Латынина и ее впервые увидевшие унитазы соотечественники

Айнаш Керней

Латынина все беспокоится об унитазах, которыми затарились ее соотечественники. Она не может просто признать, что дикость ее соотечественников происходит от неразвитости страны, что ни совок, ни нынешняя россия не обеспечила россиян унитазами, и что впервые увиденные унитазы представляются россиянам ценностью. Они не понимают, что унитаз прилагается к канализационной системе.

Латыниной непременно надо перевести стрелки. И вот она снова сравнила своих соотечественников, разжившихся унитазами, с кочевниками, сказав: «… как толпа кочевников, впервые увидевшие унитаз».

Что ж, тема заявлена и требует раскрытия. Когда кочевники впервые увидели унитаз?

Города кочевников возникали на протяжении торговых путей уже в раннее Средневековье. Города выполняли функцию коммерческих центров. Золотая Орда (не ставка, а империя) значительно расширила мировую торговлю, а с ней и сеть дорог, транспортных коридоров. Это придало импульс строительству городов Степи и по берегам водоемов. Города стали торговыми и экономическими центрами.

Раннесредневековый Сауран сложился как город в VI в. из небольшого поселения I в. Канализация, водопровод, публичные бани датируются XI-XII вв. Новый расцвет Саурана пришелся на I половину XVI в., в период Казахского ханства.

В столице ордынцев Сарай-Бату, основанной в середине XIII в., имелись кварталы ремесленников: гончаров, ювелиров, стеклодувов, кузнецов, столяров, мастеров по выделке кожи, изготовлению фарфора и керамических труб. Дворцы и общественные здания возводились из обожжённого кирпича, дома жителей строились из сырцового кирпича. Дома отапливались канами – подпольными дымоходами, трубы которых из кухонь тянулись под полами жилых помещений.

В первой трети XIV в. писали о Сарай-Бату:

«Город Сарай – один из красивейших городов, достигающий чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненной людьми, красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы поехали верхом… намереваясь объехать и узнать размеры города… выехали утром, а доехали до другого конца города только после полудня… и это все сплошной ряд домов».

В другом городе – Сарай-Берке, основанном в XIV в., многочисленные ирригационные каналы, бассейны, городские бани, фонтаны, мощеные улицы, водопровод, канализация были нормой.

Степные города предоставляли купцам, торговавшим по маршруту Шелкового пути, всю необходимую инфраструктуру: рынки, таможенные пункты, постоялые дома, складские помещения.

Так что (к реплике Латыниной) кочевники не только видели керамические, глиняные и пр. отхожие места, специальные помещения и резервуары для купания, но и создавали целые канализационные, ирригационные, отопительные системы. Кстати, тюрки уже в средневековье использовали стандартизированные изделия. Так размеры канализационных труб из разных городов Великой Степи подходили друг другу.

В Азии города начинали строить с ирригационных сооружений и системы канализации. На Западе возводили город, не думая о том, куда будут девать продукты жизнедеятельности. Но об этом – ниже.

Безусловно, соотношение городских жителей было невелико в сравнении с теми, кто кочевал или вел полукочевой образ жизни. В Степи, где проживало большинство населения, существовали нормы личной гигиены и т.н. «туалетный этикет». Куда они девали отходы жизнедеятельности? Кочевник обязательно удалялся на расстояние (!) от жилья, в специально отведенное место. Это место, как правило, скрыто от посторонних глаз (дело интимное): овраги, лощина и т.п. (на қыстау рыли выгребные ямы). Использовал кумган с водой для подмывания.

Испражнения прикапывались, присыпались, чтобы не оскорблять взгляда других людей (почему-то Латынина не упомянула о том, что ее соотечественники мазали калом стены домов украинцев, – постеснялась, что ли?). Затем основательно мылись руки, лицо, полоскался рот (мусульмане мыли еще ступни ног до щиколотки) с мылом (қазақи варили мыло впрок в период соғыма, вываривая кости, добавляя туда золу душистых трав и др.). Фу, – скажете вы, на улице…

ОК. Смотрим, как в средние века и даже позже обстояло дело с туалетом и испражнениями, например, в цивилизованной Европе и менее цивилизованной имперской России.

