Британская помощь для ВСУ

Соединенное Королевство наращивает усилия по оказанию помощи Украине. Британцы подходят к делу достаточно творчески и гибко, используя орудия, доступные массово, и снаряды к ним, активно координируя усилия с союзниками по Альянсу. И сейчас, когда война вошла в фазу истощения, и на этапе вторжения их помощь в 2.3 млрд. фунтов и тысячи спасенных украинских жизней просто невозможно переоценить, пишет Кирилл Данильченко на страницах site.ua.


Кирило Данильченко

Украинские солдаты продолжают обучаться в Британии на 105-мм новозеландских гаубицах  L119 и  227-мм MLRS М270.

Кроме того, стартовала программа подготовки 10 тысяч рекрутов ВСУ, первая часть из которых уже заехала в гости к 11-й  пехотной бригаде. Там стандартная история с обучением первой помощи, проводке колонн, пехотному  бою, освоению ПТРК и «войне патрулей», но сильно масштабированная с начала войны.

На сегодня Киев должен получить 50 буксируемых орудий, 10 неизвестных САУ и 3 реактивные системы.

С реактивщиками все понятно — формируются батареи, которые будут работать по оперативному тылу агрессора. Три немецких «Марса», которым перешивают программное обеспечение  под ведение огня кассетными снарядами (Берлин подписал конвенцию о их неприменении) и три британских «М-270».

М-270 — это по сути два «Химарса» на гусеницах в 12 направляющих, те же 5 минут перезарядки, те же лифты, позволяющие установке перезарядить саму себя, без классических транспортно-заряжающих  машин в советской доктрине, те же ракеты.

Хотя у них тоже есть специальные машины с краном, которые могут как следовать за батарей, так и оставлять ей подарки в операционной зоне. Сменив позицию после залпа, батарея заезжает, например, на лесную поляну, где их уже ожидает модульный контейнер, который цепляется лифтом, и через 5 минут снова готовность работать.

М-270 хороша еще тем, что может использовать комбинированные пакеты — одновременно и по жестким бронированным, и по мягким целям. Буквально, выпуская М-30\М-31 по разным точкам, поразив одновременно танковую колонну кассетными минами, заглубленную цистерну моноблочной «головой» и РЛС кассетными суббоеприпасами. Или выстрелить одним пакетом классическими 227-мм управляемыми ракетами, а второй хлестнуть 110-мм неуправляемыми, например, по неукрытой пехоте, оказывая огневую поддержку в ближней зоне. Гибкое, мощное, точное оружие, способное положить ракету с 84 км в 7-метровый круг.

У НАТО эти установки работают батарей в 6 орудий, взводами по 2 пусковых, к каждому из которых прикреплена своя машина управления.

Хорошо бронированные, проходимые гусеничные самоходки, не привязанные к громоздкому тылу, действуют на значительном удалении друг от друга, если нужно наводясь на одну цель  в узкой полосе или нанося удары на всю глубину в 84 километра.

Располагая разведывательными данными и банком целей от партнеров, MLRS могут пустить немало крови тылам агрессора. Тем более что они есть на хранении у Британии, ЕС и в США, более чем уверен, что 6 машин — это первые ласточки, проба пера по подготовке расчетов, целеуказанию, логистике.

А вот с L119 все интереснее. Эта 105-мм легкая гаубица, на первый взгляд, смотрится куцо в сравнении даже со старушкой Д-30, которой у РФ в гноильнях как грязи. Стандартными американскими снарядами M1 она стреляет лишь на 12 км против 15 км у 122-мм постсоветских орудий. В свое время это было нечто среднее между тяжелым минометом и классической британской 25-фунтовой. Казалось бы,  ничего особенного.

Но.

Во-первых, у нас есть множество бригад ТрО, использующих С-60 с грузовых авто.  Если выбирать между суррогатом и артиллерийским орудием — выбор только один и он очевиден.

Во-вторых, на хранении в США, Британии, Австралии и Новой Зеландии находятся более 1100 L119 , также есть легкие гаубицы в Испании и Португалии. Все они могут использовать американские снаряды M1, которых прямо сейчас есть в наличии миллионы штук. К ним доступны боеприпасы L50, которые за счет гексогена и крупных осколков по летальности не уступают 155-мм подаркам.

Само орудие за счет небольшого заряда и ствола в 37 калибров очень точное, круговое отклонение у него небольшое по сравнению с  постсоветскими нормативами. Еще  за счет меньшего количества порохов в заряде ресурс орудия в несколько раз больше стандартных 2000 выстрелов. Мобильность — можно зацепить двухтонную станину за пикап, за любой броневик и бусик, разместить на подвеске вертолета и перебросить туда,  где стало погорячее.

Скорость ведения огня — 8 выстрелов в минуту. Есть современная система прицеливания с сенсорным экраном и ночным прицелом, а есть стандартные оптические устройства непрямой наводки. Точное, скорострельное, легкое орудие, способное быстро разворачиваться, быстро уходить, меняя позицию, буквально за 3 минуты.

В общем, через губу скептически, глядя на L119, я бы не сплевывал. В Афганистане и Ираке они работали массово и крови там пустили достаточно. Более чем вероятно, что они усилят бригады ТрО, и это тоже не последний пакет от партнеров.

В наших условиях это даже не «дареному коню в зубы не смотрят», а своя ниша, с учетом низкой моторизации ТрО и потребности в оказании  поддержки здесь и сейчас.

Не достанет до Д-30? Да, не всегда достанет. Но по ним прилетит пакет реактивной артиллерии или кассетные снаряды современных САУ, передаваемых нам Западом. Зато у корпуса резерва и территориальной обороны будет  своя собственная артиллерия.

Подводя итоги, Соединенное Королевство наращивает усилия по оказанию помощи Украине.

Британцы подходят к делу достаточно творчески и гибко, используя орудия, доступные массово, и снаряды к ним, активно координируя усилия с союзниками по Альянсу.

И сейчас, когда война вошла в фазу истощения, и на этапе вторжения их помощь в 2.3 млрд. фунтов и тысячи спасенных украинских жизней просто невозможно  переоценить.

Источник

Автор