Хроники Харькова. 24.03.2022. Месяц войны

Микита Соловйов

Месяц назад Харьков проснулся в пять утра от обстрелов города. Несмотря на предупреждения США, ночное обращение Зеленского, на скопление вдоль границы, война для Харькова началась неожиданно. Даже те немногие в Харькове, кто знали, что Россия рано или поздно нападет, что этой войне уже больше трехсот лет, и Россия не отступится, не ждали этого в тот момент.

Харьков много десятилетий был слишком сильно связан с Россией. В Москву от нас уезжали в советские годы намного чаще, чем в Киев. Харьковские институты и заводы намного теснее были связаны с Москвой, чем с Киевом. С получением независимости и даже после начала войны в 14-м эта связь для подавляющего большинства ослабла, но не прекратилась. В Харькове трудно найти человека, у которого не было бы родственников и приятелей в России. И они начнут нас бомбить? Вы с ума сошли? Начали. Бомбят. И с ума сошли не мы, говорившие это. С ума очередной раз окончательно сошла Россия.

В один момент вся довоенная жизнь прекратилась. Все планы, которые строились 23-го февраля на завтра, следующий месяц и год, перестали существовать. Мирное время (а для 99,9% харьковчан оно было мирным) закончилось, и его правила тоже. Умерла в одну секунду вся логистика, весь бизнес. А новая жизнь, военная, началась не сразу. Если расчет был на шок, то этот расчет оправдался.

Но больше он не оправдался ни в чем. Ни в том, что Харьков будет встречать русских с цветами как освободителя. Ни в том, что русской армии удастся сразу опрокинуть ВСУ и зайти в город. Ни что «Харьков русский город!». Ни что нас быстро получится запугать.

За этот месяц Харьков успел не только удивить всех вокруг. За этот месяц Харьков очень много нового узнал о себе сам. В том числе такого, во что до войны не до конца верили даже самые большие патриоты Украины и Харькова в городе. Сейчас это о себе знаем мы все. И это о нас узнала вся страна и весь мир.

Мы точно знаем теперь, что Харьков – украинский город. Не по цвету паспорта или географии, а по духу и воле. Весь. До последнего здания и булыжника мостовой на Сумской. До последнего хипстера в бизнес-центре и чОткого пацанчика с ХТЗ. Что Харьков не сломать и не запугать. Что Харьков не бросает своих. Что Харьков дружен и заботится о всех, даже когда самому очень тяжело.

Что, когда пришлось, Харьков стал восточной крепостью Украины на пути российской орды. И форпостом свободного мира перед приливом нелюди.

И мы много узнали не только о себе. Мы узнали, что мы не одни. Что руку помощи нам протянут и поделятся с нами чем могут из любого города Украины. Сотни тысяч домов на западе Украины распахнули двери и предложили стол и кров нашим беженцам. Сотни тысяч людей по всему миру приглашают нас к себе. Народы и страны помогают нам чем могут – от слов поддержки до бронежилетов и медицины, еды и памперсов.

Мы узнали, что если нам тяжело, но мы стоим, то с нами весь мир.

Мы очень много узнали друг о друге. Война обнулила очень многое, важное до войны. И харьковчане оказались часто совсем не такими, как привыкли видеть друг друга. Слетела шелуха, наносное. Война оставила наши души нагими. Было очень много открытий. Не знаю, у кого как, а у меня подавляющее большинство радостными. Куча людей, от которых я не ждал ничего хорошего, проявили себя Людьми. Были и обратные случаи, но их было во много-много раз меньше.

За этот месяц мы потеряли многое. Самое страшное, что мы потеряли людские жизни, сотни жизней. Многие сотни получили ранения. Любимый город, всю любовь к которому мы поняли только сейчас, полуразрушен. Сотни тысяч людей потеряли свои дома временно, а тысячи навсегда. Мы теперь знаем, какое счастье просыпаться не от обстрела и знать, что на тебя точно не упадет бомба, и в твоих родных не прилетит ракета.

А еще, когда у нас попытались ее отобрать, мы узнали истинную цену нашей свободы. И увидели, что это высшая ценность не для тебя одного.

Мы пережили первый шок. И спасибо тем, кто своим мужеством, а иногда и жизнью, дал нам такую возможность. Собрались. И начали методично отбиваться и уничтожать накатывающие волны нелюдей, волны русских. Мы начали заботиться друг о друге. Сначала о тех, кто защищает нас. Потом о тех, кому без помощи тяжелее всего. Помогли выехать тем, кому это было необходимо. Убедились в том, что мы стоим крепко, что о нас разобьется любая орда. А теперь учимся и в этих условиях просто жить.

Харьков, я люблю тебя! Россия, будь проклята! Да ты уже проклята.

И закончу так, как заканчиваю все свои Хроники этот месяц.
Харьков стоит!
Слава Украине!
Низкий поклон нашим защитникам!

 

На фото: Здание школы в Харькове после обстрела

Автор