О внешней политике. Часть 3

Helgi Sharp

Сегодня произошло знаковое событие. Россия впервые прямо продемонстрировала своё бессилие перед западными санкциями. Формальным выражением сложившейся ситуации стало то, что Москва дала понять: она может отказаться от достройки Северного Потока-2. И хотя данный факт завуалирован фразой «это станет возможно в случае резкой смены политической ситуации в европейских странах», всем понятно, что с приходом новой американской администрации, эта смена УЖЕ произошла.

Последняя надежда россиян была на замену фрау Меркель условно пророссийским преемником – новым главой ХДС 59-летним Армином Лашетом. Действительно, Лашет относится к тем политикам, для характеристики которых в немецком языке даже придумали новое слово Putinversteher — «пониматель» Путина. Так аннексию Крыма Меркель категорично осудила, заявив прямо: «Германия этого не понимает». А Лашет понял: вопреки резкой риторике коллег он выступил за продолжение сотрудничества с РФ и против «антипутинского популизма». В то же время он поддерживает антироссийские санкции за Крым, хотя и заявлял, что он за их скорейшую отмену при условии «конструктивного развития» Минского процесса. Более того, он в свое время высказывался против «демонизации» Путина и призывал попытаться понять российскую позицию, взглянув на ситуацию «глазами партнера по диалогу».

Однако напрасно запоребриковцы питают большие надежды на канцлерство «понимающего» Лашета. С учетом места ХДС в политико-партийной системе Германии глава партии обладает определенным влиянием на вопросы внешней политики, но это влияние не стоит переоценивать. К тому же далеко не факт, что именно он станет бундесканцлером. Не говоря о том, что его относительно мягкое отношение к РФ может ужесточиться до неузнаваемости на фоне ряда факторов, в том числе влияния на европейскую политику новой администрации США.

А теперь о новом курсе Белого дома на европейском направлении. Он будет если не в корне, то значительно отличаться от трамповского. Если Донни в основном махал перед Европой кнутом, то Байден намерен орудовать пряником. Это будет выражаться в том, что Вашингтон опять хочет взять на себя основные расходы по содержанию НАТО (Трамп требовал от европейцев обратного) взамен на добровольный отказ от энергетического сотрудничества с Россией. И это хорошая сделка для европейцев, которые намерены резко сократить закупку нефти и газа – к 2030 году углеродные выбросы в Европе должны сократиться на 55 процентов по сравнению с 1990 годом, а не на 40, как полагалось ранее. Кроме того, американцы в течение 2 лет намерены преимущественно на свои деньги построить на севере Европы 4 терминала по приёму сжиженного газа из США. И если ранее Западная Европа (в основном Германия) шантажировала Белый Дом “вынужденным” возобновлением сотрудничества с Москвой, при таком раскладе ей становится выгоднее найти общий язык с Вашингтоном.

Все эти факторы здорово бьют по России – доходы от экспорта нефти за январь-ноябрь прошлого года рухнули на 40,9 процента по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и составили 66,391 млрд дол. А если остановится (не если, а когда) СП-2, потенциальные потери могут уже через пару лет достигнуть 100 млрд дол в год. Путин всё это начал понимать, а потому уже без оглядки на «коварный» Запад пустился во все тяжкие: история с Навальным – яркое тому подтверждение.

Какое в этих раскладах место принадлежит Украине?

Многое зависит от самой Украины. Своими назначениями в новую администрацию (Виктория Нуланд займёт пост зам. Госсекретаря, курирующего евразийское направление, а кандидатура Курта Волкера – среди номинантов на должность посла) Байден даёт понять, что он полностью на стороне Киева, и давать каких-либо поблажек Эрэфии не намерен.

Мало того… Не зря сейчас в ОПУ в качестве своей заслуги начали трубить о том, что Байден может приехать в Украину на 30-летие Независимости. На самом деле, дела обстоят несколько иначе…

Предварительно на лето у нового президента запланировано турне по странам Восточной Европы, в ходе которого он может посетить Литву, Польшу, Румынию и Украину – именно эти страны Байден рассматривает в качестве основных союзников в контексте сдерживания России на её западных рубежах. И драфт такой поездки был по лоббистским каналам согласован, минуя ОПУ, – в это время Зеленский метался между Деркачом, Коломойским и Трампом. А с кем согласован, догадайтесь с одного раза.

Что имеем на выходе? Желание Байдена вывести отношения с Украиной на уровень, который существовал до прихода Зе. Новый американский президент не злопамятный – просто злой и память у него хорошая. И он хорошо запомнил, что все, кто так или иначе пытался раскручивать тему с его сыном и ориентировался на победу Трампа, сидят в одной лодке – это те же Коломойский, Зеленский, Ермак, Деркач.

Байден – опытный политик и не будет рубить с плеча. Формально не вмешиваясь в украинскую политику, он сделает всё для того, чтобы Зе даже не помышлял о втором сроке.

По моим расчётам, пик слабости России (с учётом изложенных «энергетических» и санкционных факторов) придётся на 2024 год – год выборов президента Украины. И если граждане моей страны выберут государственника, а не очередного клоуна из телевизора, у нас появится отличный шанс в ускоренном порядке стать членом НАТО и даже вернуть Донбасс (за Крым не скажу – там всё сложнее). Первые же два пункта весьма реальны и осуществимы до 2029 года. Но здесь нужно, чтобы многие звёзды сошлись.

Для этого и нам нужно хорошо поработать: вчера – мечта, сегодня – цель, завтра – реальность.

 

Автор