28.09.2018. За Порошенка було краще

Джейн Доу Джонс

28 сентября 2018 года Украина стала чуть-чуть ближе к цивилизованной Европе. В этот день в свой первый рейс отправился поезд с романтическим названием «Поезд Четырёх Столиц». Экспресс, отправлявшийся из Киева, проезжал Ригу, Вильнюс, ну и, некуда правды девать, Минск.

Период с 2014 по 2019 – это не только время великих бедствий и не менее великих испытаний, но и эпоха больших надежд и грандиозных свершений. Одним из которых стал безвизовый режим между Украиной и Шенгенской зоной. Вообще, оглядываясь назад, трудно представить, как так вышло – чтобы гражданам бедной, подчистую ограбленной прежней властью страны, в которой идёт война и оккупированы целые регионы, в которой регулярно отлавливают российских диверсантов и агентов влияния (а порой не успевают, и тогда в воздух взлетают то мосты, то армейские склады, то журналисты), предоставили свободный въезд в святая святых, в Евросоюз? Какие аргументы привели президент Порошенко и украинский МИД, какими доводами переубеждали европейское руководство – об этом знают лишь причастные к событиям. Возможно, однажды успехи украинской дипломатии станут изучать в вузах, об этом напишут диссертации будущие аспиранты.

Но факт остаётся фактом: границы открылись, и украинцы получили возможность путешествовать поездом в Вильнюс или Ригу, словно в Ужгород или Харьков. Между прочим, турне в страны Балтии по рельсам выглядело, скорее, довольно дорогим и длительным аттракционом для любителей – куда быстрее и дешевле было добраться до той же Риги самолётом, благо, лоукосты спокойно доносили наших граждан до европейской столицы за час-полтора и несколько сотен гривен.

В наши дни «Поезд четырёх столиц» укатил в историю, подобно легендарному «Восточному экспрессу». И примерно по тем же причинам: по политическим. Слетевший с катушек режим Лукашенко поссорился со всеми своими соседями (кроме РФ, понятно), и поездки через Синявокую прекратились. Но что мешает нынешнему руководству Украины договориться об альтернативном маршруте – к примеру, через Варшаву? Мешают ровно две вещи.

Во-первых, за два с половиной года руководства зекоманды эпоха бедности в Украине окончилась так бесповоротно, что большинство наших сограждан тратят ныне свои доходы, в основном, на еду с коммуналкой – как-то не до вояжей стало. А во-вторых, нынешний режим портит отношения с Западом немногим менее эффективно, чем его белорусские коллеги. Если так пойдёт и дальше, единственные, кто сможет добраться из Украины до Европы с гарантией, – политические беженцы. Так или иначе, а «Поезд четырёх столиц» пока остаётся лишь романтическим воспоминаниям о тех временах, когда Украина шла в Европейский союз, а не в зелёный таёжный тупик.

Автор