Деимпериализация сознания и знания

Айнаш Керней

Первое, что нужно русским либералам, русским мигрантам и гастарбайтерам с севера, заполонившим весь мир, – это деколонизировать свое сознание и свои знания. Без этого позитивных перемен в рф не будет. Пока этого понимания у русской эмиграции и внутри россии нет.

Поддержка Украины со стороны русских либералов – это лишь первый шаг на длинном пути. Все, на что сподобились русские либералы, – это выступить против войны и оппонировать путлеру. Но если этого достаточно для всего прогрессивного мира, то для русских этого явно мало, потому что происходящее (агрессия против демократической Украины, зверства против гражданского населения Украины, военные преступления, геноцид населения национальных республик и др.) – это звенья одной цепи и следствие имперской идеологии. Ей подвержены не только путлеровские сторонники, рупоры Кремля, но и те, кто позиционирует себя либералом и демократом.

Почему мы полагаем, что русские либералы ограничились двумя пунктами – поддержка Украины и оппонирование путлеру? Потому что в остальном они неизменно демонстрируют свою ограниченность, приверженность имперским и советским стереотипам, русскоцентризму и плохо скрытому шовинизму. Они не готовы отказаться от пресловутого поиска врага или виновного в их бедах, не способны посмотреть на себя в зеркало правды, не желают открыть для себя историю без советских штампов, боятся говорить о своей идентичности, по-прежнему не слышат голос Другого.

Уже после начала войны в Украине русские либералы, следуя российской пропаганде, начали создавать и продвигать собственные нарративы. Один из них с дальним прицелом в качестве «оправдания» российской агрессии, имперства, зверств в Буче, Ирпене. Мол, виновата орда. В разоблачение этого нового мифа было достаточно написано.

Латынина окучивала украинцев, сваливая всю вину на якобы ордынскую природу российской власти, ей вторили остальные. Много, часто, массировано они продвигали нарратив об орде. Уверена, что ими сознательно было принято решение в продвижении этого нарратива. Это был задел на будущее. Мол, есть другая, европейская россия и она не потеряна, мол, не надо ее смешивать с остальной темной россией. Потом продвигалась идея о том, что зверствовали буряты и др., а не этнические русские. И этот миф был разрушен.

До сих пор почти в каждом (!) интервью Чичваркин, Пиантковский упоминают орду, внушая слушателям мысль о том, что не русские виноваты, а власть, и эта власть – не русская по своей природе, а якобы ордынская. Глупость и антинаучность. И этот нарратив на какой-то лекции был поддержан историком Чхартишвили, носителем имперско-советской трактовки истории.

Русские либералы, обновите свои знания. Как вы идете в XXI век с советским идеологическим багажом?

Да, под воздействием общественной дискуссии они начали говорить о некоем присущем русским имперстве, при этом не говоря о его признаках и последствиях этого импрества как для русских, так и для колонизированных народов. Проблема деколонизации мелькнула и пропала с повестки, потому что этот вопрос обнажает природу русского, уничтожившего языки и культуры т.н. «малых народов» (под мантру о важности русской культуры, которая сегодня якобы должна спасти репутацию русских), дискриминирующего всех нерусских и мн. др. Копать долгую историю колонизации – значит, признать массовые убийства, геноцид, лингвоцид и пр. А русским либералам не хочется говорить об этом.

Зато при мобилизации, затронувшей русских из центральных регионов, либералы закричали: беги, кролик, беги.

Штрих: они так благодарили қазақов, привечающих русских мигрантов, создавая иллюзию, что весь Қазақстан переживает за них и принял в распростертые объятия. Ложь, нас насторожило и до сих пор внушает опасность их массовое присутствие в Қазақстане. Да, власть, союзница путлера, и местные ватники их приняли, радуясь пополнению ватных рядов. Остальные терпят мигрантов с севера только ради украинцев, ради того, чтобы им было меньше работы по «утилизации» путинского живого щита. Их присутствие несет для нас огромные риски. Зараза шовинизма и путинизма распространяется.

И еще важный маркер. Когда начались волнения в Бурятии, Дагестане, многие говорили, что победить путинизм можно с опорой на регионы. Они будут бороться за свою независимость, а не за то, чтобы привести к власти русских псевдолибералов и снова остаться в качестве колонии рф. Русские либералы проигнорировали этот шанс, потому что он означает потерю колоний. И ведь, находясь на Западе, можно было привлечь на свою сторону европейцев именно антиколониальной повесткой, разоблачая имперскую политику Кремля по отношению к колонизированным народам. Вот для кого можно было просить разработать план Маршалла. Не слышно было от русских либералов и громких возмущений тем, что путлер использовал как пушечное мясо именно представителей национальных субъектов федерации, ставя на грань исчезновения и радикальной депопуляции целые народы.

