз.

А потому советских масштабов танкового производства от российской деградации ожидать не стоит. Как показывает время, они ещё в 2022 году достигли своего пика выдачи танковой продукции. Именно выдачи, а не производства. И если в ближайшее время им и удастся нарастить объёмы выдачи, то они, во-первых, будут не феноменальными, а в пределах вариативных 10-15%. А во-вторых, качественно более низкого уровня.

Иными словами, уничтожение более 150 российских танков в месяц создаст кризис в возможности компенсации потерь и восстановления боеспособности танковых подразделений.

 

На заставке: 103-й Бронетанковый ремонтный завод в Чите. Фото: сми страны-оккупанта

Автор