Битва за реформы рынка газа
Заваривайте чаек, у меня для вас лонгрид. Опять… Потому что сейчас в битве за реформы рынка газа нужно поставить все точки над “i”. Так что, как всегда, буду очень благодарен вам за репост.
Поговорим ПОДРОБНО про «Программу 2020». Сегодня утром Нафтогаз презентовал свою «Стратегию 2025», где НАК, в том числе, рассказывал о причинах провала «Программы 2020». Скрин с этого блока на заставке к публикации. Там видна фраза о том, что из 19 обязательств, которые Кабмин взял на себя в 2016 году, вовремя и полностью было выполнено только 1.
Итак, «Программа 2020» подразумевала определенные ОБЯЗАТЕЛЬСТВА правительства перед добывающими компаниями (не только перед Нафтогазом, но и перед всей отраслью в принципе). Причем, согласно распоряжения КМУ №1079-р от 28.12.2016 (самый конец 2016-го), КМУ планировал фактически ВЫПОЛНИТЬ возложенные на него обязательства в первом ПОЛУГОДИИ 2017 года. Сейчас, читая список всего того, что на себя брал Кабмин, я аhреневаю, как они собирались сделать это все за несколько месяцев, но при политической воле это было действительно возможно.
Идея заключалась вот в чем.
Кабмин должен был (1) упростить разрешительные процедуры, которые были еще “совкового образца”, куча бюрократии, толку – ноль; (2) провести прозрачные конкурсы НА НОВЫЕ месторождения (то есть дать добывающим компаниям доступ к ресурсу); (3) усовершенствовать налоговое законодательство, чтобы стимулировать добывающие предприятия тратить БОЛЬШЕ на добычу И ТАКИМ ОБРАЗОМ позволить добывающим компаниям серьезно нарастить добычу газа.
(прошло 5 лет)…
В феврале 2021 года уже Кабмин Шмыгаля собрал межведомственную группу, задача которой была оценить “так а шо там с концепцией 2020?” и посмотреть, что же сделал Кабмин на февраль 2021 года из того, что обещал сделать В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 2017-го.
Как я получил доступ к документам межведомственной рабочей группы – не очень важно по следующий причинам: (1) это НЕ конфиденциальная информация, там нет ничего “сбушного-военного-секретного”, и (2) скоро протоколы этих заседаний и так должны стать публичными.
На фото в этой публикации сказано про “19 пунктов (обязов) кабмина”. Давайте я вам про них расскажу (когда будете читать сроки, учтите, что все это должно было быть готовым примерно к (хх.05.2017).
1) Усовершенствование порядка получения специальных разрешений на использование недрами.
Дает возможность добывающим компаниям (давайте буду сокращать как д.к.) быстрее получать доступ к новым лицензиям.
*Статус – сделано с опозданием (19.02.2020).
2) Разрешение на добычу газа на шельфе Черного моря (рядом с Одессой).
Лицензию получил Нафтогаз, из-за близости к русским и возможных провокаций. У НАКа уже есть успешная история защиты своих активов, поэтому логично что отдали НАКу.
*Статус – сделано с опозданием (фактически конец декабря 2020 года).
3) Проведение открытых аукционов на продажу лицензий (минимум 50 штук).
Аукционы провели, но не все. Опять же, как и в первых двух пунктах мы говорим о “доступе к ресурсу”. На аукционах победили разные компании – Нафтогаз, ДТЭК, Геоальянс, Сигма.
*Статус – выполнено частично (на февраль 2021).
4) Изменения в Кодекс Украины о недрах; ЗУ О нефти и газе, ЗУ Об охране окружающей среды.
Это усовершенствование действующего законодательства и упрощение получения разрешительных процедур. Я приведу пример. Раньше, если компания имеет 5 лицензий и хочет одну продать, ОНА НЕ МОЖЕТ ЭТО СДЕЛАТЬ. Купить можно было только всю компанию целиком (с 5-ю лицензиями). Теперь компания (юридическое лицо, владеющее лицензиями) сможет продавать какую-то свою лицензию, если так захочет.
*Статус – НЕ ВЫПОЛНЕНО (хотя в отчете КМУ сказано, что выполнено. Это не совсем так, так как “поданы изменения в законы”, но они еще не проголосованы Верховной Радой, а соответственно, ЕЩЕ не работают.
5) Изменения ТОННЫ подзаконных актов (там много законов – “О нефти и газе”, “О газе в угольных месторождениях” и так далее).
Просто синхронизация действующего законодательства. Закон поменяли, а подзаконные акты еще нет. Вот над этим и работают.
*Статус – “in progress” то есть для добывающих компаний положительного эффекта еще нет.
6) Создание рабочей группы для “усовершенствования тарифной политики”.
Это очень ржачный пункт. И KPI выполнения у него “создать рабочую группу”. Группу создали!
*Статус – выполнено. Сам пункт на добычу не влияет ВООБЩЕ. “О чем” эта рабочая группа написано в пункте 7.
7) Тарифная политика ГТС для добывающих компаний.