Имперцы против развала рф. Они повторяют ошибку белогвардейцев (писала об этом подробно). За редким исключением русские либералы не желают распада империи. Они находят аргументы в виде того, что Запад якобы не захочет получить много новых стран, что никому не нужны несколько республик с ядерным оружием (да рф просто денуклеаризуют!), что мир заполнят мигранты из рф, что начнется гражданская война (она и так начнется) и т.д. Они говорят обо всех угрозах, кроме тех, которые несет сама рф колонизированным народам.

При этом ведь очевидно, что навести порядок и установить законность будет легче на нескольких небольших территориях (республиках), чем в огромной россии с ее расшатанным госаппаратом. В национальных республиках народ сам будет делать все возможное для нормализации обстановки и дальнейшего своего развития. Главное, чтобы москва и ее опричники не вмешивались.

Русские либералы не хотят лишиться богатств субъектов федерации, не желают видеть рф в пределах Золотого кольца. Зачем им огромная территория, на которой и за десятилетия не навести порядок?. Только из чувства имперства. Они не думают о том, что многие народы лишились своей культуры и языка, что их ассимилировали, стирая их национальную идентичность. Путлер пошел дальше – он деморализует, расчеловечивает их. Русские либералы, ученые десятилетиями спокойно взирали на это, никто не возмутился, никто не бил в колокол. Кто ответит за этот чудовищный эксперимент над народами?

Мы имеем дело в двумя направлениями русской пропаганды: путинистами и псевдолибералами. Даже Токаев этим воспользовался, вскармливая Шульман нашим наивным гражданам, которые верят вывеске «русские либералы», и для которых их позиция, направленная против путлеровского режима, затмевает все остальное: имперство, шовинизм, желание сохранить империю, продолжать выкачивать богатство колоний и уничтожать народы.

Еще один штрих. Фейгина я считала достаточно разумным. Однако была неприятно удивлена недавним его интервью. Фейгин размышляет о предложении Г. Чхартишвили (писатель опять рождает нарративы?!) найти то, чем можно пронять россиян:

«Марк Фейгин в интервью Евгению Киселеву рассказал, что россиян не стоит переубеждать с помощью логичных аргументов по войне. В их случае нужно давить на чувства, в частности на то, что Путин их все это время обманывал, а никакого «Россия встает с колен» не существует. Их чувство реванша затмевает все остальное».

Фейгин говорит:

«Нужно работать С ИХ ЧУВСТВОМ ВЕЛИКОГО, ЧУВСТВОМ РЕВАНШИЗМА, а не стремлением улучшить как-то свою судьбу, избавившись от этой власти, европеизировавшись, откинув имперскую идею. Это не срабатывает, они совершенно нечувствительны к этому».

Киселев подкинул идею о Чечне и веках войны с ней.

И тут из уст Фейгина неожиданно звучит кощунственная идея, такая в «русском духе»:

«… Здесь все-таки эмоциональность важнее. На них (русских. – А.К.) большее впечатление может производить то, что те, кого они пытались подчинить себе, Чечню, сейчас в известном смысле, в социальном или бытовом, являются их хозяевами. Это их ущемляет ничуть не менее, даже может быть сильнее…».

И Фейгин дает рецепт, который может сработать. Он говорит о чеченцах:

«Я помню начало нулевых, когда в либеральной части говорилось: смотрите, что делают в Москве, как их гоняют, в период войны… А правые организации, тоже с подачи кремля, бушевали, могли побить кого-то… И какая перемена за 20 лет. Сейчас по существу русский вторичен по отношению к кавказцу. И это какая-то часть приняла, она даже как-то радуется, но побаивается, от страха, даже пиетета перед этой дикой силой. Такое видывала русская история, перед дикостью Кавказа, мягко говоря, пасовали».

Он говорит о недовольстве военных положением Кадырова и добавляет:

«Это же чувство обуяет и основной массой населения».

Боюсь поверить в услышанное. Надеюсь, я «не так поняла», но не собираются ли русские либералы воздействовать на свой народ, сыграв на их ненависти, неприятии чеченцев? Тогда кто страшнее: народ или его передовая часть, которая собирается разбудить в народе зверя? И тогда чем отличается либеральная тусовка от пропагандистов Кремля, если и те, и другие делают ставку на темную сторону своего народа?

А нельзя просто посмотреть правде в глаза и без всяких поисков врагов и крайних признать себя виновным и ответственным за происходящее? Если этого не сделают русские либералы, то этого не сделает и русский народ. Тогда миру надо просто вырывать из их лап и спасать колонизированные народы.

Кто для меня выжил из русских спикеров? Игорь Яковенко. Вероятно, есть еще приличные люди, но я их редко вижу, нет времени слушать всех в поисках разумных.

Автор