В европейских городах помои выплескивали из окон. В XIII в. во Франции вышел указ о необходимости перед выплескиванием помоев из окна трижды кричать «Берегись!». Позже хозяев личных подворий обязывали под угрозой наказания делать выгребную яму на заднем дворе. Остальные могли выбрасывать мусор в ров с городской стены.

В 1539 году Франциск I приказал конфисковать недвижимость у тех, кто не будет строить под домами резервуар для экскрементов. Золотари потом переливали содержимое резервуаров в бочки и вывозили за городскую черту в выгребные ямы.

В 1740 году в Париже создали, наконец, городскую канализацию, но это не избавило Париж от зловония. Жители сваливали в подземные каналы все подряд и очень быстро забили каналы. Вонь вернулась.

Наконец, через 65 лет, с 1805 по 1815 годы французский инженер Брюнзо расчистил и реконструировал эту канализационную систему. В XIX веке во Франции с гордостью на тротуарах главных улиц (!) появились специальные кабинки с короткими дверями, сигнализировавшими о занятости сооружения. Однако во многих местах, например, в Латинском квартале Парижа, до конца XIX века нечистоты могли течь по улицам (правда, по ночам).

Англичане содержимое ночных горшков выливали в камины или в окна. Грязная вода просачивалась в землю, отравляла колодцы. Эпидемии становились неизбежными, и они часто случались. Существовали специальные городские сторожа, которые, среди прочего, предупреждали ночных прохожих об опасности быть облитыми испражнениями, выливаемыми из окон. Горожане защищались… шляпами с широкими полями.

Придуманный Джоном Харрингтоном в 1596 году ватерклозет не вызвал интереса.

В XVII в. английским парламентом был принят билль о постройке бань, прачечных и удешевлении воды. Правда, этому противилась церковь.

К середине XIX века в результате промышленного развития половина населения Англии жила в городах. Рабочие жили скученно, трущобы стремительно росли. Санитарные нормы никого не беспокоили. Заразные болезни привели к тому, что средняя продолжительность жизни в городах упала до 26 лет (в сельской местности – 50 лет).

После эпидемии холеры был принят Акт об общественном здоровье (1848), который предполагал меры по борьбе с мусором, нечистотами. В середине XIX века (несмотря на строгость викторианской морали) стали пропагандировать мытье тела, а врачам (!) рекомендовали мыть руки после посещения каждого пациента.

До середины XIX века окна английского парламента держали закрытыми из-за вони со стороны Темзы, куда стекали все городские нечистоты.

«Лето 1858 г. вошло в историю британской столицы как «великая лондонская вонь», поскольку находиться в то время возле Темзы, куда сливалось содержимое канализации, было просто невозможно…. Итак, во второй половине XIX в. вопросы гигиены вышли на передний план во всем цивилизованном мире. Постепенно городские власти вменили себе в обязанность защиту населения от эпидемий, инвестируя в инфраструктуру и строительство канализаций… С 1893 г. (с принятием прусского коммунального закона) были заложены основы для финансирования государственных мероприятий по очистке городов…» (Малахов В. М. Городские отходы в России: состояние, проблемы, пути решения. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2012. – С. 13-14).

В России вопрос решался просто: испражнялись в избе, потом меняли солому.

Словом, пока Европа веками «пахла», «дикие» кочевники не знали такой напасти.

Туалетная бумага появилась в Европе в середине XIX в. Изобретатель чуть не разорился из-за отсутствия спроса на его изобретение.

Сейчас все более распространяется биде и полы с подогревом. Норма формы старой сути – азиатского способа гигиены.

К заявке русских о том, что они научили наших мужчин қазақов «мочиться стоя», замечу, что медициной доказано преимущество исправления естественных потребностей в положении сидя на корточках.

В Японии в общественных уборных предлагается два типа туалета: восточный/азиатский (на корточках) и западный (унитаз).

Кстати, расположение в квартире туалета рядом с кухней вызывало у қазақов неприятие. Многие қазақи рассказывали, что в 1960-1980-ые гг. старики, приезжающие к детям в города из аула, испытывали недоумение и неудобства от необходимости испражняться в помещении, расположенном рядом с кухней. «Дикие» же…

На заставке: картина В. Верещагина «Русский лагерь в Туркестане» (1869)

Автор