Раньше для добывающих компаний НЕ БЫЛО никаких тарифов за “вход” в ГТС, когда они газ туда запускают. Это, конечно же, НЕ правильно. Европейские практики такое не одобряют. А мы движемся в Европу. Поэтому тарифы для добывающих компаний ввели. Они взбунтовались, попросили создать рабочую группу (пункт 6) и там обговаривали: (i) какие должны быть тарифы (просто хотели выбить себе скидку), и (ii) какие штрафы должны быть для добывающих компаний, если они впускали в систему больше газа чем “бронировали заранее”. Наш регулятор ответил, что есть европейские методики расчета тарифов и штрафов, “вот мы их и применяем”. Так и есть и это правильно. Добывающие компании просто хотели продавить для себя более выгодные условия. Не получилось.
*Статус – сделано. Пункты 6 и 7 толком ни на что не влияют. Те правила, по которым компании работают сейчас, используются и в Европе. То есть это все было ни о чем. Идем дальше.
8) Синхронизация ЗУ О рынке природного газа.
Опять же синхронизация действующего законодательства с другими законами.
* Статус – не сделано.
9) Методика расчета оценки недр.
Зачем это нужно. Потому что по ним потом считают, сколько компания должна заплатить налога в бюджет (понятное дело, что чем больше лицензия, ТЕМ БОЛЬШЕ нужно заплатить в бюджет, логично). Методика оценки у нас совковая, это все нужно исправлять.
*Статус – законопроект подан, но еще не проголосован. То есть можно говорить, что не сделано, так как ПОКА ЧТО не влияет на работу добывающих компаний. Хотя законопроект написали и подали в Раду.
10) Важный пункт. Внесение изменений в Налоговый кодекс в части добычи газа.
Упрощенно объясняю. Раньше, если добывающая компания добывала газа на 100 грн, например, то 29 грн она платила налогов, которые уходили в госбюджет. Изменения позволят оставлять 5% в местной ОТГ. Что должно привести к развитию местных громад. Это действительно важное изменение (децентрализация, все дела).
* Статус – выполнено.
11) Реформирование центральных органов исполнительной власти.
Сюда входят несколько организаций (Госгеонедра, ФГИУ, Министерство экологии и т.д.). Фишка в том, что упрощает ПОЛУЧЕНИЕ компаниями уже собранной гео-информации об участках, где разрешено бурить. Как я уже говорил, многие процессы такого рода у нас “совок-совок”.
*Статус – “выполняется”. То есть еще не работает.
12) Имплементация “единого регионального офиса” (ЕРО).
Когда добывающая компания хочет получить разрешение на работу с недрами, ей приходится подавать кучу САМЫХ РАЗНЫХ документов в большое количество РАЗНЫХ госучереждений. ЕРО – это “одно окно”, куда компании будут сдавать все доки. Просто упрощает им жизнь. Хорошая тема.
*Статус – не сделано.
13) и 14) Напишу в одном. “Диджитализация” (гифка Кличка) “Госгеонедра” и “Минеральные Ресурсы Украины”.
Опять же, есть базы данных, они на сайтах нулевых годов. Там жопа, эксельчики. Эти изменения позволят им усовершенствовать свой интерфейс, что приведет к ускоренной работе с добывающими компаниями. Нужные вещи.
*Статус – выполнено с опозданием.
15 и 16) Изменения в порядок проведения экспертиз по оценке запасов полезных ископаемых.
То же самое, что и писал выше. Совковые процессы, их реформируют. Устаревшие методики заменяют на современные. В 2021 году, ага…
*Статус – правки включили в законопроект, но он еще не принят. То есть “еще не работает”.
17) Стимулирование (налоговое) нетрадиционной добычи.
Есть кейсы, когда большой риск того, что “ты ничего не найдешь”. Такие кейсы облагают БОЛЕЕ НИЗКОЙ ставкой налога (5%), чтобы компании брали такие риски и проверяли месторождения, которые потенциально могут дать добычу.
18) Имплементация так называемого EITI (Extractive Industries Transparency Initiative).
Это специальная программа “раскрытия данных добывающих компаний”. Фишка в том, что “субъекты хозяйствования” будут раскрывать информацию, на что пошли налоги от добывающих компаний. Фактически это просто имплементация европейских практик работы в индустрии добычи полезных ископаемых.
*Статус – выполнено.
19) Диджитализация процесса пункта 18.
Подготовка приказов Минэнерго, которые позволяют подавать отчетность в электронном виде.
* Статус – выполнено частично (Минфин еще свою часть не подписал).
Как видите, БОЛЬШИНСТВО не вополнено до сих пор! Многое из того, что выполнено, напрямую на увеличение добычи не очень влияет. То есть можно смело делать вывод, что «Программа 2020» завалена ИМЕННО КАБМИНОМ (читай – Гройсманом).
Еще раз, это мы говорим ЗА ФЕВРАЛЬ 2021 года. Гройсман подписался все это выполнить к первому полугодию 2017! Ну за Гройсмана мы в курсе, родоначальник Винницкой Школы Экономики по-другому работать и не мог.
Напоследок пару интересных фактов про «Программу 2020». На сайте Верховной Рады можно найти минуты заседания, где обговаривалась это концепция (АЖ В ДАЛЕКОМ 2016-м). Линк на стенограмму тут. В ней можно почитать (страницы 7-11), как Витренко считает важным выполнение взятых на себя обязательств Кабмином, чтобы у НАКа была возможность увеличить добычу газа, и постоянно говорит о важности “рыночных цен на газ”. 🙂
А теперь и рыночек не нужен, и виноват у нас не Кабмин, а руководство Нафтогаза, включая наблюдательный совет.
Вывод: попьешь из кружки Ермака – козленочком станешь.
А теперь – репист!